Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

С 14 июня учетная ставка НБУ снижена до 13 %

14.06.2024 8 0 0

Правление НБУ приняло решение снизить учетную ставку с 13,5 % до 13 % с 14 июня 2024 года. Учитывая все еще сдержанные показатели инфляции, продолжающееся улучшение инфляционных ожиданий и баланс рисков для дальнейшей инфляционной динамики, НБУ продолжает цикл смягчения процентной политики, чтобы поддержать восстановление экономики.

Потребительская инфляция остается ниже целевого диапазона НБУ.

После продолжительного периода снижения инфляция осталась неизменной в апреле и лишь незначительно выросла в мае – до 3,3 % в годовом исчислении. Такие темпы роста потребительских цен были ниже, чем ожидал НБУ (Инфляционный отчет, апрель 2024 года). Как и прежде, отклонение от прогноза, прежде всего, обусловлено стремительным удешевлением сырых продуктов питания благодаря благоприятным погодным условиям, эффектам высоких прошлогодних урожаев и переориентации отдельных производителей на внутренний рынок. Однако фундаментальное инфляционное давление соответствовало апрельскому прогнозу НБУ – базовая инфляция составляла 4,4 %, оставаясь в пределах целевого коридора уже более полугода. С одной стороны, вторичные эффекты удешевления сырых продовольственных товаров, а также относительная устойчивость инфляционных ожиданий к курсовым колебаниям сдерживали рост цен на широкий спектр товаров и услуг. С другой – дальнейший рост издержек бизнеса, в том числе на оплату труда и электроэнергию, стимулировал повышение цен на значительную долю компонентов базового индекса потребительских цен.

Инфляция ускорится до конца года, однако будет оставаться умеренной.

НБУ ожидает умеренного ускорения инфляции в последующие месяцы и ее выхода за пределы целевого диапазона до конца года. Такая ценовая динамика будет определяться, прежде всего, сохранением давления на расходы бизнеса в условиях войны, вероятно, несколько более низкими урожаями после прошлогодних рекордов, переносом на цены роста заработных плат относительно высокими темпами, а также повышением тарифов на электроэнергию. В то же время по-прежнему взвешенная монетарная политика НБУ и мораторий на повышение большинства жилищно-коммунальных тарифов будут ограничивать рост цен. НБУ будет не только продолжать политику защиты гривневых сбережений от инфляционного обесценивания, но и будет покрывать структурный дефицит валюты и сглаживать чрезмерные курсовые колебания для обеспечения устойчивости валютного рынка. Эти меры важны для сохранения контроля над инфляционными ожиданиями, удержания инфляции на умеренном уровне в 2024 году и ее возвращения в целевой диапазон 5 % ± 1 п. п. в течение последующих лет.

Сохранение международной финансовой поддержки и меры по усилению устойчивости государственных финансов обеспечивают необходимый фундамент для поддержания макрофинансовой стабильности.

Бюджетные нужды в мае – первой половине июня в значительной степени финансировались за счет средств, полученных от международных партнеров в предыдущие месяцы. В ближайшие недели ожидается активизация поступлений внешней помощи. В частности, уже достигнуто соглашение на уровне персонала по четвертому пересмотру программы расширенного финансирования, так что в текущем месяце ожидается поступление 2,2 млрд долл. США от МВФ вдобавок к 1,9 млрд евро от ЕС. В условиях постепенного восстановления экономики правительство наращивает налоговые поступления, которые по итогам января – мая превысили плановые показатели. Важным инструментом покрытия бюджетных нужд остается и привлечение на внутреннем рынке на фоне сохранения высокого спроса на гривневые ОВГЗ. Учитывая ожидаемые поступления от международных партнеров и внутренние меры по мобилизации финансовых ресурсов, правительство сможет и дальше обеспечивать значительные расходы государственного бюджета. В то же время НБУ будет поддерживать комфортный уровень международных резервов, достаточный для обеспечения устойчивой и контролируемой ситуации на валютном рынке.

Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается ход полномасштабной войны.

Российская агрессия, которая продолжается уже третий год, наносит Украине значительные экономические потери и в дальнейшем подпитывает ценовое давление. НБУ предполагает снижение рисков безопасности и нормализацию условий для функционирования экономики в течение следующих лет, однако дальнейший характер войны и реальные сроки ее завершения остаются основными факторами неопределенности. Длительная война высокой интенсивности, которая будет истощать страну, является основным риском экономики. Сохраняются и другие риски, большинство из которых также прямо или косвенно связаны с ходом войны, в частности:

  • возникновение дополнительных бюджетных нужд для поддержки обороноспособности или покрытия значительных квазифискальных дефицитов, в частности, в энергетической сфере;
  • дальнейшие поражения инфраструктуры, прежде всего энергетической и портовой, что будет ограничивать экономическую активность и давить цены со стороны предложения;
  • продолжение частичного блокирования границ некоторыми странами ЕС для грузовых перевозок, что будет сдерживать экспорт и удорожать импорт;
  • углубление отрицательных миграционных тенденций.

Кроме того, потенциальное повышение косвенных налогов и акцизов для финансирования бюджетных нужд может внести дополнительный вклад в показатель инфляции в этом году. В то же время оно поддержит обороноспособность страны и устойчивость публичных финансов. К тому же, сохраняется вероятность реализации ряда сценариев, связанных с дальнейшим расширением экспортных возможностей, ускорением евроинтеграционных процессов, реализацией масштабной программы восстановления Украины, передачей Украине средств от обездвиженных российских активов. В частности, ожидается решение об использовании обездвиженных активов России по результатам заседания стран группы G7, что может дополнить уже принятые решения в США и ЕС. Реализация таких сценариев снизит инфляционное давление и оживит восстановление экономики.

Учитывая баланс рисков, все еще сдержанные показатели инфляции и продолжающееся улучшение инфляционных ожиданий, Правление НБУ решило снизить учетную ставку на 0,5 п. п. до 13,0 %.

За последние месяцы гривневые инструменты для сбережений оставались востребованными, несмотря на постепенное снижение номинальных ставок. Доходность ОВГЗ и гривневых депозитов продолжает обеспечивать сбережения от инфляционного обесценения, поэтому спрос на них сохраняется. Прирост гривневых средств населения на банковских депозитах сроком от 3 месяцев стабильный и в дальнейшем превышает прирост как коротких гривневых, так и срочных валютных вкладов. Продолжается и рост вложений граждан в гривневые ОВГЗ. Это позволило НБУ продолжить снижение учетной ставки в соответствии с апрельским макропрогнозом. Такой шаг согласуется с сохранением защиты гривневых сбережений от инфляции и в то же время будет способствовать дальнейшему оживлению кредитования, что важно для восстановления экономики.

Базовый сценарий апрельского макропрогноза предполагал снижение учетной ставки до 13 % в текущем году, однако НБУ готов адаптировать монетарную политику в случае изменения баланса рисков для инфляции и валютного рынка.

Фундаментальное ценовое давление в результате войны будет сохраняться, ожидается ускорение инфляции во втором полугодии. Учитывая это, НБУ будет направлять свою политику на сохранение умеренной инфляции в этом году и возвращение ее в целевой диапазон 5 % ± 1 п. п. в последующие годы. При изменении баланса рисков для инфляции и устойчивости валютного рынка НБУ может пересмотреть прогнозную траекторию учетной ставки. Снижение учетной ставки до 13 % годовых утверждено решением Правления НБУ от 13.06.2024 № 205-рш «О размере учетной ставки», которое вступает в силу с 14 июня 2024 года. Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением НБУ этого решения, будут обнародованы 24 июня 2024 года.

НБУ


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы