Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Двукратное повышение минимальной зарплаты: мифы и реальность

Редакция

01.11.2016 320 0 0

Украинцы наконец-то дожили до серьезного повышения зарплат, по инициативе президента и правительства минимальная зарплата увеличится с Нового года вдвое.

Процесс принятия бюджета Украины подарил стране уже две информационные бомбы. Сначала депутаты решили в ходе первого чтения повысить себе зарплаты (впрочем, данная инициатива была позднее зарублена спикером Андреем Парубием), а потом правительство сообщило, что ко второму чтению подаст документ, в котором минимальная заработная плата (МЗП) будет увеличена с 1 января 2017 года до 3200 грн.

При этом в варианте госбюджета к первому чтению все было по-старому, минимальная зарплата равнялась прожиточному минимуму и должна была составлять на начало 2017 года 1600 грн.

Что же заставило правительство пойти на такой шаг, и чем это может обернуться для страны? Миф №1: спонтанное, непродуманное решение

Первое, что стоит отметить в инициативе повышения минимальной заработной платы- это поспешность решения. Да, правительство уже давно рассуждало о необходимости повышения минимальной зарплаты, которая не соответствует реальному прожиточному минимуму.

По расчетам Министерства социальной политики, сегодня он должен составлять 2800 грн, а на 2017 год – 3200 грн. Но честно говоря, его размер власти могут высчитать на любую нужную им сумму.

При этом уж очень красиво выглядит названная главой правительства Владимиром Гройсманом сумма.

Все напоминает советский стиль управления, когда волевым решением какой-то показатель повышают вдвое. А после говорят подчиненным: «делайте что хотите, но план выполните!». Может быть поэтому правительство пока не представило никаких расчетов того, как вышли на цифру 3200 грн.

Показать же финальные расчеты Минфин обещает не позже середины ноября, когда законопроект о госбюджете должен рассматриваться в Раде во втором чтении.

Миф №2: хотели облегчить жизнь чиновникам

Много «зрады» увидели в этом решении и потому, что в украинском законодательстве «минималка» со времен галопирующей инфляции 90-х является показателем для множества выплат и сборов. Например, к ней привязаны штрафы, судебные сборы, плата за некоторые лицензии и прочее. Все это необходимо будет изучить правительству и парламенту и отвязать от «минималки», либо же оставить.

Первыми внимание привлекли зарплаты судей, депутатов, чиновников, работников новосозданных антикоррупционных органов и ряда других категорий госслужащих, увязанные на размер минимальной зарплаты. Когда правительство решает поднять зарплату рабочему, оно одновременно поднимает ее и судье, чей доход измеряется десятками МЗП.

Соответственно, для последнего повышение будет больше в десятки раз. Такая система годами поддерживала кастовость в украинском обществе.

К счастью, правительство анонсировало абсолютно правильное решение отвязать такие зарплаты от минимальной.

Что касается штрафов, их правительство вполне может оставить в привязке к минимальной зарплате, что только обрадует Министерство финансов и проверяющие органы.

То же самое можно сказать и о лицензиях, судебных сборах и прочем.

В целом, в данном вопросе есть огромное поле как для облегчения бремени, так и для его ужесточения.

Если правительство и Верховная Рада не поменяют множество законов и нормативных актов, завязанных на «минималку», ни бизнес, ни граждане не обрадуются возросшим поборам. Интересен и момент электронного декларирования.

Чиновникам по закону разрешается допустить ошибку при записи своего имущества на сумму не более 250 МЗП. То есть, если Кабмин не поменяет эту норму, чиновники смогут «забыть» указать имущество на 800 тыс. грн.

Однако, стоит отметить, что подать свои декларации с указанием всего имущества государственные мужи должны до конца октября с нынешним размером МЗП, поэтому панику в этом вопросе разводят напрасно.

Миф №3: жить всем станет лучше и веселей

Президент Петр Порошенко уже заявил, что решение о повышении минимальной зарплаты коснется 4 миллионов украинцев, которые сейчас получают зарплату менее 1500 гривень.

Вопрос лишь в том, для кого это станет позитивным изменением.

Во-первых, от «минималки» хотят отвязать чиновников, депутатов и судей. Значит их повышение, скорее всего, не коснется. Также есть категория людей, которые получают официально минимальную зарплату, а остальное в конверте.

Для них просто вырастет доля чистой зарплаты и уменьшится выплата в конверте. А значит вырастет социальная защита, они смогут рассчитывать на большие больничные и так далее.

В то же время, они потеряют в среднем 15% приобретенного из-за уменьшения положенной им субсидии. Но хуже всего будет тем, кому фирмы действительно платили «минималку». Это касается прежде всего низкоквалифицированного персонала и жителей маленьких городов. Для них легальная зарплата в 2300 грн была абсолютно адекватной, а при 3200 грн предприниматель просто не увидит смысла держать «подорожавшего» работника

Те компании, которые не смогут обеспечить рост зарплат и покрыть увеличившиеся налоги на фонд оплаты труда, могут перевести сотрудников на полставки, трудоустроить их нелегально, либо вообще уволить. Кому точно повезет, так это бюджетникам. Ведь теперь никто из них не будет получать меньше 3200 грн. Зарплату до 3 тыс. грн в нашей стране получают около 1 млн бюджетных работников, вот они-то и будут вознаграждены больше всех.

Миф №4: бизнес сможет это потянуть

Как отмечают эксперты и члены правительства, реальные зарплаты в стране за последнее время выросли значительно выше, нежели их легальный размер. Средняя зарплата находится на уровне 5 тыс. грн, при минимальной 1450 грн. И это при том, что с начала года был снижен вдвое единый социальный взнос (ЕСВ), который оказывает основное давление на фонд оплаты труда компаний. Правительство в конце прошлого года сознательно отказалось от десятков миллиардов поступлений в бюджет Пенсионного фонда и фондов социального страхования, в надежде на то, что компании выведут зарплаты из тени, повысив декларируемые заработки своих работников. Однако, должного эффекта это не возымело.

Одни эксперты отмечают, что для такого шага бизнесу нужно больше времени, и процесс выхода из «тени» может занять несколько лет.

Другие же сетовали на то, что условия для работы компаний в Украине все равно остаются слишком сложными, и одним снижением ЕСВ делу не поможешь. Как бы там ни было, власти ждать больше не намерены.

Правда о том, для чего нужно повышать «минималку»

На самом деле данный шаг правительства, помимо красивого популистского эффекта, - это очередная попытка борьбы с теневой экономикой. Сокращать бюджетные расходы для уменьшения дефицита трудно, снижение ЕСВ мощного эффекта не дало и бизнес не спешит выходить из тени. Поэтому власти рискнули использовать административный инструментарий. Это действительно может улучшить жизнь низкоквалифицированных работников в частном секторе и низкооплачиваемых бюджетников. Если, конечно, их не начнут сокращать из-за отсутствия средств.

Реализация инициативы позволит повысить в обществе ощущение социальной справедливость. Зарплаты чиновников наконец отвяжут от «минималки», а «минималку» от прожиточного минимума.

Компании, которые платили белую зарплату, станут более конкурентоспособными. Ведь конкуренты, которые работают в серую тратят меньше на фонд оплаты труда, или предлагают сотрудникам больший заработок, что не способствует справедливости на рынке.

Важным положительным эффектом может стать сокращение дефицита Пенсионного фонда, если, конечно, полученные средства не пустят на повышение пенсий или другие социальные расходы.

С точки зрения социальной справедливости, улучшится вопрос оплаты труда для тех, кто привязан к тарифной сетке.

Источник: http://economics.unian.net/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы