Война повлекла за собой потерю заработка многими работниками из-за вынужденной остановки предприятий, внутреннего перемещения лиц и т.п., что повлияло на рынок труда. Соответственно, возникла неотложная необходимость в приведении в соответствие с этими условиями нормативно-правовых актов, регулирующих сферу занятости. Изменения, уже внесенные в них, рассмотрим в данной статье.
С 07.05.2022 вступил в силу Закон от 21.04.2022 № 2220-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно функционирования сфер занятости и общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы во время действия военного положения» (далее – Закон № 2220), которым внесены изменения в:
Кроме того, постановлением КМУ от 29.04.2022 № 509 (далее – Постановление № 509) внесены изменения в постановление КМУ от 20.03.2022 № 334 «Относительно некоторых вопросов регистрации, перерегистрации безработных и ведения учета лиц, которые ищут работу, начисления и выплаты пособия по безработице на период действия военного положения» (далее – Постановление № 334).
Поэтому далее подробно об изменениях в сфере занятости населения, выплате пособия по частичной безработице, упрощении получения статуса безработного для внутренне перемещенных лиц (далее – ВПЛ), особенностях получения разрешений на трудоустройство иностранцев и т. п.
Статус безработного предоставляется лицу, указанному в ч. 1 ст. 43 Закона № 5067, а именно лицу трудоспособного возраста до назначения пенсии (в частности, на льготных условиях или за выслугу лет), которое из-за отсутствия работы не имеет заработка или иных предусмотренных законодательством доходов, готово и способно приступить к работе. Такой статус предоставляется с первого дня регистрации лица в центре занятости, то есть с момента подачи им заявления (п. 1. ч. 1 Постановления № 334).
Регистрация безработного проводится в день подачи заявления о предоставлении статуса безработного в выбранный лицом региональный центр занятости (далее – ЦЗ).
Изменениями расширена возможность получения статуса безработного. А именно статус безработного могут получить лица, которые после введения военного положения работали на условиях трудового договора (контракта), гиг-контракта, иного гражданско-правового договора (далее – ГПД), на иных основаниях, предусмотренных законом, на территории боевых действий (абзац первый пп. 1 п. 1 Постановления № 334) (далее – лицо, претендующее на статус безработного). Однако ни Постановление № 509, ни Постановление № 334 не содержит определения, какие отношения можно отнести к «иному ЦПД» или «иным основаниям». Такого определения нет и в других законодательных актах относительно занятости населения.
По мнению автора, за пособием по безработице может обратиться также ФЛП и самозанятое лицо, которое предоставляло услуги или выполняло работы и потеряло возможность это делать из-за войны, поскольку в абзаце первом пп. 1 п. 1 Постановления № 334 упоминается «лицо, работавшее на иных основаниях, предусмотренных законом».
Регистрация осуществляется лично, во время непосредственного посещения ЦЗ, или в электронной форме через портал «Дия» (в т. ч. мобильное приложение «Дия»), или при помощи средств телекоммуникационной связи. Эта норма – новая.
Заявление в электронной форме подается через портал «Дия» (мобильное приложение «Дия») лицом, претендующим на статус безработного, на территории административно-территориальных единиц, определенных распоряжением КМУ от 06.03.2022 № 204 (далее – Распоряжение № 204), то есть на территориях где ведутся (велись) активные боевые действия.
Для идентификации вышеуказанных лиц используются сведения, предоставленные Пенсионным фондом Украины (далее – ПФУ).
Заявление подается лицом, которое:
При подаче заявления в электронной форме лицо:
Заявление о предоставлении статуса безработного содержит следующие сведения:
Заявление о назначении пособия по безработице содержит следующие сведения:
При наличии технической возможности формирование заявления в электронной форме осуществляется с учетом сведений, полученных порталом «Дия» по другим электронным ресурсам органов государственной власти. В частности:
Заявление, сформированное в электронной форме и отправленное через Дию, считается полученным, регистрируется и рассматривается ЦЗ.
Обратите внимание, что лицо несет ответственность за достоверность данных, указанных в поданном заявлении.
Следовательно, лица, не имеющие полного пакета документов для подачи заявки, но на которых распространяются требования Распоряжения № 204, смогут стать на учет по безработице по упрощенной процедуре – через приложение или портал «Дия».
Для лиц, на которых распространяются нормы Распоряжения № 204, требования по представлению в ЦЗ документов, перечень которых определен п. 17-19 Порядка регистрации, перерегистрации безработных и ведения учета лиц, которые ищут работу, утвержденного постановлением КМУ от 19.09.2018 № 792 (далее – Порядок № 792), не распространяются.
То есть такие лица становятся на учет по упрощенной процедуре, описанной выше, на основании заявления без дополнительных документов.
Напомним, что по общим правилам все остальные лица, чтобы стать на учет в ЦЗ, должны подать следующие документы:
О принятом решении о предоставлении статуса безработного (перерегистрации безработного), отказе в таком статусе (перерегистрации) лицо уведомляется информационным сообщением через портал «Дия».
Предусмотрено, что в течение 30 календарных дней (далее – к. д.) после прекращения или отмены военного положения безработный обязан подать в ЦЗ полный пакет документов (п. 17-19 Порядка № 792, см. выше). Этот период может быть продлен по уважительным причинам, предусмотренным п. 28 Порядка № 792, с предоставлением полного перечня соответствующих подтверждающих документов во время первого фактического посещения безработным ЦЗ, в котором он зарегистрирован.
Напомним, что к уважительным причинам, в частности, относятся: болезнь, смерть членов семьи и родственников, уход за больным ребенком в возрасте до 14 лет, повестка о призыве на учебные сборы в ВСУ, прохождение психологической реабилитации и профессиональной адаптации для лиц, уволенных с военной службы; справка-вызов на сессию, санаторно-курортное лечение, оздоровление и летний отдых детей в возрасте до 14 лет и т. п.
В таком случае документы подаются в ЦЗ на следующий день после окончания действия обстоятельств, которые сложились в связи с уважительной причиной.
Неподтверждение без уважительных причин какими-либо средствами коммуникации, в том числе электронными, намерение пребывания в статусе зарегистрированного безработного в течение 30 рабочих дней (далее – р. д.) со дня, следующего за днем последнего подтверждения (посещение) (во время действия чрезвычайного или военного положения, карантина, в случае возникновения чрезвычайной ситуации) влечет за собой прекращение регистрации статуса безработного.
Требования, определенные п. 29 Порядка № 792, о перерегистрации в другом ЦЗ не распространяются на безработных, которые регистрируются через программу «єПідтримка» и на которых распространяется Распоряжение № 204. Регистрация таких безработных не прекращается, предоставление социальных услуг и выплата материального обеспечения осуществляются ЦЗ, в который они обращаются, или ЦЗ, на который временно возложены функции по обслуживанию безработных, которые не могут работать в штатном режиме.
Предоставление социальных услуг, подтверждение намерения пребывания в статусе безработного может осуществляться во время непосредственного обращения безработного в ЦЗ или при помощи средств телекоммуникационной связи.
В административно-территориальных единицах, где ЦЗ не имеют возможности обеспечить подготовку выплатных документов и проведение финансирования, выплата пособия по безработице осуществляется АО «Ощадбанк» путем перечисления средств на банковский счет (по стандарту IBAN) в банке, в котором открыт счет получателя, или осуществления денежных переводов через международную платежную систему «MY TRANSFER».
Регистрация безработного может прекращаться в случае непосещения (неподтвержденного намерения пребывания в статусе безработного) без уважительных причин ЦЗ в течение 30 р. д. с даты принятия решения о таком посещении или даты последнего фактического подтверждения безработным намерения пребывания в таком статусе любыми средствами коммуникации. Это не касается тех, которые участвуют в общественных и других работах временного характера, проходят профессиональное обучение по направлению ЦЗ.
Регистрация прекращается со следующего дня после последнего фактического посещения ЦЗ или последнего фактического подтверждения безработным намерения находиться в статусе безработного в ЦЗ любыми средствами коммуникации.
Решение о прекращении регистрации безработного принимается на 31-й р. д.
Новые основания для потери статуса безработного: в случае отказа от выполнения общественно-полезных работ в условиях военного положения, предусмотренного постановлением КМУ от 13.07.2011 № 753 «Об утверждении Порядка привлечения трудоспособных лиц к общественно полезным работам в условиях военного положения» ЦЗ прекращает регистрацию безработного. Прекращение происходит со дня отказа от выполнения общественно-полезных работ (пп. 1 п. 30 Порядка № 792).
Обратите внимание: выплата пособия по безработице прекращается также в случае пребывания безработного за границей более 30 к. д. (п. 33 розд. VIII Закона № 1533.
Для всех лиц во время действия военного положения:
Закон № 2220 предусмотрены особенности назначения пособия по безработице (далее – пособие) ВПЛ или лицам, находящимся на временно оккупированных территориях или на территориях, на которых ведутся боевые действия, в случае отсутствия документов о периодах страхового стажа, трудовой деятельности, заработной плате (доходе, денежном обеспечении).
А именно для таких лиц пособие назначается на основании сведений в: ГРФЛ, ЕГР, ГРОСС, ИС МВД, ЕБ ВПЛ, налоговой отчетности за последний отчетный период или за IV квартал 2021 года или годовой отчетности за 2021 год.
До получения этих сведений пособие назначается в минимальном размере. На сегодняшний день это 1 800 грн в соответствии с постановлением Правления ФСС на случай безработицы от 31.01.2020 № 211. Общая продолжительность выплаты пособия не может превышать 180 к. д. Но после поступления необходимых сведений продолжительность выплаты пособия по безработице и его размер пересматриваются в соответствии с законодательством.
Если ВПЛ или лица, находящиеся на территориях, где ведутся боевые действия, не имеют возможности прекратить трудовой договор в соответствии с п. 1 ст. 36, 38, 39 КЗоТ, то для получения статуса безработного и получения пособия и социальных услуг на случай безработицы они могут прекратить его в одностороннем порядке. Для этого следует подать в ЦЗ по месту жительства ВПЛ заявление на имя работодателя о прекращении трудового договора.
Датой прекращения трудового договора является день, следующий за днем подачи такого заявления.
ЦЗ по месту жительства ВПЛ в день прекращения трудового договора уведомляет об этом:
Таким образом, для ВПЛ и лиц, находящихся в зоне боевых действий, упрощены условия прекращения трудовых отношений с работодателем.
Подбор подходящей работы проводится ЦЗ по месту обращения лица, но не ограничивается пределами административно-территориальной единицы, в которой лицо зарегистрировано в качестве безработного или обратилось для поиска работы.
Общие критерии подходящей работы для мирного времени установлены в ст. 46 Закона № 5067.
В частности, подходящей для безработного считается работа, которая:
Закон № 2220 дополнен пунктом 52 разд. XI Закона № 5067, согласно которому подходящей для безработного на период военного положения считается работа, которая:
При подборе подходящей работы учитывается зарплата в размере:
Без согласия лица ему не может предлагаться работа, требующая смены местожительства или места нахождения.
В соответствии с Законом № 2220 исключена ст. 471 Закона № 5067, касающаяся выплаты пособия по частичной безработице на период карантина и/или чрезвычайной ситуации.
Вместо этого в новой редакции ст. 47 Закона № 5067 дано новое определение данного понятия: пособие по частичной безработице – это вид государственной поддержки застрахованных лиц (работников и ФЛП) в случае потери ими части заработной платы (дохода) в связи с остановкой (сокращением) производства продукции (выполнения работ, предоставления услуг) по причинам экономического, технологического характера, возникновения чрезвычайной ситуации, введения чрезвычайного или военного положения, установления карантина.
То есть, по мнению автора, в случае приостановки трудового договора и предоставления отпуска без сохранения зарплаты на период военного положения или на период карантина пособие по частичной безработице может выплачиваться.
Пособие не предоставляется работникам органов государственной власти, органов местного самоуправления или заведений, учреждений, организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет средства государственного или местного бюджета.
Обратите внимание, что пособие по частичной безработице не предоставляется в случае, если работодатель или ФЛП находится в процессе прекращения, признан банкротом или в отношении него возбуждено дело о банкротстве, находится в процессе санации (пп. 4 п. 3 ст. 47 Закона № 5067 в редакции Закона № 2220).
Право на пособие имеют застрахованные лица, за которых в течение последних шести месяцев уплачен ЕСВ. Если в течение последних шести месяцев до обращения о предоставлении пособия отдельные работодатели или ФЛП не платили ЕСВ согласно законодательству, применяются предыдущие 180 к. д. до такого периода (п. 4 ст. 47 Закона № 5067 в редакции Закона № 2220).
Как и ранее, пособие предоставляется ЦЗ населения по обращению работодателя или ФЛП, который является застрахованным лицом, для его выплаты работникам или таким ФЛП. Возврат пособия по частичной безработице работодателями происходит в случае нарушения гарантий занятости работников, которым оно выплачивалось. К таким случаям относится расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 36, ч. 3 ст. 38, п. 1 ст. 40 КЗоТ, в течение шести месяцев со дня окончания выплаты пособия (если пособие выплачивалось менее 180 к. д. – в течение периода, равного периоду выплаты пособия).
В случае прекращения предпринимательской деятельности физлицом, которое получало пособие по частичной безработице, в течение шести месяцев со дня окончания выплаты пособия (если оно выплачивалось менее 180 к. д. – в течение периода, равному периоду его выплаты) средства такого пособия также возвращаются получателем в полном объеме в Фонд безработицы (абзац второй п. 5 ст. 47 Закона № 5067 в редакции Закона № 2220).
Раздел XI Закона № 5067 дополнен п. 52, согласно которому выдача и продление действия разрешения на применение труда граждан Российской Федерации, Республики Беларусь (при необходимости – граждан других государств) теперь осуществляются по согласованию с региональными органами СБУ.
Сроки рассмотрения заявлений о выдаче или продлении действия разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, которые определены ч. 1 ст. 426 Закона № 5067, продлеваются до получения согласования или отказа в таком согласовании. ЦЗ отказывает в выдаче или продлении разрешения на применение труда граждан РФ, РБ (граждан других государств) в случае отказа региональных органов СБУ в согласовании выдачи или продления такого разрешения.
Из видов обеспечения, которые предоставляются в соответствии с Законом № 1533, исключена единовременная выплата пособия по безработице для организации безработным предпринимательской деятельности (ст. 7 Закона № 1533).
В то же время, социальные услуги дополнены видом – предоставление единовременной финансовой помощи для организации предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 27 Закона № 5067. Условия получения будущими ФЛП помощи должен утвердить КМУ, но пока его еще нет.
При этом предусмотрено, что ЦЗ будут способствовать безработным в реализации права на организацию предпринимательской деятельности путем:
Для стимулирования самозанятости населения, предпринимательской инициативы ЦЗ должен обеспечивать предоставление бесплатных индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности с привлечением на общественных началах работников органов государственной власти.
Нормативно-правовые акты, касающиеся общеобязательного страхования на случай безработицы и занятости населения, претерпели существенных изменений. Большинство изменений связаны с внедрением электронной регистрации или с военным положением в Украине, но определенные нормы будут актуальны и после его окончания.