Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Когда и какие валютные ограничения НБУ планирует смягчать

Аналитика
26.05.2025

В июле 2023 года Национальный банк обнародовал Стратегию смягчения валютных ограничений, перехода к большей гибкости обменного курса и возвращения к инфляционному таргетированию (далее – Стратегия).

Почему НБУ перешел к режиму управляемой гибкости обменного курса и постепенно смягчает валютные ограничения?

Фиксация официального курса и внедрение жестких валютных ограничений 24 февраля 2022 года были вынужденным шагом. НБУ постоянно подчеркивал, что эти решения временные и на то есть причины.

Такие решения позволили предотвратить панику и обеспечить стабильную работу финансовой системы, а также способствовали адаптации бизнеса и населения к условиям полномасштабной войны. Но режим фиксированного курса с жесткими валютными ограничениями имеет свои преимущества и недостатки, со временем последние начинают преобладать.

Большинство украинцев хорошо помнят валютные кризисы 2008 и 2014–2015 годов, когда национальная валюта существенно ослабевала. Глубина этих кризисов во многом усиливалась из-за многолетней фиксации курса. Многолетнее удержание курса на одном уровне обычно заканчивается одинаково – накоплением валютных дисбалансов, истощением международных резервов, вынужденной глубокой девальвацией и значительным экономическим спадом. Именно поэтому большинство стран не используют режим фиксированного курса и жесткие ограничения, а НБУ в октябре 2023 года перешел к управляемой гибкости курса и планирует и дальше смягчать валютные ограничения.

У Украины уже был положительный опыт с плавающим курсом. После кризиса 2014–2015 годов НБУ перешел в режим плавающего курсообразования. В течение последующих лет и до полномасштабного вторжения курс гривни колебался в обе стороны – то ослаблялся, то укреплялся в соответствии с рыночными тенденциями. НБУ, продавая или покупая валюту на рынке, лишь сглаживал чрезмерные курсовые колебания, не противодействуя и не усугубляя фундаментальные тенденции обменного курса.

Благодаря такой гибкости Украина не накапливала валютные дисбалансы и больше не имела валютных кризисов, как раньше. Курс на протяжении всего периода плавающего курсообразования, несмотря на колебания, оставался относительно стабильным. К тому же, все это время НБУ постоянно накапливал международные резервы.

Возвращение к более гибкому курсообразованию и на этот раз позволило усилить устойчивость экономики и валютного рынка к внешним и внутренним изменениям.

То есть, НБУ вернул такое же плавающее курсообразование, как было раньше?

Нет, это не так. НБУ сначала перешел к управляемой гибкости курса. Это связано с особенностями функционирования экономики в условиях полномасштабной войны.

Из-за обусловленного войной ограничения экспортных возможностей страны, как и притока инвестиций в Украину, на валютном рынке постоянно присутствует значительный дефицит валюты. Учитывая это, возвращаться к плавающему курсу, когда НБУ лишь сглаживает чрезмерные колебания на рынке, пока рано.

При управляемой гибкости курса Национальный банк покрывает этот структурный дефицит валюты на рынке. Благодаря этому гривна может не только ослабляться (когда этот дефицит увеличивается), но и укрепляться (когда дефицит уменьшается). К тому же, НБУ сглаживает чрезмерные колебания курса.

Следовательно, продажа валюты Национальным банком и дальше будет давать возможность сохранять устойчивость валютного рынка, а достаточные ставки по гривневым депозитам будут защищать сбережения населения от инфляционного обесценения (подробнее об этом – чуть ниже).

Следует ли ожидать стремительного ослабления гривны при режиме управляемой гибкости курса?

Решения НБУ в части валютно-курсовой политики часто ассоциируются у людей с стремительным ослаблением гривны. Это обусловлено горьким опытом Украины, когда НБУ вынужденно «отпускал» гривну в свободное плавание из-за исчерпания международных резервов и неспособности удерживать фиксированный курс.

Но сейчас ситуация другая. Почему?

Во-первых, за предыдущие годы НБУ:

  • наработал значительный опыт сглаживания курсовых колебаний;
  • накопил рекордный уровень международных резервов;
  • повысил привлекательность гривны как инструмента сбережений.

Во-вторых, НБУ осуществил основательную подготовку к переходу к управляемой гибкости курса. Этот шаг сделан с учетом достижения надлежащих макроэкономических и финансовых предпосылок. Соответственно, переход произошел контролируемым способом.

В-третьих, переход к управляемой гибкости курса не означает, что НБУ «отпустил» курс в свободное плавание. НБУ и дальше присутствует на рынке и покрывает структурный дефицит валюты. Именно благодаря этому гривна может не только ослабляться, но и укрепляться. Со своей стороны, большая гибкость обменного курса усиливает устойчивость валютного рынка и экономики к внутренним и внешним шокам.

Одной из важных задач НБУ остается сохранение устойчивости валютного рынка. Речь идет о такой динамике курса, которая позволит снизить инфляцию до однознаковых показателей в 2025 году и цели НБУ в 5 % в последующие годы.

Устойчивость валютного рынка – это отсутствие угрожающих курсовых колебаний. Однако, когда колебаний курса совсем нет, то это скорее о фиксации курса, а не о курсовой устойчивости. От фиксированного курса НБУ отказался сознательно, учитывая все негативные эффекты, которые генерирует этот режим.

Какие валютные ограничения НБУ будет смягчать прежде всего?

Стратегия предполагает, что этот процесс будет проходить в три этапа.

В настоящее время все шаги первого этапа выполнены. В частности, устранена множественность курсов – разница между официальным и наличным курсом уже больше года преимущественно меньше 1 %.

Возможности для торговых операций бизнеса – расширены. Еще в середине 2022 года бизнес получил возможность рассчитываться за любую товарную продукцию из-за рубежа, а в мае 2024 года – за импорт работ и услуг. Единственное условие для проведения таких операций – поставка товара, получение работ или предоставление услуги должно осуществляться после 23 февраля 2021 года (за исключением отдельных случаев).

Кроме того, НБУ смягчил ряд ограничений, чтобы поспособствовать поступлению новых инвестиций в Украину. Так, бизнес получил возможность погашать новые внешние кредиты и частично переводить за границу новые дивиденды. В то же время некоторые операции можно осуществлять только в пределах лимитов. Следовательно, реализация первого этапа еще продолжается

В мае 2024 года НБУ параллельно приступил к реализации второго этапа смягчения ограничений благодаря формированию надлежащих предпосылок. В частности, предоставил бизнесу возможность частично обслуживать «старые» внешние кредиты и возвращать «новые» кредиты, а также переводить средства за границу по договорам лизинга и аренды.

В целом, среди планов Национального банка, предусмотренных вторым этапом смягчения валютных ограничений:

  • либерализация торгового финансирования;
  • увеличение возможностей банков управлять валютными рисками;
  • снятие ограничений на уплату процентов по «старым» внешним кредитам, то есть тем, которые не охватывают первый этап смягчения ограничений. Вместо этого погашать или переводить основную сумму кредита можно будет только на третьем этапе.

С мая 2025 года начато внедрение стимулирующей валютной либерализации, когда в смягчающие мероприятия закладываются стимулы для привлечения инвестиций. Так, бизнес получил возможность проводить отдельные операции сверх ограничений в рамках инвестиционного лимита. Этот предел равен объему инвестиций в иностранной валюте, которые предприятия привлекут в свой уставный капитал из-за границы. Больше инвестиций = больше возможностей для бизнеса.

Со временем НБУ перейдет к третьему этапу смягчения валютных ограничений. На этом этапе НБУ постепенно снизит валютные ограничения до того уровня, который действовал до начала полномасштабной войны. Разрешаться будут выплаты по всем кредитам и инвестициям, населению будет предоставлена возможность совершать больше операций, таких как переводы на карты иностранных банков с гривневых платежных карт. Также будут постепенно разрешены операции с деривативами: это операции «своп» и «форвард» и предусмотрена возможность кредитования иностранцев и осуществление инвестиций за границу.

Последовательность шагов в пределах указанных этапов может изменяться, если это потребуется для восстановления экономики и более эффективной работы валютного рынка и финансовой системы.

Когда ожидать следующий шаг смягчения ограничений?

НБУ не устанавливает никаких конкретных дат относительно смягчения ограничений. Любые шаги в этом направлении будут осуществляться, только если будут сформированы надлежащие устойчивые предпосылки.

НБУ будет учитывать следующие показатели:

  • темпы роста потребительских цен: инфляция должна быть умеренной;
  • ожидания граждан, бизнеса, финучреждений и аналитиков относительно будущей инфляции;
  • уровень международных резервов: НБУ должен иметь достаточно резервов для сохранения устойчивости валютного рынка;
  • процентные ставки: банковские депозиты должны обеспечивать защиту сбережений населения от инфляционного обесценения;
  • параметры финансовой стабильности: банки должны и дальше оставаться устойчивыми.

Если все показатели будут в норме, то НБУ в дальнейшем будет смягчать валютные ограничения. В то же время НБУ будет действовать постепенно и осторожно, чтобы сохранить устойчивость валютного рынка. Прежде чем предпринимать каждый последующий шаг, НБУ будет анализировать, сформировались ли для этого все необходимые предпосылки, а также учитывать влияние на рынок как ранее принятых смягчений, так и запланированных. Это позволит минимизировать вероятность повторного введения ограничений.

А если что-нибудь пойдет не так?

Уровень неопределенности, связанный с полномасштабной агрессией России, все еще остается высоким. И усиление рисков может быть основанием для приостановки реализации Стратегии или даже к отмене определенных шагов.

Сохранение устойчивости валютного рынка будет оставаться одной из приоритетных задач НБУ. Это важно для устойчивого понижения инфляции и устойчивости финансовой системы.

Как будет происходить переход к инфляционному таргетированию?

Возвращение к инфляционному таргетированию с плавающим курсообразованием, как это было до полномасштабной войны, – это финальная цель реализации Стратегии. Именно такой режим позволяет НБУ одновременно обеспечивать в долгосрочной перспективе ценовую и финансовую стабильность, а также поддерживать устойчивый экономический рост.

Возвращаться к этому режим НБУ также будет постепенно и только при наличии предпосылок. Это не вопрос краткосрочной перспективы.

На ранних этапах реализации Стратегии учетная ставка НБУ и дальше будет выполнять роль вспомогательного инструмента, используемого для поддержания достаточной привлекательности гривневых активов как залога устойчивости валютного рынка. Другими словами, политика НБУ и дальше будет направлена на то, чтобы гривневые срочные депозиты позволяли населению защищать свои сбережения от обесценения. Это важно для ограничения спроса на валютном рынке, что со своей стороны позволит сохранить курсовую устойчивость и обеспечить дальнейшее снижение инфляции.

В дальнейшем инфляция будет постепенно перехватывать роль якоря для макрофинансовой стабильности, как это было до полномасштабной войны, а учетная ставка будет восстанавливать свой статус основного монетарного инструмента.

В конце концов НБУ вернется к монетарному режиму, который действовал до полномасштабной войны.

В первой половине 2024 года НБУ удалось вернуться к режиму гибкого таргетирования инфляции. Он предусматривает, что НБУ направляет свои инструменты на то, чтобы инфляция вернулась к цели 5 % на горизонте политики (не превышающем трех лет).

Что будет с учетной ставкой НБУ на протяжении реализации Стратегии и как это отразится на ставках по гривневым депозитам для населения?

Благодаря более быстрому замедлению инфляции, устойчивости валютного рынка и накоплению рекордного уровня международных резервов НБУ с июля 2023 года снижал учетную ставку. Однако, реагируя на усиление инфляционного давления во второй половине 2024 года, НБУ сначала приостановил снижение учетной ставки, а затем перешел к циклу ее повышения.

На всех этапах реализации Стратегии НБУ должен поддерживать уровень учетной ставки, который позволит населению защитить свои средства благодаря гривневым активам (срочным депозитам и ОГВЗ) от инфляционного обесценения. Это важно для сохранения привлекательности сбережений в гривне и уменьшения спроса на иностранную валюту, а значит – для защиты международных резервов Украины.

НБУ

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
20.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят Закон о возобновлении течения исковой давности Минфин обнародовал проекты профессиональных стандартов «Главный бухгалтер бюджетного учреждения» и «Бухгалтер бюджетного учреждения» ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплате...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
23.05.2025
Исключать из реестра сведения о подсанкционном бенефициаре нельзя – Верховный Суд
Верховный Суд высказал позицию относительно того, что государственный регистратор должен отказать в проведении регистрационного действия относительно изменения конечного бенефициарного владельца юридического лица с подсанкционного лица на другое, если новый конечный бенефициарный владелец юридическо...
23.05.2025
Штраф за отсутствие документов в рейсовых автобусах: что решил суд
Постановление о наложении административно-хозяйственного штрафа признано правомерным. Сумма штрафных санкций составила 34 000 грн. Укртрансбезопасность информирует о судебной практике Верховного Суда по делам об обжаловании штрафов за нарушения в сфере безопасности на автомобильном транспорте. Суть...
23.05.2025
Борьба с легализацией денежных средств: разоблачена сеть с оборотом 764 млн грн
Завершено досудебное расследование в отношении руководителей крупных сетей розничной торговли, предоставлявших услуги по уклонению от уплаты налогов и легализации денежных средств, полученных преступным путем. Детективы Главного подразделения детективов Бюро экономической безопасности Украины заверш...
Лучшие материалы