Переход права собственности на юрлицо означает и переход права собственности на его имущество – Верховный Суд
Решение городского совета о передаче областному совету в общую собственность учреждений здравоохранения, принятое в соответствии с требованиями Закона от 03.03.1998 № 147/98-ВР «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» (далее – Закон № 147) и реализуемое путем подписания акта приемки-передачи с указанием адресов, балансовой и остаточной стоимости имущества соответствующих учреждений, свидетельствует о наличии воли городского совета на выбытие недвижимого имущества вместе с учреждениями здравоохранения, что исключает возможность истребования такого недвижимого имущества на основании ст. 387 Гражданского кодекса (далее – ГК).
Такой вывод изложен в постановлении Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда в деле по иску городского совета к областному совету об истребовании из чужого незаконного владения имущества, в котором расположены заведения здравоохранения.
Городской совет в 2008 году принял решение о передаче в собственность областного совета коммунальных заведений здравоохранения. Областной совет зарегистрировал за собой право собственности на недвижимое имущество, в котором расположены такие заведения.
Городской совет отмечал, что ответчик самовольно распорядился объектами недвижимого имущества заведений здравоохранения, изъяв их из собственности территориальной общины города. Вместо этого истец решение об отчуждении спорного имущества не принимал, а передал в собственность ответчика исключительно юридические лица спорных учреждений здравоохранения.
Суды предыдущих инстанций пришли к противоположным выводам о наличии в этом случае волеизъявления городского совета на передачу областному совету именно недвижимого имущества учреждений здравоохранения в составе целостных имущественных комплексов.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя в силе решение местного хозяйственного суда, которым в иске отказано, КХС Верховного Суда отметил следующее.
При отсутствии прямого запрета, установленного законом или актом органа местного самоуправления, Закон № 147 может регулировать передачу в коммунальную собственность имущество всех форм собственности. В этой связи предписания названного Закона подлежат применению к спорным правоотношениям.
По установленным по делу обстоятельствам городской совет, принимая решение о передаче в общую собственность областного совета спорных учреждений здравоохранения, руководствовался, в частности, Законом № 147, о чем прямо указано в тексте названного акта органа местного самоуправления
Частями 4, 6 ст. 7 Закон № 147 урегулировано, что объекты социальной инфраструктуры передаются вместе с имуществом предприятий, обслуживавших эти объекты, в том числе основными фондами, ремонтно-строительными базами, мастерскими, транспортными средствами, уборочной техникой, в части, определяемой комиссией по вопросам передачи объектов, которая осуществляет передачу. Право собственности на объект передачи возникает с даты подписания акта приемки-передачи.
Между городским и областным советами подписан соответствующий акт приемки-передачи спорных учреждений здравоохранения с указанием их адресов, балансовой и остаточной стоимости имущества соответствующих учреждений.
С учетом приведенного КХС Верховного Суда согласился с выводом суда первой инстанции о том, что на основании решения собственника произошел переход именно имущественных комплексов спорных учреждений здравоохранения из коммунальной собственности городского совета в общую собственность областного совета.
Следовательно, последовательность действий городского совета очевидно свидетельствует о наличии его воли на выбытие спорного недвижимого имущества из его собственности в собственность областного совета, учитывая положения ст. 328 ГК, исключает удовлетворение виндикационного иска, заявленного на основании ст. 387 ГК.
Постановление КХС Верховного Суда от 17.07.2024 по делу № 910/10892/21.
Верховный Суд
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу