Деятельность частных предприятий в настоящее время регулируется нормами Хозяйственного кодекса (далее – ХК). Однако в августе 2025 года ХК утратит свою силу. Поэтому уже сейчас у собственников многих частных предприятий возникают вопросы, что будет с их предприятием после утраты силы ХК, нужно ли что-то менять, до какой даты и как это правильно сделать. На все эти вопросы вы найдете ответы в нашей статье.
Изменения для частных предприятий предусмотрены Законом от 09.01.2025 № 4196-IX «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц» (далее – Закон № 4196).
Закон № 4196 вступил в силу с 28.02.2025, однако, как сказано в ч. 1 ст. 17 данного Закона, вводится в действие через 6 месяцев, то есть с 28.08.2025 (за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие с более поздних дат, но эти нормы не касаются частных предприятий).
В частности, с 28.08.2025 утратит свою силу Хозяйственный кодекс (об этом сказано в ч. 3 ст. 17 Закона № 4196). А деятельность частных предприятий урегулирована сейчас ст. 113 ХК. Напомним, что согласно этой статье частным является предприятие, которое действует на основе частной собственности одного или нескольких граждан, иностранцев, лиц без гражданства и его (их) труда или с использованием наемного труда. Порядок организации и деятельности частных предприятий определяется нормами ХК и других законов.
Как видим, новость об отмене ХК заставляет волноваться собственников частных предприятий. Но даже после отмены ХК для частных предприятий не будет правового вакуума, для них будут действовать специальные нормы (ниже рассмотрим, какие именно). Сразу скажем, что таким предприятиям стоит пойти по пути преобразования.
Прямой нормы, которая бы предписывала преобразовать частные предприятия в другую организационно-правовую форму, в Законе № 4196 нет. Однако вывод о необходимости такого преобразования вытекает из анализа нескольких норм Закона № 4196. Приведем краткое содержание этих норм:
Из вышеприведенных норм можно сделать вывод, что после введения в действие Закона № 4196 новые частные предприятия уже не создаются, а созданные ранее, то есть до 28.08.2025, должны привести свои уставы в соответствие с Законом № 4196.
Фактически, если после окончания переходного периода, то есть после 28.08.2028, частное предприятие не будет преобразовано в другую организационно-правовую форму, то оно будет жить по правилам, установленным законодательством для ООО. Правда, уставы таких предприятий будут частично недействительными. А это уже станет создавать определенные трудности и неудобства для таких предприятий.
Как видим, сейчас самое время задуматься о преобразовании частного предприятия в другую организационно-правовую форму, и самой близкой по духу и смыслу формой является ООО.
Однако и слишком спешить тоже не стоит – для выполнения всех необходимых процедур у частных предприятий впереди более 3 лет.
Ниже мы подробно рассмотрим процедуру преобразования частного предприятия в ООО.
Имейте в виду! Если регистрационные действия по приведению устава частного предприятия в соответствие с требованиями Закона № 4196 будут проводиться в течение переходного периода, то такое предприятие освобождается от уплаты административного сбора (ч. 10 ст. 17 Закона № 4196). |
Преобразование – это один из видов реорганизации предприятия. Правила реорганизации предприятий установлены ст. 104–108 Гражданского кодекса (далее – ГК).
Преобразование юрлица – это изменение его организационно-правовой формы (ст. 108 ГК). В нашем случае частное предприятие будет преобразовано в ООО.
После преобразования к новому юридическому лицу переходит все имущество, все права и обязанности предыдущего юрлица.
То есть в случае преобразования происходит два события, которые подлежат государственной регистрации: прекращение юрлица в результате преобразования и создание нового юрлица (ч. 6 ст. 4 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований»). При этом преобразование считается завершенным с даты государственной регистрации вновь созданного юрлица.
Исходя из этих, а также других норм законодательства процедура преобразования будет состоять из нескольких этапов. Рассмотрим их подробнее.
Решение о реорганизации частного предприятия путем преобразования в ООО принимает собственник (собственники) предприятия.
Для частных предприятий порядок принятия решений собственниками законодательно не установлен, поэтому в данном вопросе они должны руководствоваться прежде всего положениями своего устава.
Обычно если собственник у частного предприятия – один, то он принимает единоличное решение, в котором фиксирует все необходимые моменты. Если собственников у предприятия несколько, тогда они проводят общее собрание, на котором принимают решение о реорганизации предприятия и оформляют его протоколом.
На этом этапе собственники частного предприятия должны (ч. 3 ст. 105 ГК):
Важный нюанс! Надо понимать, что к комиссии по реорганизации с момента ее назначения переходят полномочия по управлению делами юрлица. Председатель комиссии, ее члены представляют юрлицо в отношениях с третьими лицами и выступают в суде от имени прекращаемого юрлица (ч. 4 ст. 105 ГК). |
Кстати, выполнение функций комиссии может быть возложено на орган управления юрлица. Например, если в частном предприятии согласно уставу исполнительным органом является директор, то именно он может заняться реорганизацией предприятия.
Обратите внимание! Собственники сами определяют срок для заявления требований кредиторов, однако они ограничены законодательно: такой срок не может быть меньше 2 месяцев и больше 6 месяцев с момента обнародования уведомления о решении относительно прекращения юрлица (ч. 5 ст. 105 ГК). Об обнародовании уведомления поговорим далее – см. этап 2. |
Таким образом, на первом этапе необходимо оформить решение собственника (протокол собрания собственников), в котором:
Действительность подписей на этом решении (протоколе) должна быть нотариально удостоверена (п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).
О том, что принято решение реорганизовать предприятие путем преобразования, собственники должны уведомить орган, осуществляющий госрегистрацию, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (ч. 1 ст. 105 ГК).
Для госрегистрации решения о прекращении юрлица госрегистратору подаются (ч. 11 ст. 17 Закона № 755):
Как мы отметили выше, все эти сведения могут быть оформлены одним документом.
На заметку! За государственную регистрацию сведений о принятом решении административный сбор не взимается (ст. 36 Закона № 755). |
Если документы оформлены правильно, то в течение 24 часов информация о принятом решении будет внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).
Внесение этих сведений в ЕГР и будет считаться обнародованием решения о прекращении юрлица в результате реорганизации, поскольку эти сведения являются общедоступными и могут быть получены через портал электронных сервисов (ст. 12 Закона № 755). С даты обнародования указанного решения следует исчислять срок для предъявления требований кредиторов.
Как мы уже отметили выше, в решении собственника предприятия будет указан срок для предъявления требований кредиторами (от 2 до 6 месяцев). В течение этого срока комиссия по реорганизации ведет работу с кредиторами реорганизуемого предприятия.
Обратите внимание! Кредиторы вправе требовать от прекращаемого юрлица досрочного выполнения тех обязательств, выполнение которых не обеспечено, либо установления обеспечения этих обязательств (ч. 1 ст. 107 ГК). Речь идет об обеспечении выполнения обязательств, правила которого установлены гл. 49 ГК. К видам обеспечения относятся: неустойка, поручительство, гарантия, залог, удержание, задаток, право доверительной собственности (ст. 546 ГК). |
Каждое отдельное требование кредитора (в частности, по уплате налогов, сборов, ЕСВ, страховых средств в ПФУ, фонды социального страхования) рассматривается комиссией по реорганизации, после чего принимается соответствующее решение. Это решение (ответ) направляется кредитору в течение 30 дней со дня получения от него требования (ч. 6 ст. 105 ГК).
У многих собственников частных предприятий возникает вопрос:
Отвечаем: обнародование решения о преобразовании частного предприятия в ООО не является основанием для назначения внеплановой налоговой проверки предприятия.
Напомним, что перечень оснований для проведения внеплановой проверки приведен в ст. 78 Налогового кодекса (далее – НК). Среди этих оснований есть и такое: «начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования)» (пп. 78.1.7 НК).
Как видим, начало реорганизации юрлица может послужить основанием для проведения внеплановой проверки, однако для случаев реорганизации в виде преобразования в указанной норме НК сделано исключение.
Поскольку в результате реорганизации будет создано новое предприятие – ООО, собственники прекращаемого частного предприятия должны утвердить устав этого ООО (решением собственника, протоколом общего собрания собственников/участников).
Не забудьте, что устав ООО должен соответствовать требованиям Закона № 2275. Правила, касающиеся содержания устава ООО, в том числе для случая, когда ООО образуется в результате реорганизации, приведены в ст. 11 Закона № 2275.
Так, в уставе ООО в обязательном порядке должны быть сведения:
Если собственники приняли решение работать на основе модельного устава, то этот этап они могут пропустить. Форма модельного устава ООО утверждена постановлением КМУ от 27.03.2018 № 367.
Однако в тексте модельного устава есть альтернативные редакции (варианты) его отдельных положений. То есть участники (учредители) общества могут выбирать из предложенных вариантов. Поэтому на данном этапе реорганизации собственникам предприятия стоит определиться, какие именно положения (в какой редакции) будут включены в устав ООО.
Для справки. Об особенностях применения ООО модельного устава можно подробнее прочитать в «Как внести изменения в устав ООО: практические советы». |
После истечения срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по реорганизации составляет передаточный акт (ч. 2 ст. 107 ГК).
Передаточный акт должен быть утвержден собственниками частного предприятия (ч. 3 ст. 107 ГК). Кроме того, действительность подписей на этом акте должна быть нотариально удостоверена с обязательным использованием специальных бланков нотариальных документов (п. 12 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).
На этом этапе госрегистратору подаются документы для регистрации:
Для госрегистрации прекращения юрлица в результате его реорганизации нужно подать (ч. 15 ст. 17 Закона № 755):
Для госрегистрации ООО, созданного в результате реорганизации юрлица, подаются такие документы (ч. 1 ст. 17 Закона № 755):
После проведения госрегистратором регистрационных действий в ЕГР появится информация о прекращении частного предприятия и о создании ООО.