Ситуация. Предприятие работает, зарплату работникам начисляет и выплачивает. Но у нас не всегда хватает средств, чтобы полностью и вовремя перечислить в бюджет сумму ЕСВ, начисленную на зарплату. Могут ли оштрафовать предприятие за несвоевременную уплату ЕСВ в период военного положения?
На первый взгляд может показаться, что штрафа не должно быть. Ведь в период военного положения действует мораторий на применение штрафов к налогоплательщикам. Однако в новых нормах законодательства, действующих в период военного положения, есть «лазейки», которые все же позволяют штрафовать за несвоевременную уплату ЕСВ. Поэтому риск есть.
Законом от 15.03.2022 № 2120-IX были внесены изменения в Закон от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464), которым регламентируется порядок уплаты ЕСВ и применения ответственности в этой сфере.
Так, разд. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464 дополнен п. 921 и 922. Эти пункты предусматривают, что на период действия военного, чрезвычайного положения и в течение 3 месяцев после его окончания или отмены:
Кроме того, на указанный период установлен мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ (п. 923 разд. VIII Закона № 2464).
Как видите, из специальных норм Закона № 2464 следует, что штраф за просрочку в уплате ЕСВ сейчас применяться не должен.
Однако! Есть еще нормы Налогового кодекса (далее – НК), которыми налоговые органы также руководствуются во время проведения проверок и применения санкций. Это следует из ч. 4 ст. 8 Закона № 2464, где указано, что в части администрирования ЕСВ применяются нормы НК. |
В НК тоже внесены изменения, касающиеся освобождения от штрафов на период военного положения. Так, п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НК предусматривает, что в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно выполнить свои налоговые обязанности (в частности, относительно сроков уплаты налогов и сборов и подачи отчетности) такой налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной НК.
Внимание, исключение! Согласно п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК, в некоторых случаях штрафы могут применяться. |
Так, в период военного положения можно проводить фактические проверки (на них мораторий не распространяется). И если в ходе такой проверки будут выявлены нарушения, то к налогоплательщику применят меры ответственности, предусмотренные НК и законами, контроль за соблюдением которых возложен на налоговые органы (это наш случай – налоговые органы контролируют соблюдение требований Закона № 2464). При этом в п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК прямо указано, что в данном случае не действует:
Имейте в виду! Если факт несвоевременной уплаты ЕСВ налоговики обнаружат в ходе фактической проверки, то на основании п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НК они вправе будут оштрафовать предприятие. |
Теперь давайте выясним, может ли проводиться фактическая проверка по вопросам начисления и уплаты ЕСВ.
Начнем с определения из пп. 75.1.3 НК, чтобы ответить на два нижеприведенных вопроса:
Согласно пп. 75.1.3 НК, фактической считается проверка, осуществляемая контролирующим органом по месту фактического ведения налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов, которые находятся в его собственности.
Такая проверка осуществляется контролирующим органом относительно соблюдения норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличных, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).
Обратите внимание! Фактическая проверка может касаться оформления трудовых отношений, а значит, во время такой провекри косвенно может быть затронут и вопрос о начислении и уплате ЕСВ. |
Основания для проведения фактических проверок перечислены в п. 80.2 НК. Внимательно изучив эти основания, мы находим походящее к нашей ситуации в пп. 80.2.7 НК. Там сказано, что фактическая проверка может быть проведена при наличии и/или получении в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет.
Иными словами, если у налогового органа будет именно такая информация, она станет основанием для проведения фактической проверки у работодателя. И если в ходе такой проверки будет обнаружен факт несвоевременной уплаты ЕСВ, предприятию грозит штраф, установленный ч. 11 ст. 25 Закона № 2464. Даже несмотря на предусмотренное НК и Законом № 2464 освобождение от штрафов на период военного положения.
Предприятие может возразить: у нас не идет речь о неоформленных работниках. А значит, наша ситуация не совсем вписывается в основание из пп. 80.2.7 НК. Однако нет гарантии, что это возражение будет принято во внимание проверяющими.
Перед началом фактической проверки проверяющие обязаны предъявить вам (п. 81.1 НК):