Изменения в сфере рекламы: о чем нужно знать?
С чем связаны изменения? Недавно вступили в силу очередные изменения к Закону от 03.07.1996 № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270), внесенные Законом от 30.05.2023 № 3136-IX (далее – Закон № 3136). Эти изменения связаны с имплементацией норм европейского законодательства в национальное законодательство Украины, они важны для вступления Украины в ЕС.
О чем статья? Мы рассмотрим, что именно изменилось в рекламной сфере и каким образом эти изменения нужно учесть субъектам хозяйствования (далее – СХ).
С какого момента действуют изменения?
Закон № 3136 вступил в силу со 02.07.2023, но был введен в действие с 02.10.2023, при этом его отдельные нормы вступают в силу с других дат, на что указано в п. 1 разд. II «Заключительные и переходные положения».
Кстати, Закон № 3136 вносит изменения не только в Закон № 270, но и в другие законодательные акты.
Разъяснения Госпродпотребслужбы относительно новшеств, которые предусматривает Закон № 3136, можно найти на их сайте.
Что именно изменилось?
Рассмотрим основные изменения, которые могут так или иначе коснуться большинства СХ.
1. Урегулирован вопрос о распространении рекламы в медиа предпринимателями.
Начнем с наиболее важного для предпринимателей изменения. О проблеме, возникшей для предпринимателей, распространяющих рекламу в медиа, мы писали в «Реклама в медиа: что сейчас под запретом для предпринимателей и каковы перспективы».
До внесения изменений в Законе № 270 была ст. 131, согласно которой распространением рекламы в медиа могли заниматься только юрлица. А предприниматели, занимаясь этим видом деятельности, рисковали быть оштрафованными.
Закон № 3136 урегулировал эту ситуацию следующим образом:
- исключил ст. 131 из Закона № 270 с 02.07.2023;
- установил, что за весь период существования этой нормы (с 31.03.2023 до 02.07.2023) ее несоблюдение не является нарушением и не является основанием для привлечения лиц к ответственности (п. 3 разд. II Закона № 3136).
К сведению! В настоящее время предприниматели вправе распространять рекламу в медиа, при этом они не могут быть оштрафованы за прошлые периоды, когда действовал запрет, установленный ст. 131 Закона № 270. |
2. В Законе № 270 изменилась терминология: ст. 1 изложена в новой редакции.
Многие определения уточнены и изменены, добавились новые определения.
В частности, было расширено понятие «реклама». Сравним два определения этого понятия:
Определение термина «реклама» в п. 15 ст. 1 Закон № 270 |
|
Изначальное |
Новое (с 02.10.2023) |
Реклама – информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать либо поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товара |
Реклама – информация о лице, идее и/или товаре, распространенная за денежное или иное вознаграждение либо в целях саморекламы в любой форме и любым способом и предназначенная для того, чтобы сформировать или поддержать прямым (прямая реклама, телепродажа) или косвенным (спонсорство, размещение товара (продакт-плейсмент)) способом осведомленность потребителей рекламы и их интерес к таким лицам, идее и/или товару |
Как видим, теперь рекламой признается информация не только о товаре и лице, но также и об идее. Также можно заметить, что теперь рекламой считается распространение информации за вознаграждение (кроме саморекламы).
Кроме того, в определении рекламы появилось новое понятие – продакт-плейсмент (размещение товара). Это форма распространения рекламы, суть которой состоит в том, что непосредственно товар, услуга, торговая марка, другой объект права интеллектуальной собственности, под которым ведется деятельность, или рекомендации по ним включаются – за денежное или иное вознаграждение – в любую отличную от рекламы программу аудиовизуального медиа (включая фильмы или пользовательский контент).
Примеры продакт-плейсмента в действии хорошо знакомы всем нам.
3. Уточнены правила для отдельных видов рекламы.
Правила детализированы (соответствующие статьи Закона № 270 изложены в новой редакции) для таких видов рекламы, как:
- спонсорство (ст. 5);
- телепродажа (ст. 51);
- социальная реклама (ст. 12);
- рекламные ролики и телепродажи в аудиальных и аудиовизуальных медиа (ст. 13).
На заметку! Определение аудиальных и аудиовизуальных медиа вы можете найти в Законе от 13.12.2022 № 2849-IX «О медиа». |
Также теперь в Законе № 270 закреплены правила для новой формы рекламы – продакт-плейсмента (ст. 52).
4. Появились правила для рекламы с использованием электронных коммуникаций (ст. 143 Закона № 270).
Для электронных коммуникаций используются такие ресурсы, как:
- электронная почта;
- сервисы обмена сообщениями;
- поисковые сервисы;
- веб-сайты и веб-страницы юрлиц и физлиц в Интернете;
- чат-боты;
- автоматические сообщения;
- коммуникация с использованием телефонных номеров;
- сервисы, использующие технологии дополненной и виртуальной реальности;
- любые другие информационные (цифровые) технологии, которая распространяются и потребляются на территории Украины.
Какие именно правила необходимо соблюдать в случае использования электронных коммуникаций для распространения рекламы?
При использовании вышеперечисленных ресурсов для распространения рекламы СХ нужно соблюдать требования ч. 2 ст. 143 Закона № 270.
Так, запрещено распространять рекламу в форме спама, в том числе совершать массовые звонки с использованием каких-либо технологий коммуникаций без предварительного письменного согласия потребителя, в том числе в электронной форме.
А распространять рекламу с использованием номеров телефонов или других сетевых идентификаторов потребителя можно только при наличии предварительного письменного согласия такого потребителя, в том числе в электронной форме, и при условии, что у потребителя есть возможность бесплатно в любое время в простой и понятной форме отказаться от использования своих данных, включая получение рекламы с использованием номеров телефонов или других сетевых идентификаторов потребителя.
Кто контролирует соблюдение этого правила и что грозит СХ в случае, если запрет будет нарушен?
Контроль осуществляет Госпродпотребслужба.
За нарушение указанного правила на СХ может быть наложен штраф на основании ст. 27 Закона № 270. Размеры штрафов в связи с введением в силу Закона № 3136 не изменились. Например, к распространителю рекламы, нарушающему установленный законодательством порядок распространения и размещения рекламы, применяется штраф в размере 5-кратной стоимости распространения рекламы.
5. Уточнены и расширены общие требования к рекламе (ст. 8 Закона № 270 изложена в новой редакции).
Здесь хотим обратить ваше внимание на два новых запрета.
- рекламодателем не может быть резидент государства, признанного Верховной Радой государством-агрессором (государством-оккупантом);
- запрещено размещать рекламу в Интернете на веб-сайте, если его интернет-адрес (доменное имя, унифицированный локатор ресурса (URL) или адрес интернет-протокола) согласно сведениям Всемирной организации интеллектуальной собственности включен от Украины в национальный перечень веб-сайтов, вызывающих беспокойство относительно соблюдения прав интеллектуальной собственности (далее – национальный перечень).
6. Уточнены и расширены требования к рекламе алкогольных напитков и табачных изделий (ст. 22 Закона № 270 изложена в новой редакции).
Если вы занимаетесь рекламой в этой сфере, то рекомендуем вам внимательно изучить обновленные требования. В частности, увеличился процент средств, который рекламодатели алкогольных напитков обязаны направлять на производство и распространение социальной рекламы о вредности злоупотребления алкоголем. Теперь это не менее 7 % (ч. 8 ст. 22 Закона № 270). Ранее было не менее 5 %.
Комментарии к материалу