Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Разрушая госмонополию: шаг навстречу государственно-частному партнерству

Редакция

23.05.2016 148 0 0

За прошедший год государство сделало большой шаг навстречу открытости: сразу несколько крупных баз данных были выложены в открытый доступ. В европейских странах это аксиома. Для Украины – пока в новинку. И, тем не менее, одной открытости данных недостаточно. Необходимо их правильно использовать, чтобы сделать доступнее как для простых граждан (проще найти нужную информацию без очередей и «подарков»), так и для того же государства (к примеру, ускоренный поиск информации).

Где лежат деньги?

Чем больше коррупционный кризис в государстве, тем интенсивнее растет социальный запрос на продукты на базе государственных открытых данных (реестр собственности, электронные госзакупки и т.д.). Фактически, кризис – это один из драйверов данного рынка.

Разработка цифровых продуктов на основе государственных открытых данных разрушает государственную монополию на многие сервисы, которые государство делает плохо, минимизируя коррупционную составляющую

Открытые данные предполагают доступ к огромному массиву государственных данных, структурированных таким образом, чтобы их считывала машина (компьютер), снабженная соответствующими API (форма для загрузки, выгрузки и верификации информации).

Рынок открытых данных в Украине – это, по сути, модель государственно-частного партнерства, «откатанная» и хорошо зарекомендовавшая себя как бизнес-модель в других европейских странах. В этом случае государство является владельцем данных, настраивает доступ и правила работы с ними, предлагает возможность монетизации, определяет правила участия в тендерах и контролирует качество предоставляемых услуг, а их поставщиков определяет по результатам открытых тендеров. Тогда как бизнес предлагает и создает непосредственно сервисы на базе этих данных. В итоге получается модель государственно-частного партнерства, где каждая сторона имеет ряд безусловных преимуществ, а модель в целом позволяет существенно экономить бюджетные средства.

Стартапы, которые сработали

Наиболее показательный пример здесь – система государственных электронных закупок ProZorro. На этапе идеи государство инициировало создание базы обмена информацией. А Министерство экономики, в состав которого входит департамент госзакупок, предложил частному бизнесу возможность подключения к открывающимся данным по определенной модели. В результате около 10 частных площадок были подключены к государственной базе закупок, арбитром и регулятором условий, паролей входа, этики и норм поведения в торгах выступает государственный департамент закупок.

При этом государство сумело сэкономить на запуске технологии (разработанной и «откатанной» частным бизнесом) и теперь обеспечивает высококонкурентный сервис для государственных же компаний и частного бизнеса. В прошлом году благодаря ProZorro были проведены открытые торги на закупки более чем на 10 млрд гривен, при этом государственная экономия составила 1,3 млрд гривен. Ожидаемая сумма торгов на 2016 год – уже 50 млрд. Впечатляющие цифры, учитывая, что система, фактически, работает только второй год.

Еще одним примером успешного государственно-частного сотрудничества в более скромных масштабах одного города можно назвать портал ІнфоЛьвів, создавший для львовян единый сервис работы с платежами ЖКХ. Он представляет собой интернет-ресурс с понятным и удобным интерфейсом, где в личном кабинете можно вести полный учет и контроль платежей за коммунальные услуги на любое количество недвижимости, просматривать историю предыдущих платежей, вносить средства и т.д. Контроль начислений и оплаты осуществляется по личному счету, который указывается на квитанциях ЖКХ и фиксируется при регистрации пользователя.

Такие примеры успешного государственно-частного партнерства можно привести еще.

Подробнее смотри по ссылке: http://forbes.net.ua/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы