Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Операции на карточках физлиц будут под налоговым контролем?

09.06.2023 515 0 2

Суть проблемы. Сейчас многие обеспокоены новостью о том, что банки и налоговые органы будут контролировать движение денег на карточных счетах физлиц. А виной тому – одно из последних изменений, внесенных в Налоговый кодекс (далее – НК), а также письмо НБУ на эту тему.

О чем статья? Мы расскажем, что именно изменилось в законодательстве относительно права налоговых органов осуществлять контроль за безналичными расчетами физических лиц и в чем заключается одно из разъяснений НБУ на эту тему, а также в каких случаях органы ГНС могут получить доступ к информации о банковских карточках физлиц.


Что изменилось в законодательстве?

Поводом для беспокойства среди физлиц – владельцев банковских карточек стало принятие Верховной Радой двух законодательных актов, а именно:

  • Закона от 12.01.2023 № 2888-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о платежных услугах» (далее – Закон № 2888). Этот закон вступил в силу с 01.04.2023;
  • Закона от 20.03.2023 № 2970-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об имплементации международного стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах» (далее – Закон № 2970). Этот закон вступил в силу с 28.04.2023.

С какой целью были приняты эти два закона?

Основная цель принятия Закона № 2888 – приведение норм НК и других законодательных актов в соответствие с Законом от 30.06.2021 № 1591-IX «О платежных услугах» (вступил в силу с 01.08.2022, далее - Закон № 1591). Изменения коснулись, в частности:

  • порядка открытия и закрытия банковских счетов, а также электронных кошельков;
  • порядка получения налоговыми органами информации от банков, других финансовых учреждений, небанковских предоставителей платежных услуг и эмитентов электронных денег о наличии и движении средств на счетах и электронных кошельках.

А Закон № 2970 принят с целью внедрить в Украине международный стандарт отчетности CRS, направленный на обмен информацией о финансовых счетах между иностранными юрисдикциями. В частности, есть новшества относительно запросов о предоставлении информации со стороны налоговых органов (соответствующие изменения внесены в ст. 73 НК).

Что разъясняет НБУ?

Сначала НБУ разослал банкам письмо № 25-0005/38228, в котором было указано следующее.

Каждый понедельник до 16:00 банки должны передавать в НБУ информацию о безналичных платежах своих клиентов в Интернете за предыдущую неделю – с указанием имени клиента или наименования предприятия. Информация должна предоставляться по следующим видам операций:

  • P2P-переводы (перевод средств между физлицами);
  • пополнение/снятие наличных с карточных счетов в кассах или банкоматах;
  • оплаты в Интернете;
  • перевод средств с карточки на расчетный счет компании или выплаты на карточки клиентов со счета компании.

Согласитесь, эти разъяснения вряд ли могли понравиться физлицам – владельцам банковских карточек.

Письмо вызвало такой ажиотаж, что НБУ пришлось прокомментировать его содержание.

В этом комментарии НБУ разъясняет, что в письме № 25-0005/38228, которое вызвало резонанс в СМИ, речь не идет о физических лицах. Запрашиваемая информация не предполагает сбора персональных данных физлиц. В целях усиления надзора Нацбанк с декабря 2022 года на периодической основе получает от банков-эквайров обобщенную информацию исключительно по субъектам хозяйственной деятельности, предоставителям платежных услуг – юридическим лицам, которые пользуются услугами банков по электронной коммерции.

Также НБУ направил банкам письмо-напоминание № 25-0005/38228 с целью обратить внимание на необходимость своевременного и корректного предоставления информации согласно требованиям, приведенным в предыдущих письмах. Указанную информацию НБУ использует исключительно в надзорных целях – для усиления контроля за соблюдением банками требований законодательства Украины.

Какую информацию о счетах физлиц вправе получать налоговые органы?

В вопросах получения налоговыми органами информации от банков следует руководствоваться прежде всего ст. 73 НК. Здесь есть общие правила направления налоговых запросов органами ГНС (основания, сроки для ответа, требования к оформлению запроса). Однако для запросов, направляемых налоговиками Нацбанку, банкам и другим финансовым учреждениям, действуют особые правила, поскольку запрашиваемая информация является банковской тайной.

