Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Электронная торговля биотопливом: возможности для Украины

24.04.2018

Рынок биотоплива требует изменений. Нужно создать единую электронную платформу, где будут торговать производители и потребители. Большое количество участников породит конкуренцию, что должно снизить и выровнять цены. 

На рынке биотоплива в Украине есть ряд проблем, требующих немедленного решения.

Так, нестабильность цен на этот товар негативно влияет на работу существующих и появление новых генерирующих объектов.

Цены на дрова, пеллеты, щепу и другие виды твердого биотоплива могут различаться в разных областях в несколько раз.

На биотопливо в пределах одного региона тоже может колебаться в зависимости от сезона и цены на газ, иногда без видимых причин.

Тормозит развитие биоэнергетических проектов ненадежность поставок биотоплива. В частности, не раз были случаи, когда по вине производителя или поставщика срывается поставка биотоплива, в связи с чем потребитель вынужден искать замену любой ценой, чтобы производство на его объекте не остановилось.

Сомнительной остается качество биотоплива. Производители применяют собственные технические условия, а европейские стандарты используют частично. Бывает, что производитель твердого биотоплива не может найти рынки сбыта для своей продукции, тогда как потребитель из соседнего района не может найти поставщика биотоплива.

Это свидетельствует о том, что рынок биотоплива развивается стихийно и требует изменений.

Как организовать рынок

Механизмом организации рынка биотоплива должна стать единая электронная платформа, где будут торговать производители и потребители. Большое количество участников порождать значительную конкуренцию должно снизить и выровнять цены.

Страны ЕС имеют опыт организации рынка биотоплива с помощью электронных платформ. В частности, Литва в 2012 году открыла биржу биотоплива Baltpool. Доля биомассы, полученной из нее, выросла с 1% в 2013 году до 86% в 2016 году.

После создания биржи рынок биомассы в Литве начал функционировать более эффективно и прозрачно. Стоимость биомассы снизилась до 40% в 2015 году по сравнению с 2012 годом, а разница в цене между соседними районами почти исчезла.

В течение 2014-2016 годов средняя стоимость биомассы на бирже Baltpool составила на 5-15% ниже цены биомассы, полученной вне биржи. Кроме того, увеличилось количество поставщиков благодаря легкому доступу к торговле на бирже.

Аналогичную платформу, Biomass Pool, открыли в Дании в 2018 году. Объем потребления древесной щепы в этой стране составляет 4 млн тонн, а через Biomass Pool ожидается оборот до 100 тыс тонн уже в 2018 году.

Положительным примером торговой биотопливом является биржа биомассы Graceful Globe. Это электронный площадка, предназначенная для B2B-торговли между потребителями, производителями и оптовыми продавцами биомассы со всего мира.

Торговля на этой бирже осуществляется через онлайн-аукционы на анонимной основе. Участники могут подавать заявки на продажу и покупку в любое время.

Похожая биржа, Minneapolis Biomass Exchange, с 2009 года действует в США. Она предлагает сделки на покупку, проверку качества, систему онлайн-транзакций, логистические услуги.

Применение аналогичной системы в Украине должен учитывать местные особенности.

В частности, на упомянутых платформах торгуют в основном древесным биотопливом. В Украине же ожидается, что в 2025 году аграрная биомасса превысит 50% общего объема потребления твердого биотоплива. Соответственно, в системе электронной торговли необходимо предусмотреть возможность торговли аграрной биомассой.

Кроме того, со временем в перечень видов биотоплива, торговать которыми будут через электронную платформу, могут включить жидкие и газообразные виды биотоплива.

В любом случае торговля должна вестись в соответствии с классами качества, будут определены внутренними документами системы электронной торговли с ориентиром на европейские стандарты. Работу платформы будет обеспечивать оператор.

На оператора будет возложена ряд обязанностей: обеспечение равных условий для осуществления электронной торговли, подготовка отчета о деятельности оператора включая информацию о средних ценах в областях, бесплатное предоставление информации о системе участникам торговли и другим заинтересованным лицам.

Кроме того, во избежание конфликта интересов оператор не будет иметь права осуществлять деятельность, связанную с использованием биотоплива. Поскольку оператор будет выступать своеобразным монополистом при осуществлении торговли биотопливом, цены на его услуги будут определяться на основе специальной методики.

Методика определения предельной цены на услуги оператора должен утверждать государственный орган, регулирующий электронную торговлю биотопливом.

Такие полномочия могжет выполнять Госэнергоэффективности как орган, реализующий государственную политику в сфере возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, или НКРЕКП как орган, регулирующий деятельность субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Вопрос определения института, на который будут возложены полномочия регулировать электронную торговлю биотопливом, требует дополнительных обсуждений.

Оператора необходимо выбирать по результатам тендера. Отбор будет осуществляться по ряду критериев, среди которых - наличие технических средств, средств связи и программного обеспечения, опыт электронной торговли биотопливом или другими ресурсами. Детальный порядок отбора оператора определит специальный акт.

Как обеспечить спрос и предложение

Для наполнения системы электронной торговли биотопливом соглашениями предлагается предусмотреть обязанность торговать через нее для отдельных предприятий.

Для продавцов биотоплива - для государственных и коммунальных предприятий, производящих твердое биотопливо: государственных и коммунальных лесхозов, деревообрабатывающих предприятий, сельскохозяйственных производителей.

Для покупателей биотоплива - для государственных и коммунальных предприятий, закупающих биотопливо по закону "О публичных закупках", субъектов хозяйствования, получивших "зеленый" тариф, и субъектов, получивших стимулирующий тариф на тепловую энергию из альтернативных источников энергии .

Исключение будет сделано для субъектов, использовать собственные ресурсы биомассы и не потребуют ее покупки. Обязательное торговля через электронную систему вводиться постепенно: от 20% общего годового объема производства или потребления биотоплива в 2019 году до 100% - в 2022 году.

Контроль за соблюдением установленных объемов обязательной торговли через электронную платформу осуществлять избран уполномоченный орган. Предприятия ежегодно отчитываться ему о соблюдении обязательных процентов, а в случае нарушения ими этих объемов будут привлекаться к ответственности.

Для внедрения электронной торговли биотопливом необходимо приложить немало усилий: разработать и принять законодательство, определить уполномоченный орган, провести тендер и выбрать оператора системы. Однако такие усилия стоят того, чтобы в Украине заработал прозрачный, эффективный и цивилизованный рынок биотоплива.

https://www.epravda.com.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
15.09.2025
Внимание: с 12 октября 2025 года будут действовать новые правила пересечения границ ЕС для украинцев
Европейский Союз запускает систему въезда/выезда (Entry/Exit System – EES). Это электронная база, которая будет автоматически фиксировать все пересечения внешних границ ЕС гражданами третьих стран, в том числе украинцами. Больше по теме: Водитель предприятия сбежал во время загранкомандировки...
15.09.2025
Как военнообязанному восстановить утраченный военный билет
Военный билет может существовать в электронном и бумажном виде, но бумажный документ остается обязательным для многих процедур. Больше по теме: Заключение трудового договора между предпринимателем и работником: нужен ли военный билет? Военный билет может существовать в электронном и бумажном в...
15.09.2025
Программа действий Правительства на 2025 год: ключевые приоритеты
Программа действий на 2025 год определяет четкие цели, приоритеты и индикаторы исполнения. Это конкретный план, позволяющий отслеживать прогресс и делать государственные решения понятными гражданам. Кабмин одобрил Программу действий на 2025 год и передал ее Верховной Раде. Документ определяет четкие...
Лучшие материалы