Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Должны ли подавать е-декларацию руководители коммунальных предприятий?

14.04.2017

С 2017 года круг лиц, которые обязаны ежегодно подавать электронную декларацию (далее – е-декларация), значительно расширен. Возникли такие вопросы:

– должны ли эту декларацию подавать руководители государственных и коммунальных предприятий, которые работают на хозрасчетной основе и не финансируются из бюджета;
– кто из работников предприятия относится к категории должностных лиц, о которых идет речь в связи с необходимостью подачи е-декларации?


В данном случае речь идет о декларировании в целях борьбы с коррупцией (это требование ст. 45 Закона от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции», далее – Закон № 1700).

Так, ч. 1 ст. 45 и ст. 3 Закона № 1700 предусмотрено, что должностные лица юридических лиц публичного права обязаны ежегодно до 1 апреля подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за предыдущий год по установленной форме. Декларация заполняется на официальном веб-сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (далее – НАПК).

В этом году для «новеньких» декларантов срок подачи декларации продлен до 1 мая 2017 года (п. 6 разд. ІІ Закона от 23.03.17 г. № 1975-VIII).

Таким образом, нам следует выяснить два важных момента:

  • какие юрлица относятся к юрлицам публичного права;
  • кого закон относит к должностным лицам в данном контексте.

Понятие юрлиц публичного права приведено в ст. 81 Гражданского кодекса. Это юрлица, которые созданы на основании распорядительного акта Президента, органа государственной власти или органа местного самоуправления. Коммунальные и государственные предприятия именно так и создаются, а потому попадают в круг юрлиц, должностные лица которых обязаны подавать е-декларацию.

При этом НАПК поясняет (см. п. 3 решения от 11.08.16 г. № 3 с учетом внесенных в это решение изменений), что под должностными лицами юридических лиц публичного права следует понимать работников, наделенных должностными полномочиями осуществлять организационно-распорядительные функции или административ­но-хозяйственные функции. Определяющим в данном случае является объем функций (обязанностей) работника такого юрлица.

Далее НАПК поясняет подробно:

  • административно-хозяйственные функции (обязанности) – это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коммунальным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, обеспечение контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме есть у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.;
  • организационно-распорядительные функции (обязанности) – это обязанности по руководству сферой промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители государственных, коммунальных предприятий, учреждений или организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, которые руководят участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).

Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что должностные лица коммунальных и государственных предприятий обязаны подавать ежегодную е-декларацию. Руководитель и главный бухгалтер такого предприятия однозначно являются должностными лицами. Что касается остальных руководителей таких предприятий, то здесь все зависит от объема выполняемых ими полномочий, закрепленных в их должностных инструкциях и других внутренних документах предприятия.

Комментарии к материалу
Всего комментариев 27
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
22.08.2025
Профессии в сфере здравоохранения: новации от Минздрава
Статья поможет медицинским КНП сориентироваться в Перечне профессий (должностей) работников сферы здравоохранения и Перечня специализаций подготовки получателей высшего и профессионального предвысшего образования по специальностям области знаний I «Здравоохранение и социальное обеспечение&raqu...
12.08.2025
Организация и проведение мероприятий для групп равных в медицинском КНП
В статье рассказываем, как организовать и провести мероприятия, направленные на непрерывное профессиональное развитие работников сферы здравоохранения, равных по должности. Непрерывное профессиональное развитие (далее – НПР) предусматривает самоорганизованное получение работниками профессионал...
07.08.2025
Аттестация медработников: новый порядок от Минздрава
В связи с утверждением Минздравом нового Порядка проведения аттестации в статье рассмотрено: кого нужно перевести на новые должности; как будут начислять баллы непрерывного профразвития; какие переходные моменты предусмотрены и т. п. Минздравом утвержден новый Порядок проведения аттестации работнико...
Популярное
07.08.2025
Аттестация медработников: новый порядок от Минздрава
В связи с утверждением Минздравом нового Порядка проведения аттестации в статье рассмотрено: кого нужно перевести на новые должности; как будут начислять баллы непрерывного профразвития; какие переходные моменты предусмотрены и т. п. Минздравом утвержден новый Порядок проведения аттестации работнико...
24.10.2025
Процедура преобразования КНП в коммунальные некоммерческие общества: важные нюансы
Законом от 09.01.2025 № 4196-ІХ предусмотрен трехлетний переходный период для изменения организационно-правовой формы коммунального некоммерческого предприятия (КНП) в коммунальное некоммерческое общество (КНО). Изменение проходит по упрощенной процедуре. Подробно о важных нюансах читайте в статье.&...
05.09.2025
Должно ли КНП согласовывать с ОМС капитальный ремонт и улучшение имущества?
Рассмотрено, должно ли КНП согласовывать с учредителем (органом ОМС) ремонт и улучшение коммунального имущества, предоставленного в оперативное управление. Должно ли коммунальное некоммерческое предприятие (далее – КНП) согласовывать с учредителем (органом ОМС) ремонт и улучшение коммунального...
Новое
30.10.2025
Сверхурочные работы: как привлечь к ним и оплатить
В статье рассказали: что считается сверхурочной работой; кого нельзя привлекать к такой работе; нужно ли согласовывать привлечение к сверхурочной работе; есть ли ограничение продолжительности сверхурочной работы; как оплатить сверхурочные работы и т.д. Непредвиденные обстоятельства могут увеличивать...
17.10.2025
Оплата практики учащихся заведений профессионального образования и руководителей практики
Практика учащихся учреждений профессионального образования в некоторых случаях оплачивается, и руководитель практики на предприятии также должен получить соответствующую оплату. Какие есть условия для оплаты практики и как это отразить в отчетности, расскажем в статье.  По поводу оплаты времени...
17.10.2025
Практика учащихся заведений профессионального образования на предприятии и ее оформление
Практику учащиеся заведений профессионального образования, как правило, проходят на предприятиях. Порядок оформления и условия прохождения такой практики имеют свои особенности, о которых мы рассказываем в статье.  Практика учащихся заведений профессионального образования является неотъемлемой ...
Лучшие материалы