Так, согласно пп. 73.3.4 НК, по запросу контролирующего органа информация предоставляется НБУ, банками, другими финансовыми учреждениями, небанковскими поставщиками платежных услуг, эмитентами электронных денег бесплатно в порядке и объемах, установленных Законами № 1591-IX и от 07.12.2000 № 2121-III «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 2121).

А в ст. 60 Закона № 2121 приведен перечень сведений, которые являются банковской тайной. В частности, к банковской тайне относится информация:

  • о банковских счетах клиентов, в том числе корреспондентских счетах банков в НБУ;
  • об операциях, осуществленных в пользу или по поручению клиента, а также о совершенных им сделках;
  • финансово-экономическом положении клиента.

Как видим, это именно та информация, возможность запроса которой вызвала обеспокоенность физлиц, что и послужило темой для нашей статьи.

А в каких случаях банки вправе раскрыть банковскую тайну?

В ст. 62 Закона № 2121 приведен перечень случаев, когда банки обязаны раскрыть банковскую тайну. В частности, банки должны это сделать:

  • по запросу или с письменного согласия соответствующего юридического или физического лица (т. е. владелец банковского счета должен дать письменное согласие на раскрытие такой информации);
  • по решению суда.

В каких случаях банковская тайна может быть раскрыта по запросу налогового органа?

В ст. 62 Закона № 2121 указано, что информация, которая является банковской тайной, может быть предоставлена Центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую политику (это ГНС Украины, далее – ГНСУ).

Так, по запросу ГНСУ предоставляется информация:

  • о наличии банковских счетов/электронных кошельков;
  • о соблюдении резидентами установленных НБУ предельных сроков расчетов при экспорте и импорте товаров;
  • об операциях по счетам электронных резидентов (э-резидентов), а именно сведения на определенную дату или за определенный период времени (зачисление средств на счета, назначение платежа, идентификационные данные и номер счета контрагента);
  • в соответствии со ст. 441 НК;
  • в случаях, установленных пп. 6–8 пп. 73.3.1 НК;

Кроме того, «тайную» информацию банки обязаны предоставить ГНСУ в случаях и объеме, определенных:

  • Соглашением между Правительством Украины и Правительством США для улучшения выполнения налоговых правил и применения положений Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA) и другими международными договорами, содержащими положения об обмене информацией для налоговых целей, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой, или заключенными на их основании межведомственными договорами. Порядок раскрытия такой информации устанавливается НБУ;
  • ст. 393 НК.

Итак! У налоговиков есть право доступа к информации, являющейся банковской тайной, однако только в предусмотренных законом случаях. Кроме того, запрос на получение такой информации может сделать не любой налоговый орган, а только ГНСУ.

А ст. 622 Закона № 2121 урегулирован порядок раскрытия банковской тайны Нацбанком Украины.

Так, информация о юридических и физических лицах, которая составляет банковскую тайну, раскрывается НБУ в установленном им порядке:

  • по запросу соответствующего физлица;
  • по запросу соответствующего юрлица относительно информации о таком лице, содержащейся в документах, переданных НБУ на хранение Фондом гарантирования вкладов физических лиц в соответствии со ст. 521 Закона от 23.02.2012 № 4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц»;
  • по решению суда.

Также в ст. 622 Закона № 2121 названы госорганы, которые вправе запрашивать у НБУ информацию, являющуюся банковской тайной, но налоговых органов в этом перечне нет.

Отсюда можно сделать вывод, что получить доступ к информации о счетах простых украинских граждан и об операциях на этих счетах для налоговых органов – дело не такое уж простое. И вряд ли такие счета и операции станут предметом запроса ГНСУ, если суммы операций не подпадают под финмониторинг согласно Закону от 06.12.2019 № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения», а также под требования внутренних документов банков, касающихся мониторинга операций клиентов.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы