Приоритетной задачей медицинского учреждения является предоставление качественной медицинской услуги, что прежде всего зависит от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, эффективности их использования, времени, которое будет потрачено на лечение пациента.
Правильное планирование потребности в кадрах медицинского заведения – основной фактор повышения качества медицинской услуги, сокращения расходов на персонал и времени простоев медицинского оборудования.
После отмены приказа Минздрава от 23.02.2000 г. № 33 «О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения» именно на руководителя КНП возлагается ответственность за планирование потребности в персонале и укомплектование штата работниками.
Оптимизация укомплектованности медицинского заведения повышает эффективность деятельности предприятия. Неудокомплектованность приводит к лишней нагрузке работников, эмоциональному выгоранию, усталости и, соответственно, к снижению качества медицинской услуги, потереи делового имиджа КНП, увеличению количества жалоб и неудовлетворенных лечением пациентов.
Анализ обеспеченности медицинского заведения персоналом проводится по следующим направлениям.
Для такого анализа необходимо сравнить плановые показатели с фактическими за анализируемый период и с аналогичными показателями за предыдущий период. Анализ проводится по следующим категориям: врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, прочий персонал, немедицинский персонал – административно-управленческий (руководители, профессионалы, специалисты): генеральный директор, директор, медицинский директор, главный бухгалтер, экономист, юрист, инспектор по кадрам, инспектор по охране труда и т. п. и хозяйственный персонал (технические служащие, рабочие): оператор котельной, кастелянша, уборщица территории, дворник, охранник, водитель и т. п.
При составлении бюджета расходов на персонал, прежде всего, следует правильно определить потребность в кадрах по категориям персонала. Для этого нужно установить период планирования (год или более длительный период). На основании анализа движения кадров, их текучести, а также в соответствии со стратегическим планом развития предприятия прогнозировать показатели приема и выбытия персонала, показатели укомплектованности кадрами. Планирование потребности в персонале позволит оптимизировать расходы на него.
При планировании потребности в административно-управленческом персонале можно использовать следующие нормативные документы:
Межотраслевые нормативы численности работников, занятых подбором, расстановкой, повышением квалификации (переподготовкой) и учетом кадров, утвержденные приказом Минтруда и соцполитики от 18.12.03 г. № 341. Например, при количестве работников до 200 чел. и структурных подразделений – до 20 нормативная численность инспекторов по кадрам составляет 1,3, а при численности работников от 400 до 500 чел. – 2,0.
Межотраслевые нормативы численности работников бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минтруда и соцполитики от 26.09.03 г. № 269 (например, при численности работников от 150 до 200 чел. нормативное количество бухгалтеров в зависимости от количества структурных подразделений составляет от 3,3 до 5,3).
Также следует помнить, что в соответствии с абзацем первым ч. 4 ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» должность главного бухгалтера вводится на предприятии при условии создания бухгалтерской службы (бухгалтерии).
Согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий работников, утвержденному приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.04 г. № 336 (Выпуск 1), главный бухгалтер относится к руководителям и организует работу бухгалтерской службы.
Для подтверждения создания бухгалтерской службы составляется приказ об организации бухучета на предприятии, в котором предусматривается возложение ведения бухучета на предприятии на бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером.
Кроме того, ч. 2 ст. 64 Хозяйственного кодекса определена обязанность составления положения о структурном подразделении. Положение о бухгалтерской службе устанавливает порядок создания структурного подразделения, его задачи, функции, права и обязанности, организацию работы и взаимоотношения с другими структурными подразделениями предприятия.
Положение подписывается руководителем отдела, визируется юристом (при наличии), утверждается и вводится в действие руководителем предприятия.
Поэтому при создании бухгалтерской службы, определении ее функций, даже в случае наличия вакантных должностей может быть назначен главный бухгалтер, который возглавит работу этой службы.
Межотраслевые нормативы численности работников юридической службы, утвержденные приказом Минтруда и соцполитики от 11.05.04 г. № 108.
Межотраслевые нормативы численности работников на работы, выполняемые экономистами по финансовой работе, утвержденные приказом Минтруда и соцполитики от 07.12.06 г. № 459. Например, при среднеучетной численности работающих от 150 до 200 чел. (в зависимости от количества структурных подразделений) нормативное количество экономистов составляет от 0,9 до 1,5.
Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 921, согласно которому при количестве призывников и военнообязанных: от 501 до 2 000 чел. – один инспектор по военному учету; до 500 чел. – ведение воинского учета может быть дополнительно возложено на другого работника (бухгалтера, кадровика), или же может быть отдельно введена должность инспектора по учету и бронированию военнообязанных.
Закон от 14.10.92 г. № 2694-XII «Об охране труда». В ст. 15 данного Закона предусмотрено: если на предприятии работает более чем 50 чел., то необходимо создать отдел по охране труда, если меньше 50, то обязанности по организации охраны труда можно возложить на ответственное лицо, которое может входить в отдел кадров.
Кодекс гражданской защиты, которым предусмотрено, что в заведениях здравоохранения с общей численностью работающих и лиц, находящихся на лечении, от 200 до 3 000 чел. назначаются должностные лица по вопросам гражданской защиты (п. 2 ч. 2 ст. 20).
Приведем пример расчета укомплектованности, выполненного на основании статистических данных за 2018 год формы № 20 «Отчет лечебно-профилактического заведения», размещенной на сайте Центра медицинской статистики Минздрава.
№ |
Категории персонала |
Штатных должностей |
Фактически занятых |
Отклонение +,- |
Процент укомплектованности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Медицинский персонал |
|||||
1 |
Врачи |
158 962,75 |
139 053,00 |
-18 909,75 |
88,0% |
Терапевт |
9 415,25 |
8 049,50 |
-1 365,75 |
85,5% |
|
Кардиолог |
2 881,50 |
2 659,75 |
-221,75 |
92,3% |
|
Хирург |
7 690,25 |
6 974,25 |
-716,00 |
90,7% |
|
Гастроэнтеролог |
800,00 |
719,25 |
-80,75 |
89,9% |
|
Эндокринолог |
1 592,50 |
1 418,25 |
-174,25 |
89,0% |
|
Уролог |
1 568,75 |
1 424,00 |
-144,75 |
90,8% |
|
… |
… |
… |
… |
… |
|
2 |
Средний медицинский персонал |
290 039,00 |
268 619,25 |
-21 419,75 |
92,6% |
Сестра медицинская |
221 391,00 |
205 531,00 |
-15 860,00 |
92,8% |
|
Фельдшер |
3 073,50 |
2 652,50 |
-421,00 |
86,3% |
|
Акушерка |
13 093,25 |
12 249,50 |
-843,75 |
93,6% |
|
… |
… |
… |
… |
… |
|
3 |
Младший медицинский персонал |
152 843,50 |
144 794,00 |
-8 049,50 |
94,7% |
4 |
Прочий персонал |
146 972,00 |
134 384,00 |
-12 588,00 |
91,4% |
Итого медицинский персонал |
747 817,25 |
686 850,25 |
-60 967,00 |
91,8% |
|
Немедицинский персонал |
|||||
5 |
Административно-управленческий персонал |
12 748,00 |
12 176,50 |
-571,5 |
95,5% |
6 |
Хозяйственный персонал |
6 243,25 |
6 243,25 |
- |
100% |
Итого немедицинский персонал |
18 991,25 |
18 419,75 |
-571,5 |
95,5% |
|
Всего укомплектованность персоналом |
|||||
7 |
Итого персонал |
766 808,50 |
705 270,00 |
-61 538,5 |
92% |
Источник информации: Д.А.Панков. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций. 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchebnik-ekonomika.com/ekonomika-analiz/analiz-hozyaystvennoy-deyatelnosti-byudjetnyih.html |
Вывод: Штаты медицинского заведения недоукомплектованы на 8,2 %, что ведет к увеличению нагрузки на врачей. Недостаточный уровень укомплектованности штатных должностей не позволяет заведению эффективно работать, так как влияет на снижение объема медицинских услуг, запланированных предприятием, а также на качество медицинской услуги. Наибольшая недоукомплектованность наблюдается по врачам-терапевтам (14,5%), врачам-эндокринологам (11,0 %), врачам-гастроэнтерологам (10,1 %).
Недоукомплектован также средний медицинский персонал (7,4 %), младший медицинский персонал (5,3 %), прочий персонал (8,6 %).
