Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Кредитный реестр НБУ заблокирует работу большинства бизнес-групп

05.07.2018

Три четверти предприятий, входящие в состав крупнейших бизнес-групп, имеют просроченные задолженности по кредитам, в том числе выданным уже ликвидированными банками. Фонд гарантирования вкладов физлиц с начала июля должен предупредить всех недобросовестных заемщиков о необходимости погасить старые долги до конца года. В противном случае предприятия будут лишены возможности брать новые кредиты.

С начала июля должники по кредитам ликвидирующихся и находящихся под временной администрацией банков будут получать письменные уведомления о внесении их в Кредитный реестр Национального банка Украины. Рассылка уведомлений проводится Фондом гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ), который обязан начать соответствующую процедуру с 1 июля 2018 года согласно закону № 2277-VIII о создании и ведении Кредитного реестра НБУ. Также с начала июля ФГВФЛ обязан передавать персональные данные заемщиков, просрочивших выплату кредита на сумму более 372 тыс. грн проблемным банкам, в базу данных Кредитного реестра НБУ.

С сентября согласно закону действующие коммерческие банки также начнут рассылку уведомлений должникам о внесении их в реестр Нацбанка. Еще в апреле, за месяц до вступления в силу закона о Кредитном реестре НБУ, банки уже начали передавать регулятору информацию о крупных должниках. Информация подается банками раз в месяц в форме статистического отчета № 601. До конца текущего года на основе данных коммерческих банков и Фонда гарантирования вкладов Нацбанк сформирует первичную базу неплательщиков по кредитам, куда войдут как физические, так и юридические лица. Санкции против неплательщиков начнут действовать с 1 января 2019 года. Основное ограничение, с которым столкнутся фигуранты Кредитного реестра НБУ — запрет на получение новых кредитов до погашения задолженности по уже взятым займам.

Надежда на списание кредитов

Заемщики неплатежеспособных банков в основном игнорируют необходимость погашения просроченной кредитной задолженности. Это при том, что причисление банка к категории неплатежеспособных, временно администрируемых или ликвидируемых не отменяет действие кредитных договоров. Заемщик должен вернуть такому финучреждению кредит и проценты по нему в сроки, установленные кредитным договором. На начало апреля 90 банков были ликвидированы или находились в процессе ликвидации. Еще в двух банках — «Финансовая инициатива» и «Юнисон» — введена временная администрация.

Согласно данным ФГВФЛ, с начала года ежемесячно просроченные кредиты в неплатежеспособных банках погашаются на сумму в среднем 120−150 млн грн. Всего с начала года по таким кредитам было выплачено 674 млн грн (3,1 млрд грн за 2017 год). Текущая динамика выплат существенно не влияет на сокращение общего портфеля просроченных кредитов у неработающих банков: за июнь их объем сократился всего на 1 п.п. (до 58,3%, по данным НБУ). Всего же на начало месяца сумма «плохих» кредитов всей банковской системы, включая и неплатежеспособные банки, составила 629 млрд грн.

Формальное начало кампании ФГВФЛ по рассылке уведомлений о внесении должников в Кредитный реестр НБУ должно стимулировать недобросовестных заемщиков погасить кредиты и не ждать, что проблема разрешится сама собой. В противном случае они будут лишены возможности привлекать новые банковские кредиты с начала следующего года. Если данное ограничение для физлиц не несет угрозы стабильности экономики, то прекращение кредитования коммерческих компаний способно остановить работу целых ее секторов. Согласно опубликованным НБУ данным Отчета о финансовой стабильности за июнь 2018 года, наибольшее количество просроченных кредитов приходилось на строительные компании (79% невозвратов от общей суммы банковских кредитов), предприятия химической промышленности (75%), добывающей промышленности (69%), машиностроительные (63%) и металлургические компании(62%).

На протяжении последних лет основным источником неработающих кредитов выступают крупные бизнес-группы, которые не имеют возможности или не желают обслуживать долги, накопленные до кризиса. За прошедший год финансовое состояние таких групп значительно улучшилось и их денежных потоков достаточно для полного обслуживания процентов по кредитам и постепенного их погашения, но на практике этого не происходит. Регулятор акцентирует внимание на том, что в общей сумме кредитов, выданных 20-ти крупнейшим бизнес-группам, 86% составляют просроченные и невозвратные (76% без учета группы «Приват»). Если банки не станут координировать свои действия с целью урегулирования задолженности крупных бизнес-групп, эти долги никогда не будут возвращены.

«Дыры» в законе и новая монополия

Кредитный реестр НБУ как раз и должен подтолкнуть банки к координации работы по выбиванию долгов у недобросовестных заемщиков. С начала 2019 года банк обязан запрашивать информацию из реестра Нацбанка о потенциальном заемщике, подавшем кредитную заявку на сумму более 100 минимальных зарплат. Если в реестре такой клиент будет классифицирован негативно, банк имеет все основания отказать в выдаче кредита. Как вариант - банк потребует клиента погасить обязательства перед другими кредиторами перед тем, как оформлять новый займ. Закон не ограничивает возможности банка кредитовать клиентов с негативной классификацией, но под такие займы ему придется проводить дополнительное резервирование средств в связи с повышенными кредитными рисками. Запуск Кредитного реестра НБУ приведет к необходимости коммерческим банкам увеличить на 10−15% объем резервов под кредитные риски. В доформировании резервов банки не заинтересованы и будут всячески избегать кредитования частных лиц и компаний, занесенных в реестр.

Дополнительно можно будет выявить еще 10−15% заемщиков-физлиц, которые бегают от банка к банку за кредитами и предпочитают их не возвращать. Также станет удобнее работать с недобросовестными юрлицами: ранее их и так можно было определить через реестр судебных решений, но для этого нужно было «переворошить» большое количество таких решений.

С другой стороны, законодательство, регулирующее функции Кредитного реестра, оставляет несколько «дыр», позволяющих банкам и их клиентам избежать ограничений по получению или выдаче кредита. К примеру, в постановлении НБУ № 50 о Кредитном реестре описана процедура быстрого и автоматического исключения записи о должнике из реестра. Для этого необходимо, чтобы банк на протяжении всего двух дней не отвечал на запрос НБУ. Запрос отсылается в коммерческий банк в случае, если клиент оспорил в НБУ правомерность внесения его в реестр.

Законодательная база будет усовершенствоваться по мере работы самого реестра, но это не изменит саму суть проблемы. Слияние в лице НБУ функций регулятора, банковского надзора и ведения Кредитного реестра вызывает опасения в появлении государственной монополии на финансовом рынке. Логичнее было бы оставить функции ведения реестра профессиональным участникам рынка, в частности кредитным бюро.

https://realist.online

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
Новое
12.12.2025
В ноябре 2025 года экономика Украины выросла на 5,3 %
По оценкам Минэкономики, в ноябре 2025 года произошло ускорение роста реального ВВП до 5,3 % против 2,3 % в октябре. Основными драйверами ускорения стали сельское хозяйство, внутренняя торговля, строительство и перерабатывающая промышленность. В целом, по данным Госстата, рост ВВП в ІІІ квартале 202...
12.12.2025
Бизнес на встрече с Минэкономики обозначил проблемы
Актуальные для предпринимателей проблемы и пути их решения обсуждались во время встречи Министра экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины Алексея Соболева с представителями бизнеса в Киеве. В ней приняли участие заместители министра Тарас Высоцкий, Андрей Телюпа, Виталий Кондратов, ...
12.12.2025
Нормативно-правовые акты приведены в соответствие с Законом об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения
Закон об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения внедряет европейский механизм снижения промышленных выбросов, доказавший свою эффективность в странах ЕС, где уровень загрязнения воздуха за последние 15 лет снизился на 40–85 % в зависимости от загрязнителя. Больше п...
Лучшие материалы