Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Горсоветы могут через суд потребовать отмены градостроительных условий и ограничений в случае их нарушений

21.03.2024

Городской совет наделен правом самостоятельно обращаться в суд в интересах территориального общества и на выполнение возложенных на него функций, в частности, в сфере охраны установленного порядка планирования и застройки территории, обращаться в суд с иском об отмене решения подконтрольных и подотчетных ему органов – исполнительного комитета и государственного органа архитектурно-строительного контроля, а именно – о предоставлении градостроительных условий и ограничений. 

К такому выводу пришел Кассационный административный суд в составе Верховного Суда. 

В рассматриваемом деле Ивано-Франковский городской совет обратился в суд с иском об отмене пункта решения исполкома горсовета о предоставлении исходных данных – градостроительных условий и ограничений (далее – ГУО) для проектирования объекта строительства, а также ГУО застройки земельного участка для проектирования объекта строительства, утвержденное департаментом градостроительства и архитектуры. Исковые требования были обоснованы тем, что спорные ГУО предоставлены с нарушением градостроительного законодательства, учитывая несоответствие намерений застройки земельного участка градостроительной документации на местном уровне. 

Отказывая в открытии производства по делу, суды предыдущих инстанций руководствовались тем, что исполнительный комитет и орган государственного архитектурно-строительного контроля – ответчики по этому делу – исполнительные органы горсовета и подконтрольны и подчинены последнему. Горсовет уполномочен самостоятельно отменить решение его исполнительного органа в случае несоответствия такого решения требованиям законодательства. Кроме того, суды указали, что субъект властных полномочий может подать иск в административный суд только в случае наличия спора между субъектами властных полномочий по реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также когда право обращения в суд с иском к другому субъекту властных полномочий предоставлено такому субъекту законом.

КАС ВС упразднил решение судов предыдущих инстанций и направил дело для продолжения рассмотрения в суд первой инстанции. 

КАС ВС отметил, что согласно Закону от 21.05.1997 № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280), право самостоятельно отменять решение исполнительного комитета возникает у соответствующего совета в случае, если исполком принимает решение во исполнение собственных полномочий. Если такое решение принято во исполнение делегированных полномочий и если оно не соответствует Конституции Украины и/или закону, то такое решение подлежит обжалованию в судебном порядке. 

В то же время согласно Закону № 280 к ведении исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов принадлежат, в частности, такие делегированные полномочия: предоставление (получение, регистрация) документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ, осуществление государственного архитектурно-строительного контроля и принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов в случаях и в соответствии с требованиями, установленными Законом от 17.02.2011 № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» (далее – Закон № 3038). 

Поскольку специальным законом в сфере регулирования градостроительной деятельности является Закон № 3038, то обращение в суд с иском об отмене ГУО должно осуществляться с учетом требований настоящего Закона. 

В частности, учитывая определенный в г. Ивано-Франковске порядок распределения полномочий между исполнительными органами Ивано-Франковского горсовета, а также то, что именно Государственная инспекция архитектуры и градостроительства Украины (далее – ГИАГ) является центральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный архитектурно-строительный надзор, соответственно, правом на обращение в суд с иском об отмене ГУО в порядке осуществления государственного архитектурно-строительного надзора наделена ГИАГ. 

Кроме того, ГУО могут быть отменены по решению суда в соответствии с ч. 8 ст. 29 Закона № 3038. С учетом положений ст. 59 и 71 Закона № 280 право обращения в суд с таким иском имеет соответствующий орган местного самоуправления или на основании ст. 41 Закона № 3038 – исполнительный орган сельских, поселковых, городских советов по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля в порядке реализации своих полномочий в сфере осуществления государственного архитектурно-строительного контроля. 

По этому делу КАС ВС учел, что об отсутствии у горсовета права самостоятельно отменять решение подконтрольного и подотчетного ему органа – исполнительного комитета и органа государственного архитектурно-строительного контроля, а именно – ГУО, Верховный Суд отметил в постановлении от 27.07.2022 по делу № 727/399/17, отметив, что ГУО могут быть отменены в связи с их несоответствием градостроительному законодательству, градостроительной документации на местном уровне, однако такая отмена может быть следствием осуществления государственного архитектурно-строительного надзора или состояться по решению суда. 

Следовательно, учитывая особенности правового регулирования оснований и порядка отмены ГУО, КАС ВС пришел к выводу о наличии у Ивано-Франковского горсовета права самостоятельно обращаться в суд в интересах территориальной общины и на выполнение возложенных на нее функций, в частности, в сфере охраны установленного порядка планирования и застройки территории, обращаться в суд с иском об отмене ГУО. 

Постановление Верховного Суда от 23.02.2024 по делу № 300/2289/23 (административное производство № К/990/38289/23). 

Верховный Суд


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 1 января изменяются правила трудоустройства лиц с инвалидностью Госстат обнародовал отчетность-2026: что и когда будем подавать Закон о Госбюджете-2026 подписан Президентом До 1 февраля бронирование будет занимать только 24 часа Бронирование для бизнеса...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
16.12.2025
Дайджест запросов на партнерство для экспортеров от 15.12.2025
Дайджест содержит интересные тендерные возможности в странах ЕС в рамках Соглашения о публичных закупках ВТО. Больше по теме: По условиям гранта предприниматель должен трудоустроить работников: как это отразить в налоговом расчете по НДФЛ и ЕСВ? Бюджетные гранты: как применять разницы по налогу на...
16.12.2025
Украина и Германия подписали Декларацию о поддержке реформ рынка труда
Минэкономики и Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии подписали Декларацию о намерениях относительно поддержки реформ рынка труда через новосозданную программу JobConnect, способствуя социально-экономическому развитию Украины и ее пути к европейской интеграции. Бо...
12.12.2025
В ноябре 2025 года экономика Украины выросла на 5,3 %
По оценкам Минэкономики, в ноябре 2025 года произошло ускорение роста реального ВВП до 5,3 % против 2,3 % в октябре. Основными драйверами ускорения стали сельское хозяйство, внутренняя торговля, строительство и перерабатывающая промышленность. В целом, по данным Госстата, рост ВВП в ІІІ квартале 202...
Лучшие материалы