Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Реализация механизма государственно-частного партнерства на сельских территориях

01.03.2019 1465 0 0


Публично-частное партнерство как инновационная форма управления сельскими территориями ориентированное на их развитие и обеспечение экономической состоятельности. Ориентация механизма на сотрудничество территориальных общин актуализирует его, учитывая быстрый ход реформы децентрализации власти в Украине и преобладание сельский территорий в составе государства.

В рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) органы государственной власти или местного самоуправления передают часть своих полномочий частному партнеру (одному или нескольким). Соответственно на частного партнера (лицо или предприятие) возлагается обязанность реализации проекта, призванного решить часть социально-экономических или экологических проблем территориальной громады.

К субъектам государственно-частного партнерства на сельской территории относятся органы местного самоуправления (сельские, поселковые советы (в т.ч. совета ОТО), их головы, исполнительные комитеты, старосты, а также органы, которые представляют общие интересы территориальных общин), физические лица-предприниматели, юридические предприятия различных организационно-правовых форм. Публично-частное партнерство, реализующееся в пределах сельской местности, предусматривает различные формы сотрудничества между государственным и частным субъектами (концессию, управление имуществом, совместной деятельности, другие договоры).

На уровне отдельной территориальной общины практическое применение механизма ГЧП требует, чтобы представители местной власти обладали навыками правового, экономического, социально-коммуникативного характера для инициирования партнерства, выбора частных партнеров, заключение с ними договоров. Важно, чтобы уполномоченный орган мог осуществить анализ эффективности предлагаемого проекта: обосновать социально-экономические и экологические последствия его осуществления, учесть возможное негативное влияние на окружающую среду, определить перспективы или проблемы, которые могут возникнуть после окончания действия договора.

Инициируя проект ГЧП, органы общин должны придерживаться соответствующих требований отечественного законодательства. Прежде всего, такие договоры должны заключаться на срок от 5 лет, что требует от местных властей политической независимости, стратегического мышления, навыков долгосрочного планирования и проектной работы. Во-вторых, целью заключения любого договора ГЧП должно быть неукоснительное и первоочередное соблюдение интересов общества, что требует не только опыта работы руководящих органов, но и доверчивых и прозрачных отношений внутри общины. Важно, чтобы представители последней понимали, что передача частному партнеру тех или иных объектов, принадлежащих общине, не вызывает перехода права собственности ни на эти объекты, ни на земельный участок, на котором они расположены.

В-третьих, учитывая, что партнерство предполагает четкое разделение рисков между его участниками, территориальная община в лице органа местного самоуправления должна осознавать солидарную ответственность по предусмотренным обязательствам. Наконец, предоставляя частному партнеру право управления (пользования, эксплуатации) или приобретение или создание (строительства, реконструкции, модернизации) того или иного объекта на территории общины, следует предусмотреть справедливое распределение не только рисков, но и доходов (прибыли) среди представителей общины . Поэтому одним из уместных критериев определения целесообразности применения механизма ГЧП для интересов общества является его способность обеспечить высокую эффективность деятельности по сравнению с самостоятельным выполнением обществом запланированного проекта.

Актуальными на сегодня для сельских территорий Украины сферами применения механизма ГСП является поиск и разведка месторождений полезных ископаемых и их добычи; производство и внедрение энергосберегающих технологий; строительство и капитальный ремонт жилых домов; сбор, очистка и распределение воды; обращение с отходами; строительство и эксплуатация автомобильных дорог; использование туристско-рекреационных ресурсов, управления памятниками архитектуры и культурного наследия.

С целью содействия развитию сельских территорий проекты государственно-частного партнерства необходимо реализовывать в сферах требующих значительных расходов. В частности это касается управления отходами. Строительство новых сортировочных станций требуют значительных инвестиций и специализированных технологий. Примером ГЧП в этой сфере является заключение соглашений с частными партнерами для модернизации систем захоронения отходов. Бизнес также может взять на себя обязательства по проектированию, финансированию и строительству теплоэлектростанций, реализации проектов комбинированного производства тепловой и электрической энергии, а также ее продажи.

Публично-частное партнерство на сельских территориях возможно и в сферах образования и здравоохранения. Примером применения механизма партнерства в сфере образования является заключение соглашений с частными операторами на ремонт, содержание и управления школами. Медицинская реформа, автономизация государственных и коммунальных учреждений здравоохранения и переход к финансированию учреждений здравоохранения по оплате за медицинские услуги создают предпосылки для углубления сотрудничества между государством и частным сектором.

Специфическими особенностями проектов ГЧП в этой сфере является то, что запрещено сокращать сеть государственных и коммунальных учреждений здравоохранения; сторона государственного партнера должна быть представлена ​​на уровне Минздрава или органов местного самоуправления; необходимо сбалансировать социальную и коммерческую составляющие проекта (возврат инвестиций частного партнера осуществляется, как правило, за счет предоставления платных услуг); существуют ограничения по установлению платности услуг в государственных и коммунальных учреждений. Наиболее подходящими формами ГЧП для сферы здравоохранения является договор концессии, управление общим имуществом и создании совместного предприятия.

Международный опыт свидетельствует об эффективности применения механизма государственно-частного партнерства в туристической отрасли. Перспективным направлением является заключение концессионного соглашения национальными, региональными парками, расположенными на сельских территориях. Соответственно и объекты, которые находятся на территории этих парков (заведения общественного питания, магазины, зоны отдыха) также могут передаваться для управления частной стороне. Частный партнер сможет организовывать регулярные выставки, внедрять образовательные программы и новые технологии, осуществлять реконструкцию объектов.

Производство сельскохозяйственной продукции является основой продовольственной безопасности государства, и ключевой сферой, влияющей на развитие сельских территорий. Важной проблемой в сельском хозяйстве является неразвитость инфраструктуры аграрного рынка, препятствующей движению сельскохозяйственной продукции. Улучшить ситуацию можно путем заключения договоров на основании публично-частного партнерства с целью развития инфраструктуры рынка. Примером такого партнерства является построение оптовых рынков в границах сельских ОТО, создание логистических центров для облегчения связей оптового рынка с сетью супермаркетов. Формой ГЧП при развитии инфраструктуры аграрного рынка может быть заключение договоров концессии.

Государственная поддержка осуществлению проекта ГЧП может предоставляться путем предоставления органом местного самоуправления гарантий; частичного финансирования проекта за счет местного бюджета или выплаты частному партнеру отдельных платежей; приобретение произведенных частным партнером в рамках договора о сотрудничестве товаров или услуг для нужд территориальной общины. В части компенсации негативного влияния предпринимательской деятельности на окружающую среду в рамках государственно-частного партнерства община может инициировать долевое участие для компенсации воздействия на инфраструктуру, формирование фонда охраны окружающей природной среды и финансирования за его счет соответствующих мероприятий, возмещение за нецелевое использование земель сельсько- или лесохозяйственного назначения.

Публично-частное партнерство является актуальным для обеспечения развития сельских территорий Украины. Однако процесс перехода осложняется внутренними противоречиями и объективными обстоятельствами. Условиями реализации государственно-частного партнерства в Украине должны стать дальнейшая демократизация системы управления, завершение процесса объединения общин, привлечения представителей общин к управлению территориями, разработки и реализации местной политики.

http://ua-ekonomist.com

Комментарии к материалу

Лучшие материалы