В июле 2023 года Национальный банк обнародовал Стратегию смягчения валютных ограничений, перехода к большей гибкости обменного курса и возвращения к инфляционному таргетированию (далее – Стратегия).
Фиксация официального курса и внедрение жестких валютных ограничений 24 февраля 2022 года были вынужденным шагом. НБУ постоянно подчеркивал, что эти решения временные и на то есть причины.
Такие решения позволили предотвратить панику и обеспечить стабильную работу финансовой системы, а также способствовали адаптации бизнеса и населения к условиям полномасштабной войны. Но режим фиксированного курса с жесткими валютными ограничениями имеет свои преимущества и недостатки, со временем последние начинают преобладать.
Большинство украинцев хорошо помнят валютные кризисы 2008 и 2014–2015 годов, когда национальная валюта существенно ослабевала. Глубина этих кризисов во многом усиливалась из-за многолетней фиксации курса. Многолетнее удержание курса на одном уровне обычно заканчивается одинаково – накоплением валютных дисбалансов, истощением международных резервов, вынужденной глубокой девальвацией и значительным экономическим спадом. Именно поэтому большинство стран не используют режим фиксированного курса и жесткие ограничения, а НБУ в октябре 2023 года перешел к управляемой гибкости курса и планирует и дальше смягчать валютные ограничения.
У Украины уже был положительный опыт с плавающим курсом. После кризиса 2014–2015 годов НБУ перешел в режим плавающего курсообразования. В течение последующих лет и до полномасштабного вторжения курс гривни колебался в обе стороны – то ослаблялся, то укреплялся в соответствии с рыночными тенденциями. НБУ, продавая или покупая валюту на рынке, лишь сглаживал чрезмерные курсовые колебания, не противодействуя и не усугубляя фундаментальные тенденции обменного курса.
Благодаря такой гибкости Украина не накапливала валютные дисбалансы и больше не имела валютных кризисов, как раньше. Курс на протяжении всего периода плавающего курсообразования, несмотря на колебания, оставался относительно стабильным. К тому же, все это время НБУ постоянно накапливал международные резервы.
Возвращение к более гибкому курсообразованию и на этот раз позволило усилить устойчивость экономики и валютного рынка к внешним и внутренним изменениям.
Нет, это не так. НБУ сначала перешел к управляемой гибкости курса. Это связано с особенностями функционирования экономики в условиях полномасштабной войны.
Из-за обусловленного войной ограничения экспортных возможностей страны, как и притока инвестиций в Украину, на валютном рынке постоянно присутствует значительный дефицит валюты. Учитывая это, возвращаться к плавающему курсу, когда НБУ лишь сглаживает чрезмерные колебания на рынке, пока рано.
При управляемой гибкости курса Национальный банк покрывает этот структурный дефицит валюты на рынке. Благодаря этому гривна может не только ослабляться (когда этот дефицит увеличивается), но и укрепляться (когда дефицит уменьшается). К тому же, НБУ сглаживает чрезмерные колебания курса.
Следовательно, продажа валюты Национальным банком и дальше будет давать возможность сохранять устойчивость валютного рынка, а достаточные ставки по гривневым депозитам будут защищать сбережения населения от инфляционного обесценения (подробнее об этом – чуть ниже).
Решения НБУ в части валютно-курсовой политики часто ассоциируются у людей с стремительным ослаблением гривны. Это обусловлено горьким опытом Украины, когда НБУ вынужденно «отпускал» гривну в свободное плавание из-за исчерпания международных резервов и неспособности удерживать фиксированный курс.
Но сейчас ситуация другая. Почему?
Во-первых, за предыдущие годы НБУ:
Во-вторых, НБУ осуществил основательную подготовку к переходу к управляемой гибкости курса. Этот шаг сделан с учетом достижения надлежащих макроэкономических и финансовых предпосылок. Соответственно, переход произошел контролируемым способом.
В-третьих, переход к управляемой гибкости курса не означает, что НБУ «отпустил» курс в свободное плавание. НБУ и дальше присутствует на рынке и покрывает структурный дефицит валюты. Именно благодаря этому гривна может не только ослабляться, но и укрепляться. Со своей стороны, большая гибкость обменного курса усиливает устойчивость валютного рынка и экономики к внутренним и внешним шокам.
Одной из важных задач НБУ остается сохранение устойчивости валютного рынка. Речь идет о такой динамике курса, которая позволит снизить инфляцию до однознаковых показателей в 2025 году и цели НБУ в 5 % в последующие годы.
Устойчивость валютного рынка – это отсутствие угрожающих курсовых колебаний. Однако, когда колебаний курса совсем нет, то это скорее о фиксации курса, а не о курсовой устойчивости. От фиксированного курса НБУ отказался сознательно, учитывая все негативные эффекты, которые генерирует этот режим.
Стратегия предполагает, что этот процесс будет проходить в три этапа.
В настоящее время все шаги первого этапа выполнены. В частности, устранена множественность курсов – разница между официальным и наличным курсом уже больше года преимущественно меньше 1 %.
Возможности для торговых операций бизнеса – расширены. Еще в середине 2022 года бизнес получил возможность рассчитываться за любую товарную продукцию из-за рубежа, а в мае 2024 года – за импорт работ и услуг. Единственное условие для проведения таких операций – поставка товара, получение работ или предоставление услуги должно осуществляться после 23 февраля 2021 года (за исключением отдельных случаев).
