Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Сколько стоит вести бизнес в Украине

15.08.2016

Начиная собственный бизнес, украинские предприниматели должны быть готовы к тому, что им придется тратить ценные для бизнеса рабочие дни и немалые суммы средств просто для того, чтобы иметь возможность заниматься предпринимательством. Выполнение всех требований, созданных для бизнеса государственным регулированием, тяготит предпринимателей, особенно малый и средний бизнес, который не имеет для этого достаточно ресурсов.

Из своего опыта и из рассказов друзей-предпринимателей мы знаем, как неоднократно затягиваются процессы выдачи справок и сколько времени занимает сбор всех необходимых документов. Мы слышали о том, как прохождение проверок замедляет работу фирм и как трудно бывает поспевать за изменениями в налоговом законодательстве. Однако до сих пор было трудно оценить, сколько ресурсов - денежных и временных - в среднем тратит одна фирма в Украине на выполнение требований регуляторного законодательства.

Программа USAID "Лидерство в экономическом управлении городом", которая направлена ​​на развитие малого и среднего бизнеса, провела опрос представителей малых и средних фирм, в котором подробно расспросили их о том, сколько средств и времени они тратили на различные процедуры, связанные с ведением бизнеса . Нас интересовали затраты на регулирование, которые осуществляются в течение всего "жизненного цикла" отдельно взятого бизнеса: начиная от регистрации нового предприятия и заканчивая получением разрешений и прохождением проверок. Всего мы опросили более 1800 малых и средних предприятий, среди которых 500 - это физические лица-предприниматели (ФОПы).

Стоимость регулирования

В среднем одно малое или среднее предприятие тратит на прохождение регуляторных процедур около 30 000 грн в год. Столько средств потратила бы одна фирма в среднем в 2015 году, если бы она зарегистрировалась, получила все необходимые разрешения и лицензии и прошла соответствующие проверки за один год. Эта цифра - сумма официальных платежей, предприниматели платят государству за прохождение регуляторных процедур и неофициальных платежей, пов "связанных с этими же процедурами. Также в эту сумму входит рабочее время, затраченное на соблюдение регулирования, который мы выразили в денежном эквиваленте - через среднюю зарплату по региону.

При этом практически половина опрошенных предприятий, а именно 49%, проходили проверки. Несмотря на то, что в 2015 году, как и сейчас, действовал мораторий на проверки, проверять предпринимателей приходили представители пожарной охраны, налоговой инспекции, Государственной санитарно-эпидемиологической службы, МВД и других контролирующих органов.

В среднем одна фирма, которая проходила проверки, потратила на это 2 недели своего времени и оплатила более чем 33 000 грн в виде штрафов, конфискаций и неофициальных платежей. Чем больше был размер предприятия, даже если оно входило в категорию "малых или средних", тем чаще его посещали с проверками и тем больше предприятие тратило в результате этих проверок. Это указывает на то, что фирмы, которые выросли до определенного уровня, чаще попадают в "поле зрения" контролирующих органов.

Администрирование налогов

Говоря о налогах, почти половина опрошенных нами представителей малых и средних предприятий указали на то, что высокий уровень налогообложения создает сложности для их бизнеса. Действительно, по результатам нашего исследования малые и средние предприятия в среднем платят около 27% своей прибыли в виде налогов и сборов.

Но другой стороной проблемы с налогообложением для предпринимателей является сложность самой процедуры уплаты налогов - то есть налогового администрирования. В среднем одно малое или среднее предприятие тратит примерно 15% своего времени на соблюдение требований налогового законодательства. Наш опрос показал, что проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при уплате налогов, можно разделить на три группы.

Во-первых, это нестабильность и частые изменения налогового законодательства и налоговой отчетности. В частности, двое из трех опрошенных предпринимателей жалуются на то, что нестабильное налоговое законодательство создает проблемы для их бизнеса. Во-вторых, это сложность и обременительность налогового законодательства: высокий размер налогов и штрафов, много отчетных документов. И в-третьих, это коррупция в сфере налогообложения и сложности в отношениях между инспекторами и налогоплательщиками. Некоторые предприниматели говорят о полной зависимости от налоговых инспекторов, некоторые сталкивается с необходимостью платить взятки, а часть опрошенных обращает внимание на то, что слишком много времени при уплате налогов тратится на общение с государственными органами.

Деловой климат и ожидания

Что касается общей среды для ведения бизнеса, то опрошенные предприятия оценили текущее среда довольно плохо. Ожидания на ближайшие полгода были также не слишком оптимистичными - лишь небольшая часть опрошенных прогнозировала, что оно улучшится за это время. Однако уже в длинной перспективе - в течение следующих двух лет - предприятия ожидают увеличения своей деловой активности.

Эти мысли и ожидания бизнеса можно проиллюстрировать с помощью индексов, которые показывают разницу между положительными и отрицательными оценками. Каждый индекс, который мы вычислили, имеет значение от 1 (самый низкий уровень) до +1 (самый высокий уровень). В результате получилось, что индекс оценки текущего состояния деловой среды равна -0,42, то есть количество отрицательных оценок превышает количество положительных. Индекс ожидаемых изменений финансово-экономической ситуации в краткосрочном плане уже положительный: 0,08, а индекс ожидаемых изменений деловой активности в течение следующих двух лет еще выше: 0,45.

Как снизить стоимость ведения бизнеса в Украине

Ожидая разрешения и проходя проверки, малые и средние предприятия тратят средства и время, которое они могли бы направить на свое развитие. Для того, чтобы бизнес мог инвестировать эти ресурсы в рост, регуляторные процедуры следует сделать максимально простыми и понятными для него. Если регулирования бизнеса будет более прозрачное и меньше зависеть от решений отдельно взятых чиновников или государственных органов, это уменьшит возможности для коррупции.

Подробнее смотри по ссылке: http://delo.ua/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
14.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят новый закон об организации трудовых отношений в условиях военного положения Обновлен Справочник условных кодов товаров Аванс и зарплата: сроки выплаты ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 06.10.2025 Обновлен перечень код...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
17.10.2025
С начала года ГНС провела 24 тысячи фактических проверок в сфере оборота табака и алкоголя: на чем концентрируется служба
Среди вопросов, на которых в первую очередь концентрируется ГНС: цифровизация, налоговая медиация, трансфертное ценообразование и аграрный сектор, международное сотрудничество. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Проведение внеплановой проверки в связи с требованием налогоплател...
17.10.2025
Какие реформы ожидают управление жилищным фондом
Реформа должна обеспечить безопасное, энергоэффективное и продолжительное содержание жилья.  Больше по теме: Может ли предприниматель-единщик управлять жилым домом? Реформа должна обеспечить безопасное, энергоэффективное и продолжительное содержание жилья.  В Киеве состоялся Всеукраински...
16.10.2025
Комитет Верховной Рады по экономике представил обновленный каталог «Украинская техника для общин»
Каталог «Украинская техника для общин» создан в рамках политики развития украинских производителей «Сделано в Украине» в сотрудничестве с Федерацией работодателей Украины, Ассоциацией городов Украины и Министерством экономики, окружающей среды и сельского хозяйства «Укр...
Лучшие материалы