Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Передача имущества от районов в коммунальную собственность громад

02.11.2020 4575 0 2

Процесс передачи объектов совместной собственности территориальных громад в собственность ОТГ в каждой области, районе, где образовались ОТГ, происходит по-разному. Особенно вопросы возникают относительно распределения имущества совместной собственности тергромад в районах, которые полностью покрыты ОТГ. БК и Закон № 280 обязует районные советы (информация за ссылкой):

1) передавать сельским, поселковым и городским советам объекты общей собственности тергромад, которые находятся на их территории и удовлетворяют коллективные нужды лишь этих территориальных громад, по обращению соответствующего сельского, поселкового или городского совета (абзацы первый – третий п. 10 разд. V Закона № 280 – норма действует для всех, а не только для ОТГ);

2) передать ОТГ все бюджетные учреждения, расположенные на территории этих громад, согласно разграничению расходов между бюджетами, определенному БК (п. 39 разд. VІ «Заключительные и переходные положения» БК, п. 7 разд. ІV Закона № 280).

Внимание! Процесс передачи имущества в описанных выше случаях никак не привязан к процедуре местных выборов, а потому тергромады могут как раньше, так и сейчас принимать это имущество в коммунальную собственность.
Инициатором передачи может быть любая сторона процесса, ведь это не запрещено законом.

Процедура также не очень сложная: уполномоченный орган совета, который инициировал процесс, направляет предложение другому совету, который постановляет соответствующее решение. По результатам этих решений советом, который принимает имущество, образовывается совместная комиссия и составляется передаточный акт.

Для отдельных видов имущества передаче должна предшествовать инвентаризация (это предусмотрено п. 7 Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879). Следует помнить, что передача, например, объектов недвижимого имущества требует осуществления госрегистрации. Для совершения регистрационных действий госрегистратору надо представить решение совета и акт приемки-передачи имущества.

Нередко ОМС утверждают порядки передачи такого имущества, что помогает нормировать внутри самих ОМС соответствующей территориальной громады или района, какое подразделение или должностные лица и за что отвечают в соответствующем процессе. Но утверждение отдельного порядка не обязательно, поскольку не требуется законом. Такой документ просто организационно облегчает процедуры передачи имущества.

Потребность в передаче объектов определяется индивидуально, в зависимости от их назначения и круга получателей услуг. Например, больницы осуществляют обслуживание жителей всего района, а также жителей ОТГ, поэтому их передача не будет целесообразной и обоснованной. А вот передача дошкольных учебных заведений, школ и ФАПов в собственность ОТГ является обоснованной и оправданной. В случае передачи юрлиц из общей собственности громад в собственность ОТГ в их уставные документы нужно будет внести изменения.

Есть и другие случаи, когда территориальная громада может вернуть свое имущество из управления районного совета. Это касается ситуаций, когда сельские советы принимали решение о передаче имущества тергромады в управление органа, который представляет общие интересы тергромад района. Это могло быть вызвано, например, тем, что сельский совет на момент принятия решения не имел способности управлять этим имуществом или предоставлять какую-то услугу (обеспечивать потребность) своих жителей.

Если у сельского совета или его правопреемника – ОТГ появилась способность принять на себя соответствующие полномочия вместе с расходами на их обеспечение, тергромада может вернуть в управление свое имущество.
Как понять, что имущество было передано конкретным советом громады в управление районному совету? Очень просто: из старых решений или просто из названия. Скажем, если школа называется «Школа такой-то ступени Р-ского сельского совета», но находится в управлении района, то это именно тот случай, когда нет совместной собственности, а было делегирование отдельных полномочий сельского или поселкового совета районному. И это решение можно изменить.

Главное – понимать, что сотрудничество громад дает возможность объединять их ресурсы на договорных началах для достижения общих целей и решения общих проблем.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы