Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Лицензия на розничную торговлю алкоголем: как получить отметку об очередном платеже

У предпринимателя есть лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками. Платежи за лицензию осуществляются поквартально. Возник ряд вопросов.


Вопросы – ответы

1. Какие документы и куда следует подавать для внесения в эту лицензию отметки об очередном платеже?

Напомним, что в вопросах лицензирования розничной торговли алкогольными напитками следует руководствоваться Законом от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (далее – Закон № 481).

Согласно ст. 15 Закона № 481, лицензия выдается на год, годовая плата составляет 8 000 грн на каждый отдельный, указанный в лицензии электронный контрольно-кассовый аппарат, который находится в месте торговли, а на территории сел и поселков (за исключением тех, что находятся в пределах территории городов) – 500 грн. Платежи за лицензию осуществляются ежеквартально равными частями. Отметки об очередном платеже проставляються в лицензии.

Исходя из содержания ст. 16 Закона № 481, а также разъяснений ГНС (ОИР, категория 113.03) для проставления в лицензии такой отметки субъект хозяйствования (далее – СХ) должен обратиться в налоговый орган, выдавший лицензию, с заявлением, к которому приложить:

  • оригинал лицензии;
  • копию платежной инструкции на перечисление очередного платежа за лицензию с отметкой банка/небанковского поставщика платежных услуг о дате платежа.

2. В какой срок делается такая отметка?

В Законе № 481 об этом не сказано. Как разъясняют налоговики, поданные заявления рассматриваются в сроки, предусмотренные Законом от 02.10.1996 № 393/96-ВР «Об обращениях граждан». Согласно ст. 20 этого закона, срок для рассмотрения обращений граждан составляет один месяц со дня поступления обращения, а если обращение не требует дополнительного изучения – безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения обращения.

Скорее всего, в нашем случае предприниматель следует ориентироваться на срок в 15 календарных дней.

3. По какой форме составляется заявление?

Типовой формы такого заявления нет, поэтому оно составляется в произвольной форме.

В заявлении нужно указать:

  • наименование налогового органа, в который подается заявление;
  • наименование (Ф. И. О.) субъекта хозяйствования, который подает заявление, и сведения о нем (местонахождение, код ЕГРПОУ, номер телефона);
  • реквизиты лицензии, в которой необходимо сделать отметку об очередном платеже;
  • требование осуществить отметку в лицензии и период, за который была осуществлена оплата;
  • перечень приложений, которые СХ подает вместе с заявлением.

4. А что такое платежная инструкция? Является ли таким документом квитанция об оплате с отметкой банка?

Да, является. Платежная инструкция – это, по сути, платежный документ, подтверждающий в нашем случае факт внесения очередного платежа за лицензию. То есть всем знакомая платежка.

Для справки. Платежная инструкция – это распоряжение инициатора платежной операции предоставителю платежных услуг относительно выполнения такой операции (п. 54 ст. 1 Закона от 30.06.2021 № 1591-IX «О платежных услугах»).

5. Аннулируется ли лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками, если не проставить в лицензии отметку об очередном платеже или не осуществить такой платеж?

Перечень оснований для аннулирования лицензии приведен в ст. 15 Закона № 481. В этом перечне нет такого основания, как непроставление отметки об осуществлении очередного платежа за лицензию. Поэтому отсутствие такой отметки не является основанием для аннулирования лицензии.

Более того, Закон № 481 в принципе не предусматривает обязанности СХ обращаться за проставлением такой отметки. В ст. 16 Закона № 481 речь идет о контроле за уплатой годовой платы за лицензию со стороны налоговых органов. И для возможности осуществления такого контроля СХ подают налоговому органу копию платежной инструкции с отметкой банка об уплате. В свою очередь, налоговый орган ставит отметку в лицензии, подтверждая, что ознакомлен с фактом внесения очередного платежа за лицензию.

Кроме того,ГНС разъясняет, что документ, подтверждающий внесение очередного платежа за лицензию, СХ может подать вместе с сопроводительным письмом:

  • нарочно;
  • почтой;
  • через Электронный кабинет.

Но, как вы понимаете, налоговики смогут проставить отметку об очередном платеже в лицензии только в том случае, если вы принесете в налоговый орган оригинал своей лицензии.

А вот неуплата очередного платежа за лицензию является основанием для ее аннулирования (ч. 52 ст. 15 Закона № 481).

Однако! В период военного положения действуют особые правила, закрепленные в ст. 18 Закона № 481.

Так, считаются действующими лицензии, по которым до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины или при наличии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) не уплачен очередной платеж и/или истек срок действия.

Но при этом вы должны понимать, что норма ст. 18 Закона № 481 не освобождает от очередного платежа на время военного положения, а только дает возможность отодвинуть срок уплаты. Внести очередные платежи за лицензию/предпринять действия по продлению лицензии необходимо будет в течение 30 дней после дня прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения в Украине. Разъяснения по этому поводу см. в ОИР, категория 113.03.

Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
10.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
Новое
05.09.2025
Дополнительный капитал для обществ с ограниченной ответственностью
Общества с ограниченной ответственностью получили возможность создавать дополнительный капитал, не изменяя при этом размер уставного капитала. В статье рассмотрено, с какого момента действуют новые правила и как их применить на практике. 27.08.2025 вступил в силу Закон от 31.07.2025 № 4564-IX «...
03.09.2025
Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса
С 28.08.2025 перестает действовать Хозяйственный кодекс, которым предусмотрена обязанность предприятий иметь штатное расписание. Нужно ли будет после этой даты утверждать штатное расписание? Узнайте из нашей статьи. С 28.08.2025 утрачивает силу Хозяйственный кодекс, которым предусмотрено обязательно...
01.09.2025
Претензионный порядок урегулирования споров после отмены Хозяйственного кодекса
Претензионный порядок урегулирования споров был закреплен в Хозяйственном кодексе. Будет ли этот порядок применяться на практике после отмены этого кодекса? Отвечает юрист. 28 августа 2025 года утратил силу Хозяйственный кодекс (далее – ХК), которым был регламентирован не только порядок ведени...
Лучшие материалы