Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Децентрализация: власть меняет территориальное устройство, а что делать СХ?

16.02.2022 650 2 1

Что произошло? Уже несколько лет в нашей стране продолжается процесс децентрализации, согласно которому изменяется административно-территориальное устройство (далее – АТУ). Так, Закон от 16.04.2020 № 562-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно определения территорий и административных центров территориальных громад» (далее – Закон № 562) уполномочил Правительство до принятия закона об АТУ определить административные центры тергромад и утвердить территории тергромад. Распоряжением КМУ от 12.06.2020 № 707–730 (далее – распоряжение КМУ) определены административные центры и утверждены территории тергромад всех областей Украины. А постановлением Верховной Рады от 17.07.2020 № 807-IX «О создании и ликвидации районов» (далее – Постановление № 807) с 19.07.2020 введено новое районное деление в границах АР Крым и областей Украины и ликвидирован ряд районов, территории которых вошли во вновь созданные районы.

В чем вопрос? Местонахождение юрлица определяется по адресу фактического места осуществления деятельности или расположения офиса, из которого осуществляется ежедневное управление деятельностью юрлица и где ведется учет деятельности (ст. 93 Гражданского кодекса). Составляющей адреса является, в частности, район той или иной области (п. 5.6 Национального стандарта ДСТУ 4163:2020 «Государственная унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»; п. 42 Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных постановлением КМУ от 05.03.2009 № 270). Поэтому в случае изменения юрлицом района сразу возникает логический вопрос об обязанности юрлица совершить действия относительно изменения своего местонахождения. Поэтому разберемся, стоит ли это делать и как именно следует действовать.


Запрет принуждения: аргументы для смелых

В Порядке присвоения адресов объектам строительства, объектам недвижимого имущества, утвержденном постановлением КМУ от 07.07.2021 № 690, указано, что реквизит адреса «назва району» определяется в соответствии с Кодификатором административно-территориальных единиц и территорий территориальных громад, утвержденным приказом Минрегиона от 26.11.2020 № 290, и постановлениями Верховной Рады, согласно которым создаются, изменяются, переименовываются и ликвидируются районы.

Важно: определение названия района как составляющего адреса и последующее видоизменение такого названия происходят исключительно на основании решения компетентного органа государственной власти, к которому субъект хозяйствования (далее – СХ) не имеет никакого отношения. При этом создание, изменение, переименование, ликвидация района не означает, что местонахождение юрлица изменилось, – фактически место ведения деятельности или расположения офиса каким было, таким и осталось.

Наверное, именно поэтому в Законе № 562 нет ничего об обязанности CХ изменять свое местонахождение – ни сроков, ни процедуры. Не содержат таких предписаний распоряжения КМУ и Постановление № 807.

В то же время согласно ст. 19 Конституции правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никого нельзя заставить делать то, что не предусмотрено законодательством.

Поэтому в связи с изменением административных районов юрлица теперь не обязаны совершать никаких действий по внесению изменений в свои учредительные документы (если в них приводилось местонахождение), по изменению сведений Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР), правоустанавливающих документов на недвижимость, изменению лицензий, подписанию дополнительных соглашений к договорам и т. п.

Этот вывод на сайте также частично подтвержден. Там был размещен следующий вопрос: «Каким образом, в какой срок должна измениться информация относительно места размещения производителя/производственных мощностей в маркировке пищевых продуктов в результате изменения названия района? В соответствии с действующим законодательством адрес должен указываться так, как в регистрационных документах. Возникает коллизия – по документам адрес один, а согласно админреформе уже другой. Что указывать на этикетке, какими нормативно-правовыми актами руководствоваться?»

Ответ на него был предоставлен следующий:

«Пока вы не приняли решение о приведении информации о местонахождении юридического лица или производственных мощностей в своих уставных документах в соответствие с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины, пишете, как указано в ваших уставных документах. Срок для совершения таких действий и обязательность их осуществления не предусмотрены законом. Поэтому, когда это сделать, определяетесь самостоятельно».

Автоматизма нет: инструкция для благоразумных

Невзирая на очевидность вышеприведенных выводов, фискалы уже неоднократно выражали позицию, согласно которой если в результате изменения АТУ изменилась административно-территориальная единица, на территории которой находится объект налогообложения, то нужно подавать уведомление по форме № 20-ОПП с признаком «3 – изменение сведений об объекте налогообложения» (см. ИНК ГНС от 30.04.2021 № 1799/ІПК/99-00-12-01-02-06).

