Даже в условиях военного положения органы Гоструда могут проверять работодателей. В статье ответим на такие распространенные среди наших подписчиков вопросы, как:
Во время войны органы Гоструда вправе проводить только внеплановые проверки и только по определенным основаниям. А вот плановые проверки сейчас под запретом. Объясним это подробнее.
Согласно п. 1 постановления КМУ от 13.03.2022 № 303 «О прекращении мероприятий государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора в условиях военного положения» (далее – Постановление № 303) плановые проверки, в том числе и органами Гоструда, на время войны запрещены. Впрочем, внеплановые проверки могут проводиться при наличии угрозы, которая негативно влияет на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства, а также для выполнения международных обязательств (п. 2 Постановления № 303).
Как предусмотрено ч. 1 ст. 16 Закона от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее – Закон № 2136), в период действия военного положения Гоструда и ее территориальные органы по заявлению работника или профсоюза могут осуществлять внеплановые проверки по соблюдению законодательства о труде юрлицами независимо от формы собственности, вида деятельности, хозяйствования и физлицами, использующими наемный труд, в части соблюдения требований Закона № 2136, а также по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений и законности прекращения трудовых договоров.
Кроме того, в этот период внеплановые трудовые проверки проводятся в случае (ч. 3 ст. 16 Закона № 2136):
Напомним! Внеплановые проверки органов Гоструда были возобновлены с 19.07.2022. |
Да, действительно, приказом Гоструда от 29.11.2024 № 200 утвержден Годовой план осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) на 2025 год. В перечень включено 18 747 СХ. Среди них субъекты с высокой, средней и незначительной степенью риска осуществления деятельности.
Еще раньше План осуществления комплексных мер государственного надзора (контроля) органов государственного надзора (контроля) на 2025 год утвердила Государственная регуляторная служба (далее – ГРС) приказом от 14.11.2024 № 257. План содержит более 32 000 записей.
В ГРС считают, что утверждение Плана на 2025 год не противоречит установленному КМУ мораторию на проверки во время военного положения, потому что планировать не запрещено.
Итак, утвержденные ГРС и Гоструда планы проверок на 2025 год не отменяют моратория на проведение плановых проверок, ведь нормы постановления КМУ имеют более высокую юридическую силу, чем приказы ГРС и Гоструда.
Совместный представительный орган объединений профсоюзов обнародовал для обсуждения проект постановления КМУ «Об утверждении Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и внесении изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 13 марта 2022 г. № 303». Им предлагается:
1. Утвердить Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде. Этот документ определяет процедуру осуществления госконтроля за исполнением норм трудового законодательства юрлицами (в частности, их структурными и обособленными подразделениями, не являющимися юрлицами) и физлицами, использующими наемный труд, в соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Законом от 08.09.2004 № 1985-IV, и Конвенции Международной организации труда № 129 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве, ратифицированной Законом от 08.09.2004 № 1986-IV.
2. Внести изменения в Постановление № 303. В частности, уточнить, что проверки по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, достоверного учета выполняемой работником работы и учета затрат на оплату труда будут осуществляться в период военного положения и в течение 12 месяцев со дня его прекращения или отмены по решению Гоструда в порядке, определенном КМУ.
См. об этом подробнее здесь.
Постановление КМУ от 21.08.2019 № 823, которым утвержден Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее – Постановление № 823, Порядок № 823), 28.04.2021 признано противоправным и недействительным на основании решения Окружного административного суда г. Киева (ЕГРСР, рег. № 96650930). Однако ответчики (Гоструда и КМУ) воспользовались своим правом и подали апелляцию. Поэтому в апреле 2021 года решение суда первой инстанции не вступило в силу.
14.09.2021 Шестой апелляционный административный суд, рассмотрев апелляционную жалобу, оставил в силе решение суда первой инстанции (ЕГРСР, рег. № 99587459).
Окончательную точку в этом вопросе поставил Верховный Суд в постановлении от 09.11.2022 (ЕГРСР, рег. № 107217693), отметив, что суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска и признании Постановления № 823 противоправным и недействительным. Обратите внимание! Постановление № 823 утратило силу с 14.09.2021, дня принятия решения Шестым апелляционным административным судом (см. постановление Верховного Суда от 23.06.2023, ЕГРСР, рег. № 111785904).
Итак, пока инспекционные посещения Гоструда, которые регламентировались Порядком № 823, под запретом.
Нет, не должны. О внеплановых проверках СХ заранее не предупреждают, но их периодичность законодательством не ограничена. Главное, чтобы для проведения таких проверок были основания, установленные, в частности:
Во время внеплановой проверки могут выясняться только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее проведения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона № 877 внеплановая проверка может длиться не более 10 рабочих дней (далее – р. д.), а проверки субъектов малого предпринимательства – 2 р. д. Продление срока проверки не допускается.
Перед началом проверки инспекторы по труду обязаны показать СХ (ч. 5 ст. 7 Закона № 877):
Предприятие имеет право не допускать должностных лиц органа Гоструда к проверке, если они не подали указанные документы (ч. 5 ст. 7 Закона № 877).
Также на основании ч. 12 ст. 4 Закона № 877 перед началом внеплановой проверки инспектор по труду должен внести запись в Журнал регистрации проверок (при наличии у СХ).
Полный перечень оснований для недопущения к проверке приведен в ст. 10 Закона № 877. Однако советуем быть очень осторожными, ведь за недопущение инспекторов Гоструда предусмотрена ответственность (см. об этом ниже).
По результатам проверки инспекторы составляют акт по форме 1, утвержденной приказом Минэкономики от 27.10.2020 № 2161 (ч. 6 ст. 7 Закона № 877). Акт составляется не менее чем в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа Гоструда и передается на подпись СХ.
Помните! Если СХ не согласен с фактами, изложенными в акте, он может подписать его с возражениями, сделав возле подписи соответствующую от метку, и приложить к акту свои возражения, составленные в произвольной форме. Они будут считаться неотъемлемой частью акта. |
В случае необходимости орган Гоструда в течение 5 р. д. со дня завершения проверки составляет предписание об устранении нарушений. Напомним, предписание – обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица органа государственного надзора (контроля) по устранению СХ нарушений требований законодательства (ч. 8 ст. 7 Закона № 877).
Если СХ решит не допустить инспекторов Гоструда к проверке, не имея на это достаточных оснований, ему грозит финансовая ответственность, а должностных лиц предприятия могут привлечь к административной ответственности (см. таблицу).
Штрафные санкции за недопущение к проверке инспекторов по труду
№ |
Суть правонарушения |
Размер штрафа |
Законодательная норма |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении |
3 размера |
Абзац седьмой |
2 |
Недопущение к проведению проверки (создание препятствий в ее проведении) по вопросам: – фактического допуска к работе без оформления трудового договора (контракта); – оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения им работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии; – выплаты зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов |
16 МЗП |
Абзац восьмой |
3 |
Невыполнение законных требований должностных лиц Гоструда или ее территориальных органов по устранению нарушений законодательства о труде, занятости населения и общеобязательном государственном социальном страховании или недопущение должностных лиц этих органов к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля), основания для которых определены законом |
От 50 до 100 НМДГ |
Ст. 1886 КУоАП |
* Штрафы, предусмотренные ст. 265 КЗоТ, исчисляются исходя из МЗП, действующей на момент выявления нарушения. |
Хорошие новости! В ч. 3 ст. 16 Закона № 2136 отмечено, что в период действия военного положения в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписаний об устранении нарушений, выявленных при проведении внеплановых проверок, не применяются штрафы, предусмотренные ст. 265 КЗоТ. Чтобы избежать таких штрафов, работодатель должен в письменном виде проинформировать орган Гоструда о выполнении распоряжения.
Впрочем, что касается административной ответственности, то здесь никаких послаблений на время войны нет.