Кроме того, НБУ смягчил ряд ограничений, чтобы поспособствовать поступлению новых инвестиций в Украину. Так, бизнес получил возможность погашать новые внешние кредиты и частично переводить за границу новые дивиденды. В то же время некоторые операции можно осуществлять только в пределах лимитов. Следовательно, реализация первого этапа еще продолжается
В мае 2024 года НБУ параллельно приступил к реализации второго этапа смягчения ограничений благодаря формированию надлежащих предпосылок. В частности, предоставил бизнесу возможность частично обслуживать «старые» внешние кредиты и возвращать «новые» кредиты, а также переводить средства за границу по договорам лизинга и аренды.
В целом, среди планов Национального банка, предусмотренных вторым этапом смягчения валютных ограничений:
С мая 2025 года начато внедрение стимулирующей валютной либерализации, когда в смягчающие мероприятия закладываются стимулы для привлечения инвестиций. Так, бизнес получил возможность проводить отдельные операции сверх ограничений в рамках инвестиционного лимита. Этот предел равен объему инвестиций в иностранной валюте, которые предприятия привлекут в свой уставный капитал из-за границы. Больше инвестиций = больше возможностей для бизнеса.
Со временем НБУ перейдет к третьему этапу смягчения валютных ограничений. На этом этапе НБУ постепенно снизит валютные ограничения до того уровня, который действовал до начала полномасштабной войны. Разрешаться будут выплаты по всем кредитам и инвестициям, населению будет предоставлена возможность совершать больше операций, таких как переводы на карты иностранных банков с гривневых платежных карт. Также будут постепенно разрешены операции с деривативами: это операции «своп» и «форвард» и предусмотрена возможность кредитования иностранцев и осуществление инвестиций за границу.
Последовательность шагов в пределах указанных этапов может изменяться, если это потребуется для восстановления экономики и более эффективной работы валютного рынка и финансовой системы.
НБУ не устанавливает никаких конкретных дат относительно смягчения ограничений. Любые шаги в этом направлении будут осуществляться, только если будут сформированы надлежащие устойчивые предпосылки.
НБУ будет учитывать следующие показатели:
Если все показатели будут в норме, то НБУ в дальнейшем будет смягчать валютные ограничения. В то же время НБУ будет действовать постепенно и осторожно, чтобы сохранить устойчивость валютного рынка. Прежде чем предпринимать каждый последующий шаг, НБУ будет анализировать, сформировались ли для этого все необходимые предпосылки, а также учитывать влияние на рынок как ранее принятых смягчений, так и запланированных. Это позволит минимизировать вероятность повторного введения ограничений.
Уровень неопределенности, связанный с полномасштабной агрессией России, все еще остается высоким. И усиление рисков может быть основанием для приостановки реализации Стратегии или даже к отмене определенных шагов.
Сохранение устойчивости валютного рынка будет оставаться одной из приоритетных задач НБУ. Это важно для устойчивого понижения инфляции и устойчивости финансовой системы.
Возвращение к инфляционному таргетированию с плавающим курсообразованием, как это было до полномасштабной войны, – это финальная цель реализации Стратегии. Именно такой режим позволяет НБУ одновременно обеспечивать в долгосрочной перспективе ценовую и финансовую стабильность, а также поддерживать устойчивый экономический рост.
Возвращаться к этому режим НБУ также будет постепенно и только при наличии предпосылок. Это не вопрос краткосрочной перспективы.
На ранних этапах реализации Стратегии учетная ставка НБУ и дальше будет выполнять роль вспомогательного инструмента, используемого для поддержания достаточной привлекательности гривневых активов как залога устойчивости валютного рынка. Другими словами, политика НБУ и дальше будет направлена на то, чтобы гривневые срочные депозиты позволяли населению защищать свои сбережения от обесценения. Это важно для ограничения спроса на валютном рынке, что со своей стороны позволит сохранить курсовую устойчивость и обеспечить дальнейшее снижение инфляции.
В дальнейшем инфляция будет постепенно перехватывать роль якоря для макрофинансовой стабильности, как это было до полномасштабной войны, а учетная ставка будет восстанавливать свой статус основного монетарного инструмента.
В конце концов НБУ вернется к монетарному режиму, который действовал до полномасштабной войны.
В первой половине 2024 года НБУ удалось вернуться к режиму гибкого таргетирования инфляции. Он предусматривает, что НБУ направляет свои инструменты на то, чтобы инфляция вернулась к цели 5 % на горизонте политики (не превышающем трех лет).
Благодаря более быстрому замедлению инфляции, устойчивости валютного рынка и накоплению рекордного уровня международных резервов НБУ с июля 2023 года снижал учетную ставку. Однако, реагируя на усиление инфляционного давления во второй половине 2024 года, НБУ сначала приостановил снижение учетной ставки, а затем перешел к циклу ее повышения.
На всех этапах реализации Стратегии НБУ должен поддерживать уровень учетной ставки, который позволит населению защитить свои средства благодаря гривневым активам (срочным депозитам и ОГВЗ) от инфляционного обесценения. Это важно для сохранения привлекательности сбережений в гривне и уменьшения спроса на иностранную валюту, а значит – для защиты международных резервов Украины.
НБУ