9 вопросов о новых правилах регистрации недвижимости
29.02.2016 7159 0 0
С 1 января 2016 года в Украине начала действовать новая процедура государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Теперь право собственности на недвижимость подтверждается только записью в «Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество», то есть отменяется обязательное наличие у владельца бумажного документа, подтверждающего право собственности.
Проще, чем было
Процедуры регистрации теперь стала значительно проще. Теперь человеку для того, чтобы зарегистрировать недвижимость или провести другие процедуры, нужно посетить только нотариуса или государственного регистратора. Конечно, людям спокойнее иметь на руках «бумагу с печатью», но это вопрос привычки. А опасения относительно возможности завладения кем-либо электронно-цифровой подписью нотариуса оправданы не более, чем опасения за сохранность «бумажной регистрации».
Новым собственникам, не имеющим на руках правоустанавливающих документов на недвижимость, придется время от времени самостоятельно проверять личные данные в реестре. Эта информация теперь будет находиться на сайте Министерства юстиции Украины и чтобы ее проверить понадобятся компьютер и доступ к интернету.
1. Как изменились правила?
Во-первых, отменяется выдача свидетельств о праве собственности на недвижимость на бумажных носителях.
Во-вторых, государственная регистрация прав на недвижимость теперь происходит только через интернет.
В-третьих, у нотариусов регистрация недвижимости проводится без ограничений (ранее нотариусы совершали регистрацию только при совершении нотариального действия – удостоверении договоров продажи или дарения недвижимости).
2. Что подлежит обязательной регистрации?
Согласно статье 5 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» обязательной регистрации подлежат:
- квартиры;
- жилые дома;
- земельные участки;
- строения и их отдельные части;
- жилые и нежилые помещения.
3. Где регистрировать?
Заявитель по своему усмотрению может подать заявление нотариусу или в центр предоставления административных услуг (или госрегистратору).
4. Как происходит регистрация?
У государственного регистратора (в центре админуслуг в крупных городах) или у нотариуса заполняется заявление, которое регистрируется в базе данных (через интернет). К заявлению прилагаются электронные копии необходимых документов. Если у вас есть возможность сканировать свои документы самостоятельно и принести их электронные версии на специальном носителе (флэшке или компакт-диске), то это значительно ускорит процесс.
Кроме того, необходимо предоставить регистратору квитанции об оплате административного сбора и о внесении оплаты за предоставление информации из Государственного реестра прав.
Для регистрации прав собственности на недвижимость необходимо предоставить следующие документы:
- Паспорт и идентификационный код;
- Документы, подтверждающие права собственности на недвижимое имущество (договор, предметом которого является недвижимое имущество, свидетельство о праве на наследство и т.д).
5. Какой документ выдается?
Бланк установленного образца с печатью и подписью «Свидетельство о праве собственности», действовавший до 1 января 2016 года, теперь заменен электронным вариантом. Теперь собственнику на руки выдается «Информация о регистрации права собственности на недвижимость» (выписка из реестра), которая не имеет подписи и печати. Стоимость выписки:
- в электронном варианте – 17 грн.
- на бумажном носителе – 34 грн.
6. Какие сроки регистрации?
Государственная регистрация прав на недвижимость должна проводится в срок от двух часов до пяти рабочих дней. Первым днем считается день регистрации заявления в базе данных. Право собственности на недвижимость считается зарегистрированным в день официальной публикации на веб-портале Министерства юстиции Украины.
7. Кому пожаловаться на регистраторов?
Из-за того, что некоторые нормативно-правовые акты не приведены в соответствие с новым Законом, в похожих ситуациях нотариус (или госрегистратор) может принимать разные решения, в зависимости от его субъективной оценки ситуации.
При регистрации прав собственности на недвижимость, вы имеете право обжаловать их действие или бездействие. Это можно сделать в Министерстве юстиции Украины или его территориальных органах (ранее – только в суде).
8. Может ли пропасть информация о регистрации прав собственности?
До 1 января 2013 года органы БТИ выдавали Извлечения (Витяги) из «Реестра прав собственности на недвижимое имущество». Этот реестр велся в электронном виде. С 1 января 2013 года по настоящее время ведется электронный «Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество».
Нотариусы имеют право доступа как к старому «Реестру прав собственности на недвижимое имущество», так и к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество, поэтому сведения о регистрации прав собственности на недвижимость ни в коем случае не пропадут.
9. Нужно ли регистрировать повторно права на недвижимость?
Права, зарегистрированные до 1 января 2013 года, остаются действительными. Повторно их регистрировать в новом «Государственный реестре» не нужно — регистрация будет производиться лишь тогда, когда собственник решит свои права передать другому лицу.
Чтобы подтвердить свое право собственности с 1 января 2016 года владелец должен заказать выписку из «Реестра вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». Доказательством права собственности является исключительно запись в Реестре, а выписки из него в электронной или бумажной форме, имеют равную юридическую силу.
Сколько стоит регистрация недвижимости?
Стоимость услуг по внесению недвижимости у нотариусов и государственных регистраторов (или в в центрах админуслуг, которые работают в больших городах) значительно разнятся:
- у госрегистратора – 34 грн.
- в центре админуслуг – 34 грн.
- у нотариуса – 300–600 грн.
Кроме этих денег придется еще оплатить административный сбор. Ее величина зависит от скорости оформления документов:
- пять рабочих дней – 138 грн. (10% минимальной зарплаты)
- два рабочих дня – 1378 грн. (100% минимальной зарплаты)
- один рабочий день – 2756 грн. (200% минимальной зарплаты)
- два часа (с момента принятия заявления) – 6890 грн. (500% минимальной зарплаты).
Источник: domik.ua
Комментарии к материалу