Что касается немедицинского персонала, то хозяйственно-обслуживающий персонал укомплектован на 100 %, а административно-управленческий – на 95,5 %.
Основной причиной низкой укомплектованности штатов является низкий уровень зарплаты медицинских работников, неэффективная система мотивации персонала, неэффективная система подбора кадров.
№ |
Категории персонала |
Количество должностей |
Отклонение +,- |
Число физических лиц |
Уровень совместительства |
Отклонение. +,- |
||
Штатных должностей |
Фактически занятых |
Номинальный |
Реальный |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Врачи |
157 962,75 |
139 053,00 |
-18 909,75 |
123 250 |
1,13 |
1,28 |
+0,15 |
Терапевт |
9 415,25 |
8 049,50 |
-1 365,75 |
6 924 |
1,16 |
1,36 |
+0,2 |
|
Кардиолог |
2 881,50 |
2 659,75 |
-221,75 |
2 400 |
1,11 |
1,20 |
+0,09 |
|
Хирург |
7 690,25 |
6 974,25 |
-716,00 |
5 942 |
1,17 |
1,29 |
+0,12 |
|
Гастроэнтеролог |
800,00 |
719,25 |
-80,75 |
697 |
1,03 |
1,15 |
+0,12 |
|
Эндокринолог |
1 592,50 |
1 418,25 |
-174,25 |
1 292 |
1,10 |
1,23 |
+0,13 |
|
Уролог |
1 568,75 |
1 424,00 |
-144,75 |
1 382 |
1,03 |
1,14 |
+0,11 |
|
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
|
2 |
Средний медперсонал |
290 039,00 |
268 619,25 |
-21 419,75 |
250 218 |
1,07 |
1,16 |
+0,09 |
Сестра медицинская |
221 391,00 |
205 531,00 |
-15 860,00 |
192 154 |
1,07 |
1,15 |
+0,08 |
|
Фельдшер |
3 073,50 |
2 652,50 |
-421,00 |
2 491 |
1,06 |
1,23 |
+0,17 |
|
Акушерка |
13 093,25 |
12 249,50 |
-843,75 |
11 682 |
1,05 |
1,12 |
+0,07 |
|
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
|
3 |
Младший медперсонал |
152 843,50 |
144 794,00 |
-8 049,50 |
137 357 |
1,05 |
1,11 |
+0,06 |
4 |
Прочий персонал |
146 972,00 |
134 384,00 |
-12 588,00 |
122 905 |
1,09 |
1,20 |
0,11 |
Итого персонала |
747 817,25 |
686 850,25 |
-60 967,00 |
633 730 |
1,08 |
1,18 |
+0,08 |
|
Номинальный уровень совместительства – это объем работы, который выполняется одним работником, принятым на условиях совместительства.Реальный(фактический) уровень совместительства – количество должностей, необходимых для нормальной работы заведения |
Вывод: Наблюдается недоукомплектованность: врачей – на 22 % [(123 250 – 157 962,75) : 157 962,75 х 100 %]; среднего медперсонала – на 13,7 % [(250 218 – 290 039) : 290 039 х 100 %]; младшего медперсонала – на 10,1 % [(137 357 – 152 843,50) : 152 843,50 х 100 %]. Поэтому штаты будут доукомплектовываться с помощью совместительства.
Реальный уровень совместительства превышает номинальный: врачей – на 13,3 % (1,28 : 1,13 х 100 – 100), среднего медперсонала – на 8,4 % (1,16 : 1,07 х 100 – 100), младшего медперсонала – на 5,7 % (1,11 : 1,05 х 100 – 100); в целом – на 9,3 % (1,18 : 1,08 х 100 – 100). Таким образом, должности, которые не охватываются совместительством, заполняются в порядке совмещения или расширения зон обслуживания.
Общая продолжительность работы совместителя не должна превышать нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной ст. 50 КЗоТ. В целом показатели совместительства составляют не более 1,5, но медзаведения имеют особую специфику работы, связанную с предоставлением медуслуг, от которых зависит здоровье и жизнь пациентов. Поэтому медперсонал не должен быть перегружен, ведь его усталость приводит к снижению качества медуслуги, ошибок в работе.
В ходе такого анализа оценивается количество работников медицинского заведения по возрастным категориям: до 20 лет; от 20 до 30 лет; от 30 до 40 лет; от 40 до 50 лет; от 50 до 60 лет; пенсионеров, – и определяются изменения в структуре персонала за анализируемый период.
Оценивается опыт работы медперсонала по годам (до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет, от 20 до 25 лет, от 25 до 30 лет, свыше 30 лет) и по квалификационным категориям (вторая, первая, высшая). Анализ позволяет определить квалификационный уровень медицинского персонала, влияющий на качество медицинской услуги и эффективность работы медзаведения.
Нормы ст. 75 Закона от 19.11.92 г. № 2801-ХІІ «Основы законодательства Украины о здравоохранении» предусматривают подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников. А в п. «в» ст. 77 данного Закона установлено, что медицинские работники имеют право на повышение квалификации, переподготовку не реже одного раза в пять лет в соответствующих заведениях и учреждениях.
Вопросы повышения квалификации, переподготовки, аттестации регулируются рядом нормативных актов:
Итак, в ходе анализа подготовки, переподготовки и аттестации медицинских работников следует оценить количество работников, прошедших курсы повышения квалификации и аттестацию, по видам обучения и изменения в динамике. Такой анализ позволит получить информацию о квалификационном уровне медицинских работников, количестве работников, развивающих свои умения, деловые качества, углубляющих свои знания и практические навыки по своей специализации.
Также стоит напомнить об обучении по вопросам охраны труда, предусмотренном ст. 18 Закона от 14.10.92 г. № 2694-ХІІ «Об охране труда». Так, должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при приеме на работу и периодически, один раз в три года, проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам охраны труда при участии профсоюзов. Не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, которые не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда.
Отдельно остановимся на системе подбора кадров и ее влиянии на обеспеченность персоналом.
От обеспеченности медицинского заведения профессиональными кадрами зависит рост объемов работ, качество медицинских услуг, эффективное использование медицинского оборудования, рост имиджа предприятия и повышение результативности деятельности.
При осуществлении анализа такой обеспеченности следует учитывать, что от эффективной системы подбора кадров зависит, насколько быстро деятельность работника окупит расходы, понесенные в ходе подбора кадров, поэтому новый работник должен максимально отвечать требованиям, выдвигаемым профессиональными стандартами медицинской помощи.
Не лишним будет напомнить основные равноценные принципы биомедицинской этики, предложенные Томом Бичампом и Джеймсом Чилдресом:
В разд. 3 Этического кодекса врача Украины по этому поводу сказано, что действия врача должны быть направлены на достижение максимальной пользы для жизни и здоровья пациента, его социальной защиты.
Врач не должен:
Врач должен:
Учитывая высокие требования к профессии врача с позиции профессиональных стандартов медицинской помощи и моральных принципов, на предприятии должна применяться эффективная система подбора кадров, которая будет учитывать не только квалификационные аспекты, но и психологический портрет будущего кандидата на должность.
Поскольку мы коснулись темы психологии, заметим, что при осуществлении подбора кандидатов на врачебные должности целесообразно проверять психологические качества будущего кандидата.
Для этого применяются различные методики, наиболее распространенные среди которых: Опросчик Шмишека, Пятифакторный личностный опросник или Большая пятерка (Big five), разработанный американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста.
Созданию системы подбора кадров должна предшествовать комплексная работа по оценке показателей:
Оценка вышеперечисленных показателей поможет выявить пробелы в системе подбора кадров и очертить основные пути ее совершенствования.
Эффективная система подбора персонала – это подбор в зависимости от определенных потребностей в количестве персонала, квалификации, опыта, возраста, состояния здоровья; в зависимости от психологического портрета кандидата для быстрой адаптации в коллективе.
Для этого предприятием должно:
Если медицинское учреждение ценит свой имидж, планирует развиваться, внедрять новые виды медицинских услуг, инновационные технологии, расширять круг пациентов, то не лишним будет разработать мини-бизнес-презентацию и разместить ее на своем сайте.
Такая презентация должна мотивировать, заинтересовать и помочь потенциальному кандидату отдать преимущество в трудоустройстве именно такому медзаведению.
Основные моменты, которые должны быть отражены в презентации:
Кстати, такая бизнес-презентация будет полезной и для партнеров, спонсоров, благотворителей, доноров.
Анализ рационального использования трудовых ресурсов медицинского заведения позволит: