Орган Гоструда не может наложить штраф, если СХ не был проинформирован о дате рассмотрения дела
Стороны спора
Истец – предприниматель, ответчик – орган Гоструда.
Обстоятельства дела
25.06.18 г. органом Гоструда на основании приказа от 25.06.18 г. было выдано направление от 25.06.18 г. для инспекционного посещения предпринимателя в период с 25.06.18 г. по 26.06.18 г. В акте инспекционного посещения (невыездного инспектирования) были зафиксированы нарушения п. 7.1 Инструкции, утвержденной приказом Минюста и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58; ч. 4 ст. 79 КЗоТ; ч. 1 ст. 115 КЗоТ и др. Орган Гоструда вынес предписание об устранении выявленных нарушений, которое было подписано инспектором и предпринимателем. 10.07.18 г. в адрес истца ответчик направил вызов на рассмотрение дела о наложении штрафа. А 18.07.18 г. органом Гоструда было вынесено постановление о наложении штрафа на предпринимателя на основании абзаца четвертого ч. 2 ст. 265 КЗоТ (несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда) в размере 223 380 грн. Предприниматель не согласился с данным постановлением и обратился в суд с требованием о его отмене. Суд первой и апелляционной инстанций удовлетворил требования истца, тогда ответчик (орган Гоструда) обратился в ВСУ.
Позиции сторон
Ответчик. Письмом от 10.07.18 г. ответчик сообщил истцу о том, что рассмотрение дела о наложении штрафа состоится 18.07.18 г. в 15.30. Однако предприниматель не обеспечил явку своего уполномоченного представителя и не подавал каких-либо ходатайств о переносе дня рассмотрения дела. Поэтому дело о наложении на истца штрафа за нарушение законодательства о труде было рассмотрено в отсутствие истца.
На чьей стороне суд
Суд отказал органу Гоструда в удовлетворении кассационной жалобы (Постановление ВСУ от 12.06.19 г.,ЕГРСР, рег. № 82383730). То есть ВСУ признал незаконным постановление о наложении на предпринимателя штрафа в размере 223 380 грн.
Аргументы суда
- Механизм наложения на СХ и работодателей штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения установлен Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.13 г. № 509 (далее – Порядок № 509). Согласно п. 3 Порядка № 509, уполномоченное должностное лицо не позднее чем через 10 дней с даты составления акта принимает решение о рассмотрении дела о наложении штрафа. Согласно п. 4 Порядка № 509, дело рассматривается в течение 15 дней со дня принятия решения о его рассмотрении.
- Согласно п. 6 Порядка № 509, уполномоченные должностные лица письменно уведомляют о рассмотрении дела работодателей не позднее чем за 5 дней до даты его рассмотрения – заказным письмом или телеграммой, телефаксом, телефонограммой или путем вручения уведомления, о чем на копии уведомления делается соответствующая отметка, заверенная подписью работодателя (его представителя).
- Письмо от 10.07.18 г. о рассмотрении дела 18.07.18 г. в 15.30 было направлено истцу 11.07.18 г. Письмо не было вручено истцу 13.07.18 г. «по другим причинам», а 18.07.18 г. – «отправление вручено лично». Обстоятельства, которые свидетельствуют об уклонении истца от получения уведомления, не выявлены. То есть ответчик не доказал, что о времени рассмотрения дела истец был проинформирован должным образом. При таких обстоятельствах постановление о наложении штрафа является противоправным, оно было обоснованно отменено судом апелляционной инстанции.
Вывод
О рассмотрении дела о наложении штрафа орган Гоструда обязан уведомить СХ не позднее чем за 5 дней до рассмотрения. При этом только отправка уведомления (без доказательств его получения) не свидетельствует о получении уведомления адресатом. В случае ненадлежащего информирования лица, привлекаемого к ответственности, орган Гоструда не может начинать рассмотрение дела и налагать штрафные санкции по результатам его рассмотрения.
Комментарии к материалу