Как RAB-тариф повлияет на украинского потребителя
20.03.2018 381 0 0
В последнее время тема RAB-тарифов и RAB - регулирование электроэнергетики стала очень популярной, высказываются позиции «за», позиции «против».
RAB - новый стимулирующий тариф на передачу электроэнергии на основе регуляторной нормы дохода - Regulatory Asset Base (RAB), который предлагается для внедрения в Украине.
В чем проблема?
Энергетическая инфраструктура Украины находится в опасно запущенном состоянии. Уровень износа электрических сетей облэнерго составляет 60-70% (1). С каждым годом подстанции все больше устаревают, обрываются провода и ломаются опоры линий электропередач (ЛЭП).
Если не проводить капитальные ремонты, не инвестировать в обновление сетей, украинцы останутся без света или будут ставить собственные генераторы.
Уже сегодня даже в м. Киеве, и особенно в прилегающих пригородах столицы, аварийные отключения света несколько раз в месяц вполне обыденное явление. Дальше - только хуже. Просто представьте, что означает отключение света в медицинском учреждении, например, во время операции.
Перепады напряжения за плохого состояния сетей приводят к сокращению срока эксплуатации и выхода из строя бытовой техники и электроприборов. То есть в конечном итоге материальные потери несут потребители эл / эн.
Потребность в инвестициях на модернизацию и строительство сетей в перспективе 5 лет оценивается самими компаниями и экспертами отрасли в 15-20 млрд грн в год (2), одновременно за последние 5 лет инвестиции облэнерго составляют 2-4 млрд грн в год (3).
Если, например, во Франции энергоснабжающие компании могут взять кредит в банке под относительно невысокий процент или разместить облигации, то в местных облэнерго доступ к финансированию ограничен. Стоимость кредитных ресурсов в Украине превышает 20-25%. Доступ к внешним рынкам для украинских компаний закрыт. Фондового рынка в Украине как такового нет.
Которые могут быть источники финансирования инвестиций облэнерго:
Средства государства. Однако опять же это будут средства из бюджета, а соответственно деньги налогоплательщиков.
Инвестиционная составляющая в тариф на передачу электроэнергии, устанавливается регулятором отрасли.
Кредиты. Но кредиты увеличат тарифы на электроэнергию. При таком условии потребитель заплатит больше, чем в случае с инвестиционной надбавкой. Кредитные средства включают в себя не только стоимость ресурса в экономке, но и маржу банков.
Средства владельцев. Но любой предприниматель будет пытаться вернуть инвестиции за счет выручки, а соответственно, благодаря повышению цены на свои услуги, в нашем случае - передачу электроэнергии. То есть по сути это будет та же инвестиционная надбавка к тарифу, только определять ее будет сам владелец, а не регулятор.
Украина выбрала второй путь - введение стимулирующего тарифа на передачу электроэнергии на основе регуляторной нормы дохода - RAB (RegulatoryAssetBase).
Задумываетесь ли Вы о том, сколько мы платим за доставку электроэнергии от генерирующей станции до нашего дома, офиса, образовательного учреждения и т.д. Как формируется тариф и какова себестоимость этой услуги. Риски мы несем в случае недофинансирования отрасли или, например, ее стагнации из-за износа электросетей.
Сколько платят украинцы за передачу электроэнергии
Передача электроэнергии - это обычная услуга, такая же, например, как доставка посылки Новой Почтой.
Передача электроэнергии от производителя к пунктам подключения местных электросетей осуществляется магистральными электросетями, принадлежащих государственному предприятию НЭК «Укрэнерго».
Передача электроэнергии местными электросетями конечным потребителям осуществляется частными энергоснабжающими компаниями - главным образом «облэнерго».
Тарифы на передачу электроэнергии устанавливает регулятор отрасли - национальная комиссия регулирования энергетики (НКРЭ).
В 2017 средневзвешенный тариф на передачу электроэнергии промышленным потребителям составил ориентировочно 0,16 грн / кВтч или менее 10% в розничном тарифе на электроэнергию (1,68 грн / кВтч).
Как формируются тарифы облэнерго на передачу электроэнергии
Тарифы на передачу электроэнергии сегодня в Украине формируются на основе методики «издержки + норма рентабельности».
При таком условии норма рентабельности рассчитывается как процент от расходов облэнерго.
Чем плоха действующая методика «затраты +»
Недостатки действующего тарифообразования:
1. Облэнерго не могут управлять прибылью, используя такие инструменты как снижение себестоимости и управления цене (тарифу) на электроэнергию.
2. В облэнерго нет мотивации сокращать текущие расходы. Напротив, они заинтересованы в увеличении расходов, чтобы максимизировать прибыль.
3. В облэнерго нет мотива «тянуть» провода в отдаленные районы, небольшие населенные пункты, деревни и т.п. Это довольно хлопотно и проблематично, а поскольку потребление электроэнергии там небольшой, то подобные инвестиции часто будут экономически нецелесообразными. А, как известно, отсутствие коммуникаций - часто препятствие в экономическом развитии региона.
4. Доступ к инвестиционным ресурсам в энергоснабжающих компаниях очень ограничен. Норма рентабельности, закладывается в тариф не обеспечивает компаниям прибыль в объеме, достаточном для финансирования инвестиций. Кроме того, имеет место откровенный волюнтаризм и источник коррупции. Какую норму рентабельности согласовывать отрасли?
При тарифообразовании «издержки +» единственным управляемым рычагом влияния на денежный поток облэнерго является снижение технических потерь электроэнергии в сетях ниже нормативных. Это еще один источник финансирования инвестпрогам облэнерго. Но для снижения потерь тоже нужны инвестиции в реконструкцию и модернизацию сетей. В итоге получаем замкнутый круг и постоянное недофинансирование отрасли.
Решение проблемы начинается с ее осознания.
Привлечь инвестиции в отрасль может помочь альтернативный RAB-тариф
RAB - регулирование применяется в США, Канаде, Австралии, всех странах ЕС, в том числе в Чехии, Словакии, Венгрии, Польши, Румынии, Болгарии. То есть практически во всем цивилизованном мире.
Привлечь инвестиции в отрасль и в Украине поможет введение тарифообразования на передачу электроэнергии на основе регуляторной нормы дохода - RAB (RegulatoryAssetBase). Если упрощенно, расчет осуществляется по методу «Затраты + Возврат инвестированного капитала + Доход на инвестированный капитал». Сравните с действующим методом «издержки +% от расходов».
Смысл в том, что благодаря установленной норме доходности, компании, а не их акционеры получают ресурс для строительства, реконструкции и модернизации подстанций и ЛЭП.
В течение первого периода - а это 3 года - не менее половины «RAB-наценки» в тариф и всю амортизацию компания обязана инвестировать. Если за 3 года первого периода проинвестировать всю амортизацию и половину RAB, то сумма основных фондов компании обновится ориентировочно на 30-40% и сформируется достаточный объем для реинвестирования амортизации.
Преимущества RAB-регулирование
1. RAB стимулирует инвестиции, а значит является драйвером роста украинской экономики. Для обновления энергетической инфраструктуры нужно будет использовать украинские комплектующие материалы. Возрастет спрос на трансформаторы и другую электротехническую продукцию украинского производства, спрос на услуги по проектированию и монтажу систем электроснабжения. Возникнет мультипликационный эффект, что позволит экономике развиваться через смежные отрасли.
Объем дополнительных инвестиций энергоснабжающих компаний при переходе на RAB-тариф, по оценкам UIF, составит $ 400-800 млн в год. Это позволит генерировать дополнительно $ 1,0-2,5 млрд ВВП в год, что обеспечит 0,8-1,5% реального роста экономики Украины, создание новых рабочих мест и повышение доходов работающего Украинский в среднем на $ 45-80 в год .
2. RAB стимулирует строительство и обновление сетей. При RAB-тарифе компания будет заинтересована в повышении инвестиций. Поскольку ее прибыль будет увеличиваться, если будет расти стоимость активов (инвестированного капитала). Это даст надежду, что компании будут подключать не только тех потребителей, которые привлекательны в данный момент, но и работать на перспективу.
Кроме того, RAB-регулирование позволит составлять планы развития сетей в регионе в пределах многостороннего диалога: компания, общество и местные власти. Логика в следующем. Поскольку услуги компании платят члены определенной общины, финансируя ее инвестиционную программу, то есть смысл дать им возможность участвовать в составлении инвестиционной программы этой компании. Более того, социально-ответственные компании смогут принять деятельное участие в развитии своего региона.
3. В перспективе более одного-двух лет RAB-регулирования приведет к замедлению роста тарифа на передачу электроэнергии. Это будет возможно благодаря уменьшению потерь электроэнергии в сетях (в долгосрочной перспективе экономия составит до $ 30 млн в год), сокращению операционных расходов в размере 1% ежегодно (оценка UIF).
4. RAB повышает инвестиционную привлекательность энергоснабжающих компаний и выступает драйвером роста котировок акций облэнерго. Переход на новый тариф должен повысить спрос трейдеров на бирже на бумаги облэнерго, в том числе иностранных инвесторов.
Вопрос ответственности - главное
Согласно постановлению НКРЭ № 1029 от 26.07.2013 г.., В первый регуляторный период энергоснабжающая компания обязана реинвестировать не менее половины средств, которые получит от RAB-тарифа. Но вопрос ответственности в законодательных документах не прописано, что является ключевым риском.
По нашему мнению, чтобы исключить нецелевое использование средств и достичь ожидаемого эффекта от RAB-тарифов, необходимо:
ввести аудит инвестиционных программ, например, компаниями так называемой «Большой четверки»;
ввести добровольно-принудительное проведение тендеров на Прозорро под все элементы инвестиционной программы. Это ограничит возможность манипуляций с расходами, и вообще повлияет на них в сторону уменьшения;
ввести рациональный подход к инвестированию. Назначить в компаниях независимых директоров, будут иметь особенно весомый голос относительно целесообразности инвестиционной программы в аспекте ее социально-экономических последствий, устраивать общественные слушания с участием общины.
Итак, у нас есть понимание, что RAB-регулирование - это рыночный подход к тарифообразования, применяемая во всем мире, логический и экономически целесообразен. При правильном внедрении RAB- тарифа главными его выгодоприобретателями становятся потребители электроэнергии - граждане Украины.
https://fraza.ua/stenograms/267685-ja...
Комментарии к материалу