Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Лицензия на розничную торговлю алкоголем: как получить отметку об очередном платеже

12.07.2023 209 0 1

У предпринимателя есть лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками. Платежи за лицензию осуществляются поквартально. Возник ряд вопросов.


Вопросы – ответы

1. Какие документы и куда следует подавать для внесения в эту лицензию отметки об очередном платеже?

Напомним, что в вопросах лицензирования розничной торговли алкогольными напитками следует руководствоваться Законом от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (далее – Закон № 481).

Согласно ст. 15 Закона № 481, лицензия выдается на год, годовая плата составляет 8 000 грн на каждый отдельный, указанный в лицензии электронный контрольно-кассовый аппарат, который находится в месте торговли, а на территории сел и поселков (за исключением тех, что находятся в пределах территории городов) – 500 грн. Платежи за лицензию осуществляются ежеквартально равными частями. Отметки об очередном платеже проставляються в лицензии.

Исходя из содержания ст. 16 Закона № 481, а также разъяснений ГНС (ОИР, категория 113.03) для проставления в лицензии такой отметки субъект хозяйствования (далее – СХ) должен обратиться в налоговый орган, выдавший лицензию, с заявлением, к которому приложить:

  • оригинал лицензии;
  • копию платежной инструкции на перечисление очередного платежа за лицензию с отметкой банка/небанковского поставщика платежных услуг о дате платежа.

2. В какой срок делается такая отметка?

В Законе № 481 об этом не сказано. Как разъясняют налоговики, поданные заявления рассматриваются в сроки, предусмотренные Законом от 02.10.1996 № 393/96-ВР «Об обращениях граждан». Согласно ст. 20 этого закона, срок для рассмотрения обращений граждан составляет один месяц со дня поступления обращения, а если обращение не требует дополнительного изучения – безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения обращения.

Скорее всего, в нашем случае предприниматель следует ориентироваться на срок в 15 календарных дней.

3. По какой форме составляется заявление?

Типовой формы такого заявления нет, поэтому оно составляется в произвольной форме.

В заявлении нужно указать:

  • наименование налогового органа, в который подается заявление;
  • наименование (Ф. И. О.) субъекта хозяйствования, который подает заявление, и сведения о нем (местонахождение, код ЕГРПОУ, номер телефона);
  • реквизиты лицензии, в которой необходимо сделать отметку об очередном платеже;
  • требование осуществить отметку в лицензии и период, за который была осуществлена оплата;
  • перечень приложений, которые СХ подает вместе с заявлением.

4. А что такое платежная инструкция? Является ли таким документом квитанция об оплате с отметкой банка?

Да, является. Платежная инструкция – это, по сути, платежный документ, подтверждающий в нашем случае факт внесения очередного платежа за лицензию. То есть всем знакомая платежка.

Для справки. Платежная инструкция – это распоряжение инициатора платежной операции предоставителю платежных услуг относительно выполнения такой операции (п. 54 ст. 1 Закона от 30.06.2021 № 1591-IX «О платежных услугах»).

5. Аннулируется ли лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками, если не проставить в лицензии отметку об очередном платеже или не осуществить такой платеж?

Перечень оснований для аннулирования лицензии приведен в ст. 15 Закона № 481. В этом перечне нет такого основания, как непроставление отметки об осуществлении очередного платежа за лицензию. Поэтому отсутствие такой отметки не является основанием для аннулирования лицензии.

Более того, Закон № 481 в принципе не предусматривает обязанности СХ обращаться за проставлением такой отметки. В ст. 16 Закона № 481 речь идет о контроле за уплатой годовой платы за лицензию со стороны налоговых органов. И для возможности осуществления такого контроля СХ подают налоговому органу копию платежной инструкции с отметкой банка об уплате. В свою очередь, налоговый орган ставит отметку в лицензии, подтверждая, что ознакомлен с фактом внесения очередного платежа за лицензию.

Кроме того,ГНС разъясняет, что документ, подтверждающий внесение очередного платежа за лицензию, СХ может подать вместе с сопроводительным письмом:

  • нарочно;
  • почтой;
  • через Электронный кабинет.

Но, как вы понимаете, налоговики смогут проставить отметку об очередном платеже в лицензии только в том случае, если вы принесете в налоговый орган оригинал своей лицензии.

А вот неуплата очередного платежа за лицензию является основанием для ее аннулирования (ч. 52 ст. 15 Закона № 481).

Однако! В период военного положения действуют особые правила, закрепленные в ст. 18 Закона № 481.

Так, считаются действующими лицензии, по которым до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины или при наличии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) не уплачен очередной платеж и/или истек срок действия.

Но при этом вы должны понимать, что норма ст. 18 Закона № 481 не освобождает от очередного платежа на время военного положения, а только дает возможность отодвинуть срок уплаты. Внести очередные платежи за лицензию/предпринять действия по продлению лицензии необходимо будет в течение 30 дней после дня прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения в Украине. Разъяснения по этому поводу см. в ОИР, категория 113.03.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы