Как в 2024 году противодействовали рейдерству
При реализации государственной политики одной из ключевых задач Министерства юстиции является защита и восстановление нарушенных прав в регистрационной сфере, конечная цель которой – утверждение нерушимости прав граждан и бизнеса, гарантированных Государством. Соответственно, Офис противодействия рейдерству при Минюсте осуществляет деятельность по борьбе с «неправомерными регистрационными действиями». Это включает в себя обеспечение рассмотрения жалоб о возможных незаконных действиях и принятии соответствующих решений.
«Рассмотрение жалоб в сфере государственной регистрации является внесудебным способом защиты прав, нарушенных из-за незаконных действий регистраторов и нотариусов в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество и Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований. Это позволяет оперативно восстановить достоверность данных и остановить, в частности, дальнейшие противоправные действия в реестрах в более короткие сроки по сравнению с процедурой судебного обжалования», – отметил руководитель Офиса противодействия рейдерству Иван Кородюк.
В 2024 году на рассмотрение Министерства юстиции поступило 2 239 жалоб в сфере государственной регистрации, из них: 435 – от бизнеса, 1 804 – по недвижимости. В том числе Офис противодействия рейдерству обеспечил рассмотрение 39 сообщений субъектов государственной регистрации о несанкционированном доступе к реестрам (ГРВП и ЕГР). Количество приказов по результатам рассмотрения жалоб в 2024-м – 1 543 (440 из которых удовлетворены, что составляет 28,52 %).
В частности, благодаря совместным усилиям Минюста и Минобороны было возвращено 30 земельных участков (3 487 га) и 3 объекта недвижимости (1 668 м2), а также рассмотрены жалобы о нарушении санкционного законодательства.
Среди ключевых достижений Офиса противодействия рейдерству в 2024 году:
Срок рассмотрения жалоб Коллегией сокращен до 45 дней.
Уменьшено количество нерассмотренных жалоб. По состоянию на декабрь 2024 года, с учетом временной остановки работы реестров, количество таких жалоб сократилось до 144 (30 – от бизнеса, 114 – по недвижимости). Для сравнения в 2020–2022 годах это количество достигало 2 500, а сроки рассмотрения кое-где длились 3–6 месяцев. Оптимизация процессов и изменения в порядке рассмотрения жалоб в дальнейшем позволили добиться значительного прогресса, несмотря на вызовы военного положения.
Введена системная практика объединения рассмотрения жалоб.
Проведена работа по внесению предложений по изменениям в профильные законы и подзаконные нормативно-правовые акты (НПА) для актуализации с учетом новых вызовов и условий военного положения. Идет активное участие Офиса в разработке изменений в НПА.
Обеспечено оперативное реагирование на случаи рейдерства и несанкционированного доступа в государственные реестры, где Офис противодействия рейдерству является единственным государственным инструментом для такого реагирования.
Обеспечен оперативный возврат сведений реестров в предыдущее состояние для предотвращения рейдерских действий.
Обеспечено постоянное представительство интересов Минюста в судах. В структуре Офиса создан отдельный отдел судебной работы.
Правительственный портал
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу