5 главных тенденций обновления программ 5-9 классов
22.02.2017 132 0 0
Уже больше недели любой имеет возможность предложить изменения в обновление программ базовой школы (5-9 классы) и принять участие в обсуждении на онлайн-портале EdEra. По состоянию на утро вторника, 21 февраля, приняло участие более шестисот человек, которые оставили 4 тыс. 858 сообщений: предложений к программам и комментарии к ним.
Предложения разнообразны, однако можно выделить пять основных тенденций того, что предлагают и с чем спорят корреспонденты.
Тенденция №1: Качество важнее количества
Почти все программы имеют комментарии-нарекания со стороны учителей, что количество задач, которые предусмотрены программами, просто невозможно реализовать за время, отведенное на изучение предмета.
Например, учебная программа по предмету «Искусство» в 7 классе предусматривает, что дети в результате должны уметь «выполнять современные вокальные произведения, в том числе на языке оригинала, создавать элементарное музыкальное сопровождение к ним», «создавать собственные музыкальные композиции с использованием компьютерных технологий» и другие.
Участники обсуждения отмечают, что такие умения и знания можно получить только в музыкальной школе или в учреждениях, где на изучение музыкальной составляющей выделяется больше времени, чем 1 час в неделю.
Непонятно, где и когда ученики получили навыки создания собственных музыкальных композиций с использованием компьютерных технологий. Это большой комплекс знаний и навыков, который имеет сугубо профессиональную направленность.
В обсуждении «Естествознания» корреспонденты предлагают выделить время для основательного выполнения проектов, сократив их количество. В частности, предлагается убрать «информационные проекты» – ориентированные на описание истории открытий – и больше времени уделить выполнению практических проектов.
Тенденция №2: Современные темы для современных детей
Корреспонденты указывают, что программы не учитывают современную действительность, в которой живут дети, и потребности, которые ставит перед ними современный мир.
Комментаторы программы по «Английскому языку» для общеобразовательных школ указывают, что среди тем «ситуативного общения» для учащихся 5-9 классов совсем не предусмотрено тем на изучение «компьютера» и слов, которые связаны с его использованием. Это при том, что сейчас использование разнообразных гаджетов пронизывает практически все сферы человеческой жизни.
Программа по информатике также подверглась значительной критике – корреспонденты сетуют, что в ней заложено изучение вещей, которые современные дети умеют делать начиная с дошкольного возраста.
Тенденция №3: Межпредметные связи
Большинство предметов, особенно родственные, непосредственно влияют на изучение друг друга. В соответствии с действующей программой по физике дети должны в 7 классе изучить тему «Упругость», в частности освоить Закон Гука. Чтобы сделать это полноценно, они уже должны освоить векторы. При этом тема векторы изучается с математики только в 8 классе. То есть через год.
Корреспонденты, которые выражают предложения к «Украинской литературе», предлагают усилить знания школьников по истории, интегрировав в программу тексты, в которых художественно изображены различные исторические события.
Тенденция №4: Меньше теории – больше практики
Изучение предметов, в первую очередь, должно быть ориентировано на реальные навыки – в этом соглашаются комментаторы до абсолютного большинства программ.
Корреспонденты, которые обсуждают программы по «Химии», предлагают «уменьшить изучение исторической составляющей законов», чтобы выделить больше времени на прикладное изучение предмета.
Предлагается также сделать преподавание более оживленным, используя произведения известных писателей-популяризаторов науки: «Как Вам идея подать органическую химию как Айзек Азимов в своих книгах "Мир углерода" и "Мир азота". Можно ли это рассматривать как вариант? Все-таки – это лишь знакомство с органикой. И в 9 классе этот раздел может больше формировать мировоззрение и ценностные ориентации», – предлагают на странице обсуждения.
«Украинский язык» также советуют сделать более прикладным – заменить часть сочинений и переводов текстов публицистического, научного и художественного стилей, которые предусмотрены программой, на выработку текстотворческих навыков в разговорно-бытовом стиле.
Тенденция №5: Учет возрастных особенностей детей
Корреспонденты указывают, что требования к некоторым программам не соответствуют ни возможностям, ни интересам детей, для которых написаны.
Яркий пример – программа по зарубежной литературе для 8 класса. Корреспонденты отмечают, что в 8 классе дети не могут глубоко и с пониманием овладеть темой «Античная литература». Во-первых, она сложная, во-вторых, у большинства детей она не вызывает заинтересованности.
Подобные предложения содержит и программа по «Природоведению». Например, предлагают исключить из программы требование «ученик описывает туманности различных типов и галактики различных типов», «различает типы туманностей и галактик». Зато советуют оставить лишь общее изучение понятия об этих явлениях. По мнению комментаторов, для 10-летних детей эти темы тяжеловаты.
Наиболее активно идет обсуждение программ по «Истории» и «Зарубежной литературы».
К сожалению, из основных естественнонаучных предметов – физики и химии – предложений не так много. Английский язык также обсуждают не так живо, а другие иностранные языки получают еще меньше внимания общественности. Надеемся, что на этой неделе больше читателей захотят присоединиться к нам и приобщиться к обновлению программ.
Напоминаем, что 13 февраля стартовало онлайн-обсуждение учебных программ базовой школы (5-9 классов).
Первая сессия онлайн-обсуждение программ продлится 11 дней – до 24 февраля. Еще 11 дней – с 25 февраля до 7 марта рабочие группы с участием модераторов будут рассматривать предложения и формировать вариант документа на обсуждение. 15 марта начинается 2 сессия онлайн-обсуждения, которое продлится 8 дней – до 22 марта.
Источник: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publ...
Комментарии к материалу