Обратите внимание! Этой позицией налоговики фактически утверждают, что изменение административно-территориальной единицы фактически является изменением местонахождения объекта налогообложения.

Возможно, напряжение в этом вопросе сняла бы автоматическая замена в ЕГР и других реестрах старых районов новыми, поскольку согласно ст. 13 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755) измененные сведения ЕГР в день проведения регистрационного действия передаются в центральные органы статистики, налоговую и в Пенсионный фонд. Тогда смысла в дублировании этих сведений еще и налогоплательщиком не было бы.

Однако действующее программное обеспечение ЕГР, к сожалению, не содержит такого функционала, поэтому обновление информации относительно новых административных районов возможно исключительно по инициативе юрлица.

Поэтому благоразумным СХ, которые согласны с утверждением контролирующих органов, что изменение административно-территориальной единицы фактически является изменением их местонахождения, предлагаем следующий алгоритм действий.

Этап 1. Созыв и проведение общего собрания или принятие решения единоличным учредителем/участником юрлица об изменении местонахождения СХ.

Если в уставе СХ указано его местонахождение, то одним из вопросов повестки дня должно быть внесение изменений в устав путем утверждения его в новой редакции.

Этап 2. Госрегистрация в ЕГР изменений в сведения о местонахождении (и новой редакции устава, если необходимо).

Для этого юрлицо подает госрегистратору пакет документов согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 755, а именно:

  • заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в ЕГР (по форме 2, утвержденной приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5);
  • экземпляр оригинала (нотариально удостоверенную копию) решения уполномоченного органа управления юрлица об изменениях, которые вносятся в ЕГР (и утверждение новой редакции устава – при необходимости);
  • учредительный документ (устав) юрлица в новой редакции – если местонахождение прописано в уставе;
  • структуру собственности по форме и содержанию, которые определены в соответствии с приказом Минфина от 19.03.2021 № 163;
  • нотариально удостоверенную копию документа, удостоверяющего лицо, которое является конечным бенефициарным владельцем юрлица, – для физлица-нерезидента и, если такой документ оформлен без применения средств Единого государственного демографического реестра (т. е. паспорт не в форме ID-карточки, а так называемой книжечки), – для физлица-резидента.

Если представитель учредителя (участника) юрлица принимает участие в принятии решения уполномоченным органом управления юрлица, дополнительно подается экземпляр оригинала (нотариально удостоверенная копия) документа, удостоверяющего его полномочия (ч. 25 ст. 17 Закона № 755).

Напомним! В соответствии с п. 6 и 9 ч. 1 ст. 15 Закона № 755 подлинность подписей участников/членов/учредителей на решении о внесении изменений в ЕГР и уставе юрлица удостоверяется нотариально.

Единственное, что может немного утешить в этой ситуации, – административный сбор за проведение госрегистрации изменений в сведения о юрлицах и их учредительные документы, которые содержатся в ЕГР, не взимается (ч. 1 ст. 36 Закона № 755).

Поданные документы рассматриваются госрегистратором в течение 24 часов после поступления, кроме выходных и праздничных дней (п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона № 755).

Этап 3. Уведомление органов государственной власти.

Выше уже указывалось, что органы статистики, налоговой и Пенсионного фонда узнают об изменении местонахождения юрлица от государственного регистратора.

Это зафиксировано и в п. 9.1 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588): контролирующие органы вносят изменения и дополнения в Единый банк данных юридических лиц на основании информации органов госрегистрации и субъектов информационного обмена, уполномоченных осуществлять любые регистрационные действия относительно налогоплательщика.

Таким образом, уведомлять указанные контролирующие органы об изменении местонахождения юрлица обязан госрегистратор. Такое уведомление осуществляется автоматически после внесения изменений в ЕГР.

Этап 4. Отчетность перед налоговой.

Форма № 20-ОПП. Повторим еще раз, налоговики настаивают на подаче уведомления по форме № 20-ОПП с признаком «3 – изменение сведений об объекте налогообложения».

ЕСВ. В соответствии с Порядком учета плательщиков единого взноса, утвержденным приказом Минфина от 24.11.2014 № 1162, следует подать заявление по форме № 1-ЄСВ или по форме № 12-ЄСВ (для членов фермерских хозяйств) с примечанием «Зміни». К заявлению прилагаются заверенные копии документов, в которые внесены изменения.

В то же время в п. 5 разд. ІІІ Порядка № 1162 прямо оговорено, что в случае изменения местонахождения (местожительства) плательщика, связанного с изменением административно-территориальной единицы, до даты истечения одного месяца со дня получения заявления и подтверждающих документов об изменении местонахождения (местожительства) плательщика в реестр страхователей вносится запись о переводе на учет такого плательщика в контролирующий орган, который соответствует новому местонахождению (местожительству).

НДС. Согласно изменениям, внесенным Законом от 16.01.2020 № 466-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно совершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве», абзац первый п. 183.15 Налогового кодекса изложен в следующей редакции: «В случае изменения данных о налогоплательщике, которые касаются местонахождения (местожительства) налогоплательщика, снятие такого плательщика с учета в одном контролирующем органе и взятие на учет в другом осуществляются в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику».

При этом из перечня оснований для проведения перерегистрации плательщика НДС исключено такое основание, как изменение плательщиком НДС своего местонахождения (местожительства).

Важный момент! Налоговики сообщают, что не предусмотрена перерегистрация в случае изменения СХ местонахождения (местожительства), а следовательно, плательщику НДС не нужно подавать в контролирующий орган заявление по форме № 1-ПДВ с отметкой «Перереєстрація».

Этап 5. Уведомление обслуживающих банков.

Еще два года тому назад п. 26 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 № 492, обязывал СХ уведомлять банк о внесении изменений в сведения о нем, которые содержатся в ЕГР (в т. ч. и в учредительных документах юрлиц). Постановлением Правления НБУ от 27.12.2019 № 162 этот пункт был исключен. Поэтому теперь такое обязательство клиента банка, а так же сроки и порядок уведомления, могут определяться разве что договором с банковским учреждением.

Этап 6. Переоформление лицензий.

Лицензиат обязан уведомлять орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных в заявлении, документах и сведениях, которые прилагались к заявлению о получении лицензии, в течение срока, определенного лицензионными условиями. В случае отсутствия лицензионных условий это следует делать в течение одного месяца со дня, наступающего за днем возникновения таких изменений (ч. 2 ст. 15 Закона от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»).

При этом специальными законами, которые регулируют вопрос выдачи того или иного вида лицензии, может быть предусмотрено ее переоформление в случае изменения местонахождения юрлица. Так, в соответствии со ст. 15 Закона от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» в случае изменения сведений, указанных в выданной СХ лицензии (за исключением изменений, связанных с реорганизацией СХ, в т. ч. иностранного СХ, который действует через свое зарегистрированное постоянное представительство, и/или изменением типа акционерного общества), СХ обязан в месячный срок со дня внесения таких изменений обратиться в орган, выдавший лицензию, с соответствующим заявлением. Последний на основании этого заявления в течение трех рабочих дней выдает СХ лицензию, оформленную на новом бланке с учетом изменений.

Таким образом, если юрлицо занимается лицензионной деятельностью (например, хранит горючее для собственных нужд), стоит уведомить орган лицензирования об изменении местонахождения и, если нужно, переоформить лицензию.

Другие разрешительные документы. В ч. 8 ст. 41 Закона от 06.09.2005 № 2806-IV «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» прямо предусмотрено, что изменение местонахождения юрлица не является основанием для переоформления документа разрешительного характера.

Этап 7. Уведомление контрагентов.

Трудно представить ситуацию, при которой изменение административного района может привести к осложнениям при выполнении договорных обязательств. Конечно же, если речь идет о добросовестных контрагентах.

В то же время с заведомо проблемными контрагентами, с которыми еще не установлены длительные и надежные деловые связи и/или которые потенциально могут создать проблемы, лучше перестраховаться и подписать дополнительные соглашения к договорам, изложив в них в новой редакции раздел договора о местонахождении сторон. Или хотя бы в письменном виде уведомить таких лиц об изменении своего административного района и, как следствие, об изменениях в адресе.

Следовательно, укрупнение районов (и ликвидация в связи с этим ранее определенных районов) не должно было бы создавать неудобства для бизнеса – необходимость внесения изменений в учредительные документы, ЕГР, переоформления документов и т. п. Но в наших реалиях многие предприниматели предпочитают лучше потратить время и средства на превентивные мероприятия, чтобы потом не отбиваться от атак контролирующих органов, пусть даже и необоснованных. Какой из предложенных вариантов выбрать – решать вам. Будет ли такой выбор оправданным, покажет только время.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 2

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы