Детей и молодежь Украины будут учить финансовым компетентностям
Межведомственная рабочая группа в составе специалистов НБУ, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, Минобразования и науки и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку подготовила Рамку финансовых компетентностей детей и молодежи Украины (далее – Рамка).
Рамка – это документ, в котором описаны ключевые финансовые компетентности детей и молодежи Украины от 5 до 18 лет. Речь идет, в частности, о наборе знаний, умений, навыков и особенностей отношения к вопросам в сфере управления личными финансами и потребления финансовых услуг. Эти знания и умения являются основой для принятия ответственных финансовых решений, обеспечения и улучшения собственного благосостояния.
Цель подготовки Рамки – содействовать совместному пониманию финансовых компетентностей для детей и молодежи среди государственных органов власти, учебных заведений, частных организаций и граждан, популяризирующих обучение по финансовой грамотности.
«Развитие финансовой грамотности для Национального банка является одним из приоритетов. Согласно исследованиям, уровень финансовой грамотности молодежи – на низком уровне, и мы стремимся это изменить. Рамка финансовых компетентностей детей и молодежи Украины – это существенный шаг для обеспечения последовательного и комплексного подхода к развитию государственной политики в сфере повышения уровня финансовой грамотности детей и молодежи. Следующий шаг – разработка в соответствии с Рамкой учебных программ и материалов и внедрение их в учебный процесс», – прокомментировал Глава Национального банка Украины Андрей Пышный.
Для разработки Рамки за основу взята модель финансовых компетентностей для молодежи OECD/INFE Core Competencies Framework on financial literacy for Youth, созданная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая дополнена и адаптирована к контексту Украины, а также Рамка финансовых компетентностей взрослого населения Украины, государственные стандарты для соответствующих уровней образования
«Финансовые компетентности – это непременная часть жизни каждого из нас, ведь уровень овладения ими определяет то, насколько грамотно мы распоряжаемся собственными ресурсами. Эта Рамка поможет сформировать целостное и универсальное представление об уровне финансовой грамотности детей и молодежи в Украине. Но в то же время – усовершенствовать обучение финансовым компетентностям, в том числе и в учебных заведениях», – подчеркнул Министр образования и науки Украины Оксен Лесной.
Ожидается, что распространение практического использования Рамки будет способствовать реализации государственной политики в сфере финансовой грамотности и финансовой инклюзии, а также созданию площадки для обмена передовой практикой и опытом внедрения финансового образования. Кроме того, Рамка обеспечит реализацию компетентностного подхода и служит основой для реализации в Новой украинской школе сквозной содержательной линии «Предприимчивость и финансовая грамотность» и образовательного направления «Ребенок в социуме. Социально-финансовая грамотность» в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования. Кроме того, она будет способствовать созданию современных учебных программ и учебно-методических материалов для ученичества и воспитанников учебных заведений и педагогов.
«Создание Рамки финансовых компетентностей детей и молодежи является еще одним шагом к построению национальной консолидированной системы развития и внедрения базового финансового образования. Системный подход к распространению знаний по финансовой грамотности и усилиям, которые прилагают к этому финансовые регуляторы и образовательное сообщество, направлены на формирование высокой финансовой культуры украинского общества как ключевого показателя экономической безопасности государства», – отметила директор-распорядитель ФГВФЛ Светлана Рекрут.
Структура Рамки детей и молодежи повторяет структуру Рамки финансовых компетентностей взрослого населения Украины, в которой компетентности разделены на четыре содержательных раздела (каждый содержит темы и подтемы):
- разд. I «Деньги и соглашения»;
- разд. II «Планирование и управление деньгами»;
- разд. ІІІ «Риски и вознаграждение»;
- разд. IV «Финансовый ландшафт».
Также в Рамке выделены следующие сквозные линии:
- цифровые денежные компетентности;
- компетентности в области устойчивого развития;
- финансовая стойкость;
- предприимчивость;
- гражданская ответственность.
Каждая компетентность описана в трех измерениях:
- осведомленность, знание и понимание;
- навыки и поведение;
- уверенность, мотивация и отношение.
Всего в Рамке описано примерно 900 финансовых компетентностей, которые должны овладеть учащимися к моменту окончания дошкольного, начального (4-й класс), базового среднего (9-й класс) и профильного среднего образования (12-й класс).
«Сегодня регуляторы рынков и другие государственные институции прилагают максимум усилий по восстановлению экономики страны и развитию всех сегментов финансовой системы. Но важным звеном этих действий являются потребители денежных услуг, инструментов и проектов. Украинские дети и молодежь должны расти осведомленными в финансовой сфере и приобретать необходимые навыки, ведь за ними – будущее нашего государства. Рамка финансовых компетентностей детей и молодежи Украины – это инвестиция в наших детей для их благосостояния и страны в целом», – отметил Председатель НКЦБФР Руслан Магомедов.
Рамка доступна для свободного использования государственными органами, частными организациями и гражданским обществом по этой ссылке.
Правительственный портал
Комментарии к материалу