Какими в Украине будут портовые сборы
31.10.2017 236 0 0
Министерство инфраструктуры (МИУ) 26 октября в Одессе презентовало новую методику расчета портовых сборов в Украине.
Что предлагает новая методика?
Основное новшество представленной методики – формульный подход к установлению ставок портовых сборов.
Согласно предложению министерства, ставка должна формироваться с учетом операционных затрат на обслуживание судов (OPEX). А также включать сумму капитальных инвестиций в портовую инфраструктуру (CAPEX) с учетом коэффициента прибыли.
Также размер ставки будет зависеть от судооборота в каждом конкретном порту в расчете на валовую вместимость судов (GT). Таким образом, увеличение грузопотока, а значит – GT, будет приводить к снижению ставок портовых сборов.
МИУ предлагает утверждать ставки на 5 лет с ежегодным пересмотром. Пока что анонсировано снижение ставок портовых сборов с 2018 года до 20%. Однако никаких проектов решений, в которых прописана эта норма, пока нет.
Сейчас ставки портовых сборов устанавливаются МИУ на основе расчетов госпредприятия ГП "Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины" (УкрНИИМФ).
Сегодня действуют ставки сборов, установленные приказом МИУ №316 от мая 2013 года с изменениями.
В мире практикуется несколько подходов к установлению ставок портовых сборов:
1. Подход "Расходы плюс", когда ставки устанавливается на основе средних, переменных или граничных затрат.
2. Коммерческий подход, когда ставки устанавливаются на основе анализа ставок в портах-конкурентах, чтобы переманить к себе грузопотоки.
3. Адвалорный подход – ставка устанавливается в процентах от стоимости груза.
МИУ пошло по пути наиболее применяемой в мире методики – подхода "Затраты плюс". Ставки сборов в украинских портах должны состоять из операционных и инвестиционных затрат с учетом объёма перевалки.
Какова стоимость судозахода в украинских портах?
Затраты на заход судна в порт называют дисбурсмент. В Украине дисбурсмент является одним из самых высоких в мире.
Во-первых, это делает неконкурентоспособными украинские порты. Чем выше стоимость судозахода, тем меньше объем перевалки грузов. А значит – меньше денег заработают украинские порты, портовые операторы, железнодорожные и автомобильные перевозчки.
Но главное, что высокая стоимость обслуживания судна отдает преимущество конкурентам украинских производителей из других стран.
Для примера, по данным International Seaborne Market, судозаход в Николаевский порт судна грузоподъемностью 27,5 тыс. тонн обойдется в $100-120 тыс. А стоимость обслуживания судна такой же грузоподъемности в порту Роттердама (Голландия) обойдется $35-36 тыс., или в три раза дешевле.
Портовые затраты можно поделить на две части.
Первая – стоимость обработки груза. Средства за эти услуги взымаются стивидорными компаниями – компаниями, которые занимаются перевалкой грузов. Цена на эти услуги является относительно рыночной, так как значительная часть стивидорных компаний в Украине – частные.
Вторая составляющая – портовые сборы, установленные государственным регулятором. В данном случае – МИУ. В зависимости от порта, вида груза и тоннажа судна, они составляют от 20 до 50 процентов стоимости судозахода в украинские порты.
В Украине действуют семь основных портовых сбора: корабельный, маячный, причальный, канальный, якорный, санитарный и административный.
Маячный сбор выплачивается госпредприятию "Госгидрография", административный – в государственный бюджет. Все остальные взымаются в пользу госпредприятия "Администрация морских портов Украины" (АМПУ).
Подробнее: https://biz.censor.net.ua/resonance/3...
Комментарии к материалу