Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Непредставление работодателю любого заявления и обращение для урегулирования трудовых отношений – причина признания прогула

08.05.2024

Отсутствие лица на работе в течение длительного времени (в частности, в следствие пребывания за пределами Украины) в связи с продолжающейся вооруженной агрессией рф против Украины, сопровождавшейся нежеланием лица подавать своему работодателю какие-либо заявления и обращения для урегулирования процесса прохождения им публичной службы (в частности, заявления о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы без ограничения срока или о приостановлении действия трудового договора), не является уважительной причиной для прогула. 

Такую правовую позицию сформулировал Кассационный административный суд в составе Верховного Суда по делу об обжаловании увольнения со службы в органах местного самоуправления. 

Обстоятельства дела 

В соответствии с обстоятельствами дела истица занимала должность государственного регистратора юридического департамента Одесского городского совета. Распоряжением Одесского городского головы ее освободили от занимаемой должности с 13 декабря 2022 года на основании п. 4 ч. 1 ст. 40 КЗоТ в связи с отсутствием на работе с 1 апреля 2022 года по 7 декабря 2022 года. 

В обосновании исковых требований истица утверждала, что ей было отказано в оформлении простоя, а отсутствие на работе в период с 1 апреля по 15 ноября 2022 года вызвано форс-мажорными обстоятельствами, а именно военной агрессией рф против Украины, что создало опасность для жизни и здоровья и свидетельствует об отсутствии ее вины в невыходе на работу и подтверждает уважительность причин такого невыхода. По мнению истицы, ее отсутствие на работе в период с 16 по 30 ноября 2022 года обусловлено бездействием ответчика относительно уведомления о возможности приступить к работе и отсутствием обращения в Министерство юстиции Украины для возобновления истице доступа к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество.

Решение суда первой инстанции 

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменений постановлением суда апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении административного иска. Суды исходили из того, что законодатель определил механизм оформления трудовых отношений в ситуациях отсутствия работника на работе со ссылкой на условия военного положения, в то время как работа работодателя в этот период продолжается. 

Рассмотрение дела Верховным Судом 

Пересматривая обжалуемые решения, КАС ВС оставил кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения без изменений, учитывая следующее. 

Согласно ч. 4 ст. 12 Закона от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения», в период действия военного положения работодатель по заявлению работника, выехавшего за пределы территории Украины или приобретшего статус внутренне перемещенного лица, в обязательном порядке предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в заявлении, но не более 90 календарных дней, без зачисления времени пребывания в отпуске в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона от 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках». 

В п. 4 ч. 1 ст. 40 КЗоТ указано, что трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты работодателем в случае прогула (в т. ч. отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин.

Определяющим фактором для решения вопроса о законности увольнения истицы с работы согласно п. 4 ч. 1 ст. 40 КЗоТ является выяснение уважительности причин ее отсутствия на работе. 

В соответствии с установившейся судебной практикой причину отсутствия работника на работе можно считать уважительной, если явке на работу препятствовали существенные обстоятельства, которые не могут быть устранены самим работником, в частности: пожар, наводнение (другие стихийные бедствия); аварии или простой на транспорте; выполнение гражданского долга (оказание помощи лицам, пострадавшим от несчастного случая, спасение государственного или частного имущества при пожаре, стихийном бедствии); уход за неожиданно заболевшим членом семьи; отсутствие на работе с разрешения непосредственного управляющего; отсутствие по состоянию здоровья. Решая вопрос о важности причин отсутствия на работе работника, уволенного по п. 4 ч. 1 ст. 40 КЗоТ, суд должен исходить из конкретных обстоятельств и учитывать все предоставленные сторонами доказательства. 

Свое отсутствие на рабочем месте, начиная с 1 апреля 2022 года, истица объясняла пребыванием за пределами Украины по уважительным причинам, потому что вынужденно уехала за границу в связи с имеющейся угрозой для ее жизни и здоровья, связанной с военной агрессией против Украины и систематическими обстрелами г. Одессы. В то же время истица 14 августа 2022 года вернулась в Украину и 16 ноября 2022 года прибыла в Юридический департамент Одесского городского совета для установления возможности дальнейшего прохождения публичной службы. 

Приведенное свидетельствует, что в течение трех месяцев после возвращения в Украину истица не появлялась по месту работы, а также не обращалась с любыми письменными заявлениями и обращениями в Юридический департамент Одесского городского совета по урегулированию процесса прохождения ею публичной службы. 

Верховный Суд согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что истица должна осознавать факт пребывания в продолжающихся трудовых отношениях с Юридическим департаментом Одесского городского совета, а также то, что она является должностным лицом органа местного самоуправления, а значит, должна выполнять свои должностные обязанности. соблюдать правила трудового распорядка, а в случае отсутствия на работе – уведомлять своего работодателя о причинах отсутствия на рабочем месте. 

При таких обстоятельствах  Верховный Суд согласился с выводами судов предыдущих инстанций о том, что отсутствие истицы на работе в указанный период, которое сопровождалось ее нежеланием подавать своему работодателю какие-либо заявления и обращения для урегулирования процесса прохождения публичной службы, не является следствием существования обстоятельств непреодолимой силы. 

Следовательно, следует констатировать, что отсутствие истицы на работе является продолжающимся нарушением трудовой дисциплины, которое началось еще 1 апреля 2022 года. 

Постановление Верховного Суда от 03.04.2024 по делу № 420/645/23 (административное производство № К/990/37901/23). 

Верховный Суд


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
01.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (текст приказа от 16.06.2025) Денежная компенсация за неиспользованные ежегодные отпуска В Резерв+ появятся новые возможности получить автоматическую отсрочку Правительство утвердило изменения к...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
04.07.2025
Когда работник может потребовать введения для него дистанционной работы
Работник может потребовать от работодателя временный, сроком до двух месяцев, перевод на дистанционную работу, если на рабочем месте в отношении него были совершены действия, содержащие признаки дискриминации. Больше по теме: Изменения относительно дистанционной и надомной работы Может ли работник ...
04.07.2025
Государственное агентство по управлению резервами Украины начинает деятельность
Правительство дало «зеленый свет» началу деятельности Государственного агентства по управлению резервами Украины (ГАУР) как центрального органа исполнительной власти.  Его деятельность направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Первого вице-премьер-министра &nd...
04.07.2025
Судебная процедура санации должника: что это и как происходит
Когда предприятие не справляется с финансовыми обязательствами – это еще не приговор. Законом предусмотрен реальный инструмент для сохранения бизнеса – санация. Больше по теме: Ликвидация в связи с банкротством: правовые аспекты Когда предприятие не справляется с финансовыми обязательст...
Лучшие материалы