Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Изменения в сфере рекламы: о чем нужно знать?

С чем связаны изменения? Недавно вступили в силу очередные изменения к Закону от 03.07.1996 № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270), внесенные Законом от 30.05.2023 № 3136-IX (далее – Закон № 3136). Эти изменения связаны с имплементацией норм европейского законодательства в национальное законодательство Украины, они важны для вступления Украины в ЕС.

О чем статья? Мы рассмотрим, что именно изменилось в рекламной сфере и каким образом эти изменения нужно учесть субъектам хозяйствования (далее – СХ).


С какого момента действуют изменения?

Закон № 3136 вступил в силу со 02.07.2023, но был введен в действие с 02.10.2023, при этом его отдельные нормы вступают в силу с других дат, на что указано в п. 1 разд. II «Заключительные и переходные положения».

Кстати, Закон № 3136 вносит изменения не только в Закон № 270, но и в другие законодательные акты.

Разъяснения Госпродпотребслужбы относительно новшеств, которые предусматривает Закон № 3136, можно найти на их сайте.

Что именно изменилось?

Рассмотрим основные изменения, которые могут так или иначе коснуться большинства СХ.

1. Урегулирован вопрос о распространении рекламы в медиа предпринимателями.

Начнем с наиболее важного для предпринимателей изменения. О проблеме, возникшей для предпринимателей, распространяющих рекламу в медиа, мы писали в «Реклама в медиа: что сейчас под запретом для предпринимателей и каковы перспективы».

До внесения изменений в Законе № 270 была ст. 131, согласно которой распространением рекламы в медиа могли заниматься только юрлица. А предприниматели, занимаясь этим видом деятельности, рисковали быть оштрафованными.

Закон № 3136 урегулировал эту ситуацию следующим образом:

  • исключил ст. 131 из Закона № 270 с 02.07.2023;
  • установил, что за весь период существования этой нормы (с 31.03.2023 до 02.07.2023) ее несоблюдение не является нарушением и не является основанием для привлечения лиц к ответственности (п. 3 разд. II Закона № 3136).

К сведению! В настоящее время предприниматели вправе распространять рекламу в медиа, при этом они не могут быть оштрафованы за прошлые периоды, когда действовал запрет, установленный ст. 131 Закона № 270.

2. В Законе № 270 изменилась терминология: ст. 1 изложена в новой редакции.

Многие определения уточнены и изменены, добавились новые определения.

В частности, было расширено понятие «реклама». Сравним два определения этого понятия:

Определение термина «реклама» в п. 15 ст. 1 Закон № 270

Изначальное

Новое (с 02.10.2023)

Реклама – информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать либо поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товара

Реклама – информация о лице, идее и/или товаре, распространенная за денежное или иное вознаграждение либо в целях саморекламы в любой форме и любым способом и предназначенная для того, чтобы сформировать или поддержать прямым (прямая реклама, телепродажа) или косвенным (спонсорство, размещение товара (продакт-плейсмент)) способом осведомленность потребителей рекламы и их интерес к таким лицам, идее и/или товару

Как видим, теперь рекламой признается информация не только о товаре и лице, но также и об идее. Также можно заметить, что теперь рекламой считается распространение информации за вознаграждение (кроме саморекламы).

Кроме того, в определении рекламы появилось новое понятие – продакт-плейсмент (размещение товара). Это форма распространения рекламы, суть которой состоит в том, что непосредственно товар, услуга, торговая марка, другой объект права интеллектуальной собственности, под которым ведется деятельность, или рекомендации по ним включаются – за денежное или иное вознаграждение – в любую отличную от рекламы программу аудиовизуального медиа (включая фильмы или пользовательский контент).

Примеры продакт-плейсмента в действии хорошо знакомы всем нам.

3. Уточнены правила для отдельных видов рекламы.

Правила детализированы (соответствующие статьи Закона № 270 изложены в новой редакции) для таких видов рекламы, как:

  • спонсорство (ст. 5);
  • телепродажа (ст. 51);
  • социальная реклама (ст. 12);
  • рекламные ролики и телепродажи в аудиальных и аудиовизуальных медиа (ст. 13).

На заметку! Определение аудиальных и аудиовизуальных медиа вы можете найти в Законе от 13.12.2022 № 2849-IX «О медиа».

Также теперь в Законе № 270 закреплены правила для новой формы рекламы – продакт-плейсмента (ст. 52).

4. Появились правила для рекламы с использованием электронных коммуникаций (ст. 143 Закона № 270).

Для электронных коммуникаций используются такие ресурсы, как:

  • электронная почта;
  • сервисы обмена сообщениями;
  • поисковые сервисы;
  • веб-сайты и веб-страницы юрлиц и физлиц в Интернете;
  • чат-боты;
  • автоматические сообщения;
  • коммуникация с использованием телефонных номеров;
  • сервисы, использующие технологии дополненной и виртуальной реальности;
  • любые другие информационные (цифровые) технологии, которая распространяются и потребляются на территории Украины.

Какие именно правила необходимо соблюдать в случае использования электронных коммуникаций для распространения рекламы?

При использовании вышеперечисленных ресурсов для распространения рекламы СХ нужно соблюдать требования ч. 2 ст. 143 Закона № 270.

Так, запрещено распространять рекламу в форме спама, в том числе совершать массовые звонки с использованием каких-либо технологий коммуникаций без предварительного письменного согласия потребителя, в том числе в электронной форме.

А распространять рекламу с использованием номеров телефонов или других сетевых идентификаторов потребителя можно только при наличии предварительного письменного согласия такого потребителя, в том числе в электронной форме, и при условии, что у потребителя есть возможность бесплатно в любое время в простой и понятной форме отказаться от использования своих данных, включая получение рекламы с использованием номеров телефонов или других сетевых идентификаторов потребителя.

Кто контролирует соблюдение этого правила и что грозит СХ в случае, если запрет будет нарушен?

Контроль осуществляет Госпродпотребслужба.

За нарушение указанного правила на СХ может быть наложен штраф на основании ст. 27 Закона № 270. Размеры штрафов в связи с введением в силу Закона № 3136 не изменились. Например, к распространителю рекламы, нарушающему установленный законодательством порядок распространения и размещения рекламы, применяется штраф в размере 5-кратной стоимости распространения рекламы.

5. Уточнены и расширены общие требования к рекламе (ст. 8 Закона № 270 изложена в новой редакции).

Здесь хотим обратить ваше внимание на два новых запрета.

  • рекламодателем не может быть резидент государства, признанного Верховной Радой государством-агрессором (государством-оккупантом);
  • запрещено размещать рекламу в Интернете на веб-сайте, если его интернет-адрес (доменное имя, унифицированный локатор ресурса (URL) или адрес интернет-протокола) согласно сведениям Всемирной организации интеллектуальной собственности включен от Украины в национальный перечень веб-сайтов, вызывающих беспокойство относительно соблюдения прав интеллектуальной собственности (далее – национальный перечень).

6. Уточнены и расширены требования к рекламе алкогольных напитков и табачных изделий (ст. 22 Закона № 270 изложена в новой редакции).

Если вы занимаетесь рекламой в этой сфере, то рекомендуем вам внимательно изучить обновленные требования. В частности, увеличился процент средств, который рекламодатели алкогольных напитков обязаны направлять на производство и распространение социальной рекламы о вредности злоупотребления алкоголем. Теперь это не менее 7 % (ч. 8 ст. 22 Закона № 270). Ранее было не менее 5 %.

Сравнение определения реклама.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Статьи по теме
27.10.2025
Может ли юридическое лицо быть участником ООО
В статье расскажем, какие законодательные особенности следует учесть в случае вступления юрлица в общество с ограниченной ответственностью и его выхода из состава участников общества. Выход участника из ООО: нюансы военного времени Ситуация. Юрлицо намерено вступить в общество с ограниченной ответст...
Популярное
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
26.09.2025
Смена собственника земли посреди года: кому и как платить арендную плату
В статье расскажем, как арендатор должен уплачивать арендную плату, если арендодатель продал земельный участок новому собственнику. Этот вопрос время от времени возникает у арендаторов земли, которые платят арендную плату раз в году. Так, если одно физлицо продало другой земельный участок, например,...
Новое
03.11.2025
Когда руководитель отвечает за долги предприятия
Из статьи вы узнаете, в каких случаях с директора предприятия (из его личного имущества) могут взыскать долги предприятия и что нужно сделать для предотвращения этого. Заявив о своем желании занять определенную должность в органе управления юрлица, вы должны тщательно взвесить не только свои следующ...
31.10.2025
Частные предприятия: в какой срок нужно провести реорганизацию?
В связи с отменой Хозяйственного кодекса частным предприятиям необходимо выбрать иную организационно правовую форму. В статье рассмотрено, в какие сроки следует провести такую реорганизацию и что будет, если этого не сделать. После отмены Хозяйственного кодекса частным предприятиям следует провести ...
27.10.2025
Может ли юридическое лицо быть участником ООО
В статье расскажем, какие законодательные особенности следует учесть в случае вступления юрлица в общество с ограниченной ответственностью и его выхода из состава участников общества. Выход участника из ООО: нюансы военного времени Ситуация. Юрлицо намерено вступить в общество с ограниченной ответст...
Лучшие материалы