Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

В каком объеме можно хранить горючее для генераторов без получения лицензии и регистрации акцизного склада

С 27.07.2024 вступил в силу Закон от 18.06.2024 № 3817-IX «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (далее – Закон № 3817). Этим документом, в частности, определены условия, при которых субъекты хозяйствования (далее – СХ) освобождаются от обязанности получать лицензию на хранение горючего, потребляемого для заправки электрогенераторной установки (далее – генератор). Кроме того, с 01.09.2024 были увеличены объемы горючего, которое можно хранить на одном объекте для обслуживания генераторов, не регистрируя такой объект как акцизный склад (далее – АС). Однако такое послабление касается не всех СХ. Разберемся со всеми новациями подробно.


Вопрос – ответ

Когда нужно получать лицензию на горючее для генераторов согласно Закону № 3817?

Напомним, Закон № 3817 был принят вместо Закона от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (далее – Закон № 481). Об основных новациях в лицензировании производства и оборота спирта, алкогольных напитков, табака и горючего читайте в статье «Изучаем новые правила лицензирования производства и оборота спирта, алкогольных напитков, табака и горючего».

Нормой п. 24 разд. XIII Закона № 3817 установлено, что на период действия военного положения и в течение 30 дней со дня его прекращения или отмены СХ вправе хранить томливо, потребляемое для заправки генераторов, в объеме:

  • до 2 000 л на каждом объекте, снабженном генератором, без получения разрешительных документов (документов разрешительного характера, лицензии на право хранения горючего, результатов предоставления других административных услуг);
  • свыше 2 000 л на каждом объекте, снабженном генератором, на основании декларации об осуществлении хозяйственной деятельности по хранению горючего (далее – декларация).

Таким образом, объемы хранения горючего не изменились, аналогичное правило было предусмотрено и в ст. 18 Закона № 481. Впрочем, в п. 24 разд. XIII Закона № 3817 подробно прописан порядок подачи декларации.

Декларация бесплатно подается в территориальный орган ГНС и содержит:

1. Сведения об СХ:

  • для юрлиц: наименование, код согласно ЕГРПОУ, местонахождение;
  • для физлиц-предпринимателей: Ф. И. О., местонахождение (адрес зарегистрированного/задекларированного места жительства (пребывания), по которому осуществляется связь с предпринимателем), РНУКНП и/или номер паспорта (для физлиц, имеющих право осуществлять любые платежи по серии и/или номеру паспорта), уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (при наличии);
  • для лиц, уполномоченных на ведение учета деятельности по договорам о совместной деятельности без образования юрлица, и лиц, ответственных за удержание и внесение налогов в бюджет при исполнении договоров: наименование и код уполномоченного лица согласно ЕГРПОУ и налоговый номер;
  • для иностранных субъектов хозяйственной деятельности: наименование и налоговый номер постоянного представительства.

2. Общую емкость резервуаров и емкостей, используемых для хранения горючего, и их фактическое местонахождение.

Декларация составляется в произвольной форме и представляется в бумажной или электронной форме в порядке, установленном ст. 42 Налогового кодекса (далее – НК).

Важный нюанс! Право на хранение горючего, потребляемого для заправки генератора, в объеме более 2 000 л на каждом объекте, обеспеченном генератором, приобретается с момента подачи декларации.

Какую ответственность несет СХ, который будет хранить более 2 000 л горючего для генератора без подачи декларации или получения лицензии?

Если в период действия военного положения и в течение 30 дней со дня его прекращения или отмены орган ГНС обнаружит факт хранения СХ горючего в объемах свыше 2 000 л без получения соответствующей лицензии и при отсутствии должным образом поданной декларации, к такому нарушителю применяется ответственность, установленная п. 14 ч. 2 ст. 73 Закона № 3817, – штраф, равный 85 размерам минимальной заработной платы (далее – МЗП), установленной на 1 января отчетного (налогового) года.

Обращаем внимание! Штрафы за нарушения в сфере лицензирования горючего применяются в новом размере начиная с 27.07.2024. Но п. 9, 10, 38, 39 ч. 2 ст. 73 Закона № 3817 вступят в силу с 01.01.2026 (эти пункты не касаются ответственности за хранение горючего без лицензии). Следовательно, за нарушения, допущенные в этом году, штраф начисляется исходя из МЗП в размере 7 100 грн.

За хранение горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки без наличия соответствующей лицензии предусмотрены следующие штрафы (п. 36 ч. 2 ст. 73 Закона № 3817):

  • за первое нарушение – 4 МЗП (28 400 грн);
  • второе нарушение – 8 МЗП (56 800 грн);
  • третье и следующие нарушения – 85 МЗП (603 500 грн).

К сведению. Если речь идет о первом или втором нарушении, то размер штрафа за хранение горючего существенно уменьшился. Напомним, согласно ст. 17 Закона № 481 штраф за хранение горючего составлял 500 тыс. грн.

В каких случаях места хранения горючего для генератора не нужно регистрировать как АС?

Законом от 18.07.2024 № 3878-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об имплементации положений актов права Европейского Союза по акцизному налогу» (далее – Закон № 3878) внесены изменения в п. 47 подразд. 5 разд. ХХ НК.

Так, в период военного положения и в течение 30 дней со дня его прекращения или отмены не являются АС помещения или территория, в том числе плательщика акцизного налога по реализации горючего, в каждом (на каждой) из которых общая вместимость расположенных емкостей для хранения пального, используемого исключительно для заправки генераторов, не превышает 2 000 л. Это правило действует на всей территории Украины для всех СХ.

Кроме того, с 01.09.2024 до определенной даты прекращения возможных боевых действий или даты завершения боевых действий не являются АС помещения или территория, в том числе плательщика акцизного налога, в каждом (на каждой) из которых общая вместимость расположенных емкостей для хранения горючего, используемых исключительно для заправки генераторов, не превышает 5 000 л. Это правило действует на территориях возможных боевых действий, для которых не определена дата прекращения возможности боевых действий, территориях активных боевых действий, для которых не определена дата завершения боевых действий, включенных в Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309, для плательщиков, не осуществляющих деятельность по производству, оптовой и розничной торговле горючим, его хранению (кроме хранения исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки).

Итак, не регистрировать в качестве АС места хранения горючего, предназначенного для заправки генераторов, может хранитель горючего, который будет использовать указанные объемы горючего исключительно для заправки генераторов, вести отдельный учет горючего, полученного и использованного для их заправки, и рассчитываться за приобретенное для таких нужд горючее исключительно в безналичной форме.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
21.02.2025
Заключение мирового соглашения в хозяйственном споре
Предприятие подало иск в суд, чтобы взыскать долг с контрагента. Но должник предлагает заключить мировое соглашение: он обещает добровольно погасить долг и полностью оплатить судебные издержки. В этой связи у истца возникло несколько вопросов. Предприятие подало иск в суд, чтобы взыскать долг с конт...
Популярное
11.04.2025
Военно-учетный документ: нужен ли для установления инвалидности
Как известно, с 01.01.2025 стартовала масштабная реформа: на смену МСЭК пришла система оценивания повседневного функционирования. Прохождение пути к статусу инвалидности значительно упрощается, ведь большинство процессов сокращены и цифровизированы. Все этапы оценивания фиксируются в электронной сис...
18.02.2025
Оценивание повседневного функционирования лица: новации документального оформления инвалидности от Минздрава
Напоминаем, что все функции МСЭК переданы экспертным командам, действующим на базе многопрофильных больниц с привлечением практикующих врачей различных специальностей. В статье «Реформа МСЭК: что ожидает медицинские КНП») мы рассмотрели новации, введенные правительством в сфере реформиро...
14.02.2025
Стратегия развития системы здравоохранения: что ожидает медицинские КНП
Правительство одобрило Стратегию развития системы здравоохранения на период до 2030 года и утвердило Операционный план мероприятий по ее реализации в 2025-2027 годах. О том, что в связи с этим ожидать медицинским КНП, – подробно в статье. Правительство одобрило Стратегию развития системы здрав...
Новое
13.05.2025
Первичная, паллиативная и экстренная помощь с применением телемедицины: изменения от Минздрава
Статья содержит обзор утвержденных приказом Минздрава от 27.01.2025 № 167 изменений в некоторые нормативно-правовые акты, касающихся, в частности, применения телемедицины при оказании первичной, паллиативной и экстренной медпомощи. Как известно, оказание медицинской и/или реабилитационной помощи с п...
11.04.2025
Как преобразовать частное предприятие в ООО в связи с отменой Хозяйственного кодекса?
Деятельность частных предприятий в настоящее время регулируется нормами Хозяйственного кодекса (далее – ХК). Однако в августе 2025 года ХК утратит свою силу. Поэтому уже сейчас у собственников многих частных предприятий возникают вопросы, что будет с их предприятием после утраты силы ХК, нужно...
14.03.2025
Отмена Хозяйственного кодекса: изучаем новшества, касающиеся договорных отношений
Верховной Радой был принят закон, которым предусмотрена отмена Хозяйственного кодекса (далее – ХК), а также немало других новшеств. В статье мы рассмотрим нововведения, которые коснутся договорных отношений между субъектами хозяйствования (далее – СХ) в связи с принятием этого закона. Ве...
Лучшие материалы