Инвентаризация не проведена: какие последствия грозят
Перечень случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, приведен в п. 7 разд. I Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879). Сразу отметим, что на субъекта хозяйствования (предприятие) никакие штрафные санкции не налагаются. А вот должностные лица предприятия могут быть привлечены за такое нарушение к административной и дисциплинарной ответственности. Рассмотрим подробнее эти виды ответственности, а также расскажем, какие еще негативные последствия могут наступить для предприятия, которое проигнорировало требования законодательства и не провело инвентаризацию.
Виды ответственности
Административная ответственность применяется на основании ст. 1642 КУоАП. Эта статья предусматривает штраф за несвоевременное и некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн). Эти санкции применяются к руководителю предприятия, так как согласно законодательству именно он является должностным лицом, ответственным за проведение инвентаризации.
Согласно ст. 2341 КУоАП налагать такой штраф вправе органы госфинконтроля. На сегодня это Государственная аудиторская служба (см. постановления КМУ от 03.02.2016 № 43 и от 28.10.2015 № 868).
Обратите внимание: оштрафовать могут только должностных лиц предприятия, подконтрольного Государственной аудиторской службе. Перечень подконтрольных субъектов можно найти в ст. 2 Закона от 26.01.1993 № 2939-XII. В него, к примеру, включены субъекты хозяйствования госсектора экономики, предприятия, получавшие в проверяемом периоде средства из бюджета, и др.
Дисциплинарная ответственность применяется работодателем. Он может применить к работникам, виновным в непроведении инвентаризации или ее проведении с нарушениями, такие меры дисциплинарного взыскания, как выговор и увольнение (ст. 147 КЗоТ).
За каждое нарушение к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 149 КЗоТ). Чаще всего в данной ситуации объявляется выговор. Ведь для применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение, должны быть основания, перечисленные в КЗоТе. Например, в п. 3 ст. 40 КЗоТ речь идет о систематическом невыполнении работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Но одного случая непроведения инвентаризации недостаточно для увольнения по этому основанию. Ключевой признак в упомянутой норме – систематичность. Поэтому, если работник несколько раз допустил нарушения, тогда такое увольнение возможно.
Важные правила привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора:
- применяется в течение месяца со дня выявления проступка (срок пребывания работника в отпуске или на больничном в этот период не включается);
- в любом случае выговор может быть оформлен не позже 6 месяцев с момента совершения проступка;
- оформляется приказом, с которым работника необходимо ознакомить под подпись;
- привлечение к дисциплинарной ответственности – право, а не обязанность работодателя.
Прочие негативные последствия
Помимо ответственности должностных лиц предприятия при игнорировании требований Положения № 879 о проведении инвентаризации в случаях, когда это обязательно, такое предприятие могут ожидать и другие негативные последствия. Рассмотрим их подробнее.
1. Игнорирование требования налогового органа о проведении инвентаризации.
Во время проверок налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика, которого он проверяет, проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей и наличных средств (пп. 20.1.9 Налогового кодекса, далее – НК). Кроме того, в п. 7 Положения № 879 указано, что обязательным является проведение инвентаризации на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В этом случае инвентаризация должна быть начата в срок и объеме, указанном в документе этого органа, но не ранее дня получения предприятием соответствующего документа.
А невыполнение требования налогового органа о проведении инвентаризации может грозить предприятию применением административного ареста имущества на основании пп. 94.2.8 НК.
Важный момент! Применение налоговиками админареста будет правомерным, только если налогоплательщику было вручено надлежащим образом оформленное требование о проведении инвентаризации по правилам, установленным ст. 42 НК. См. также разъяснение в ОИР, категория 130.01 (ответ на вопрос: «Чи мають право працівники контролюючих органів в ході перевірки СГ вимагати проведення інвентаризації ОЗ, ТМЦ, коштів та зняття їх залишків?»). То есть такое требование может быть отправлено налогоплательщику по почте заказным письмом либо направлено в Электронный кабинет. А устные требования налоговиков неправомерны.
2. Подтверждение финотчетности аудиторским отчетом.
Годовая финотчетность и годовая консолидированная финотчетность предприятий, которые обязаны ее обнародовать, должна быть подтверждена аудиторскими отчетами (ч. 3 ст. 14 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).
Если предприятие перед составлением годовой финансовой отчетности не провело инвентаризацию, то ему не удастся получить аудиторский отчет в подтверждение достоверности финотчетности. Такой вывод прямо следует из норм ст. 14 Закона от 21.12.2017 № 2258-VIII «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» (далее – Закон № 2258). Ведь согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 2258 аудиторский отчет предусматривает предоставление уверенности пользователям путем выражения независимого мнения аудитора о соответствии во всех существенных аспектах финотчетности и/или консолидированной финотчетности требованиям НП(С)БУ, МСФО или другим требованиям. В данном случае требования п. 7 Положения № 879 не выполнены, а значит, о получении аудиторского отчета речь не идет.
А невыполнение предприятием требований законодательства об обнародовании финотчетности может грозить достаточно серьезными санкциями. Так, к должностным лицам предприятия может быть применен административный штраф на основании ст. 16316 КУоАП в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 2 000 до 3 000 НМДГ (от 34 000 до 51 000 грн).
Наложить админштраф на должностных лиц предприятия (кроме банков, небанковских финучреждений и эмитентов ценных бумаг) может Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КУоАП).
Но внимание! Во время военного положения этот штраф не применяется согласно п. 41 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны».
3. Получение банковских кредитов.
Если ваше предприятие планирует получать кредитные средства в банках, то непроведение инвентаризации перед составлением годовой финотчетности может косвенно повлиять на решение банка о предоставлении такого кредита.
Так, перед оформлением кредита любой банк потребует у вас определенный пакет документов, в который обязательно будет включена финансовая отчетность. Это вполне понятно, ведь перед предоставлением кредита банк проводит оценку кредитных рисков в соответствии с требованиями Положения об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.06.2016 № 351. И такая оценка осуществляется, в частности, на основании данных финотчетности предприятия.
Если же ваше предприятие обязано обнародовать финотчетность, то, скорее всего, от вас также потребуют аудиторский отчет о ее подтверждении. В некоторых случаях банки требуют такой аудиторский отчет и от предприятий, которые не обязаны обнародовать финотчетность. А как мы с вами выше выяснили, если инвентаризация не проведена, то и нет возможности получить аудиторский отчет. Значит, есть риск, что банк откажет вам в предоставлении кредита.
Комментарии к материалу