Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Сколько стоит вести бизнес в Украине

15.08.2016

Начиная собственный бизнес, украинские предприниматели должны быть готовы к тому, что им придется тратить ценные для бизнеса рабочие дни и немалые суммы средств просто для того, чтобы иметь возможность заниматься предпринимательством. Выполнение всех требований, созданных для бизнеса государственным регулированием, тяготит предпринимателей, особенно малый и средний бизнес, который не имеет для этого достаточно ресурсов.

Из своего опыта и из рассказов друзей-предпринимателей мы знаем, как неоднократно затягиваются процессы выдачи справок и сколько времени занимает сбор всех необходимых документов. Мы слышали о том, как прохождение проверок замедляет работу фирм и как трудно бывает поспевать за изменениями в налоговом законодательстве. Однако до сих пор было трудно оценить, сколько ресурсов - денежных и временных - в среднем тратит одна фирма в Украине на выполнение требований регуляторного законодательства.

Программа USAID "Лидерство в экономическом управлении городом", которая направлена ​​на развитие малого и среднего бизнеса, провела опрос представителей малых и средних фирм, в котором подробно расспросили их о том, сколько средств и времени они тратили на различные процедуры, связанные с ведением бизнеса . Нас интересовали затраты на регулирование, которые осуществляются в течение всего "жизненного цикла" отдельно взятого бизнеса: начиная от регистрации нового предприятия и заканчивая получением разрешений и прохождением проверок. Всего мы опросили более 1800 малых и средних предприятий, среди которых 500 - это физические лица-предприниматели (ФОПы).

Стоимость регулирования

В среднем одно малое или среднее предприятие тратит на прохождение регуляторных процедур около 30 000 грн в год. Столько средств потратила бы одна фирма в среднем в 2015 году, если бы она зарегистрировалась, получила все необходимые разрешения и лицензии и прошла соответствующие проверки за один год. Эта цифра - сумма официальных платежей, предприниматели платят государству за прохождение регуляторных процедур и неофициальных платежей, пов "связанных с этими же процедурами. Также в эту сумму входит рабочее время, затраченное на соблюдение регулирования, который мы выразили в денежном эквиваленте - через среднюю зарплату по региону.

При этом практически половина опрошенных предприятий, а именно 49%, проходили проверки. Несмотря на то, что в 2015 году, как и сейчас, действовал мораторий на проверки, проверять предпринимателей приходили представители пожарной охраны, налоговой инспекции, Государственной санитарно-эпидемиологической службы, МВД и других контролирующих органов.

В среднем одна фирма, которая проходила проверки, потратила на это 2 недели своего времени и оплатила более чем 33 000 грн в виде штрафов, конфискаций и неофициальных платежей. Чем больше был размер предприятия, даже если оно входило в категорию "малых или средних", тем чаще его посещали с проверками и тем больше предприятие тратило в результате этих проверок. Это указывает на то, что фирмы, которые выросли до определенного уровня, чаще попадают в "поле зрения" контролирующих органов.

Администрирование налогов

Говоря о налогах, почти половина опрошенных нами представителей малых и средних предприятий указали на то, что высокий уровень налогообложения создает сложности для их бизнеса. Действительно, по результатам нашего исследования малые и средние предприятия в среднем платят около 27% своей прибыли в виде налогов и сборов.

Но другой стороной проблемы с налогообложением для предпринимателей является сложность самой процедуры уплаты налогов - то есть налогового администрирования. В среднем одно малое или среднее предприятие тратит примерно 15% своего времени на соблюдение требований налогового законодательства. Наш опрос показал, что проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при уплате налогов, можно разделить на три группы.

Во-первых, это нестабильность и частые изменения налогового законодательства и налоговой отчетности. В частности, двое из трех опрошенных предпринимателей жалуются на то, что нестабильное налоговое законодательство создает проблемы для их бизнеса. Во-вторых, это сложность и обременительность налогового законодательства: высокий размер налогов и штрафов, много отчетных документов. И в-третьих, это коррупция в сфере налогообложения и сложности в отношениях между инспекторами и налогоплательщиками. Некоторые предприниматели говорят о полной зависимости от налоговых инспекторов, некоторые сталкивается с необходимостью платить взятки, а часть опрошенных обращает внимание на то, что слишком много времени при уплате налогов тратится на общение с государственными органами.

Деловой климат и ожидания

Что касается общей среды для ведения бизнеса, то опрошенные предприятия оценили текущее среда довольно плохо. Ожидания на ближайшие полгода были также не слишком оптимистичными - лишь небольшая часть опрошенных прогнозировала, что оно улучшится за это время. Однако уже в длинной перспективе - в течение следующих двух лет - предприятия ожидают увеличения своей деловой активности.

Эти мысли и ожидания бизнеса можно проиллюстрировать с помощью индексов, которые показывают разницу между положительными и отрицательными оценками. Каждый индекс, который мы вычислили, имеет значение от 1 (самый низкий уровень) до +1 (самый высокий уровень). В результате получилось, что индекс оценки текущего состояния деловой среды равна -0,42, то есть количество отрицательных оценок превышает количество положительных. Индекс ожидаемых изменений финансово-экономической ситуации в краткосрочном плане уже положительный: 0,08, а индекс ожидаемых изменений деловой активности в течение следующих двух лет еще выше: 0,45.

Как снизить стоимость ведения бизнеса в Украине

Ожидая разрешения и проходя проверки, малые и средние предприятия тратят средства и время, которое они могли бы направить на свое развитие. Для того, чтобы бизнес мог инвестировать эти ресурсы в рост, регуляторные процедуры следует сделать максимально простыми и понятными для него. Если регулирования бизнеса будет более прозрачное и меньше зависеть от решений отдельно взятых чиновников или государственных органов, это уменьшит возможности для коррупции.

Подробнее смотри по ссылке: http://delo.ua/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
15.09.2025
Внимание: с 12 октября 2025 года будут действовать новые правила пересечения границ ЕС для украинцев
Европейский Союз запускает систему въезда/выезда (Entry/Exit System – EES). Это электронная база, которая будет автоматически фиксировать все пересечения внешних границ ЕС гражданами третьих стран, в том числе украинцами. Больше по теме: Водитель предприятия сбежал во время загранкомандировки...
15.09.2025
Как военнообязанному восстановить утраченный военный билет
Военный билет может существовать в электронном и бумажном виде, но бумажный документ остается обязательным для многих процедур. Больше по теме: Заключение трудового договора между предпринимателем и работником: нужен ли военный билет? Военный билет может существовать в электронном и бумажном в...
15.09.2025
Программа действий Правительства на 2025 год: ключевые приоритеты
Программа действий на 2025 год определяет четкие цели, приоритеты и индикаторы исполнения. Это конкретный план, позволяющий отслеживать прогресс и делать государственные решения понятными гражданам. Кабмин одобрил Программу действий на 2025 год и передал ее Верховной Раде. Документ определяет четкие...
Лучшие материалы