Что произошло? Уже несколько лет в нашей стране продолжается процесс децентрализации, согласно которому изменяется административно-территориальное устройство (далее – АТУ). Так, Закон от 16.04.2020 № 562-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно определения территорий и административных центров территориальных громад» (далее – Закон № 562) уполномочил Правительство до принятия закона об АТУ определить административные центры тергромад и утвердить территории тергромад. Распоряжением КМУ от 12.06.2020 № 707–730 (далее – распоряжение КМУ) определены административные центры и утверждены территории тергромад всех областей Украины. А постановлением Верховной Рады от 17.07.2020 № 807-IX «О создании и ликвидации районов» (далее – Постановление № 807) с 19.07.2020 введено новое районное деление в границах АР Крым и областей Украины и ликвидирован ряд районов, территории которых вошли во вновь созданные районы.
В чем вопрос? Местонахождение юрлица определяется по адресу фактического места осуществления деятельности или расположения офиса, из которого осуществляется ежедневное управление деятельностью юрлица и где ведется учет деятельности (ст. 93 Гражданского кодекса). Составляющей адреса является, в частности, район той или иной области (п. 5.6 Национального стандарта ДСТУ 4163:2020 «Государственная унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»; п. 42 Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных постановлением КМУ от 05.03.2009 № 270). Поэтому в случае изменения юрлицом района сразу возникает логический вопрос об обязанности юрлица совершить действия относительно изменения своего местонахождения. Поэтому разберемся, стоит ли это делать и как именно следует действовать.
В Порядке присвоения адресов объектам строительства, объектам недвижимого имущества, утвержденном постановлением КМУ от 07.07.2021 № 690, указано, что реквизит адреса «назва району» определяется в соответствии с Кодификатором административно-территориальных единиц и территорий территориальных громад, утвержденным приказом Минрегиона от 26.11.2020 № 290, и постановлениями Верховной Рады, согласно которым создаются, изменяются, переименовываются и ликвидируются районы.
Важно: определение названия района как составляющего адреса и последующее видоизменение такого названия происходят исключительно на основании решения компетентного органа государственной власти, к которому субъект хозяйствования (далее – СХ) не имеет никакого отношения. При этом создание, изменение, переименование, ликвидация района не означает, что местонахождение юрлица изменилось, – фактически место ведения деятельности или расположения офиса каким было, таким и осталось.
Наверное, именно поэтому в Законе № 562 нет ничего об обязанности CХ изменять свое местонахождение – ни сроков, ни процедуры. Не содержат таких предписаний распоряжения КМУ и Постановление № 807.
В то же время согласно ст. 19 Конституции правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никого нельзя заставить делать то, что не предусмотрено законодательством.
Поэтому в связи с изменением административных районов юрлица теперь не обязаны совершать никаких действий по внесению изменений в свои учредительные документы (если в них приводилось местонахождение), по изменению сведений Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР), правоустанавливающих документов на недвижимость, изменению лицензий, подписанию дополнительных соглашений к договорам и т. п.
Этот вывод на сайте также частично подтвержден. Там был размещен следующий вопрос: «Каким образом, в какой срок должна измениться информация относительно места размещения производителя/производственных мощностей в маркировке пищевых продуктов в результате изменения названия района? В соответствии с действующим законодательством адрес должен указываться так, как в регистрационных документах. Возникает коллизия – по документам адрес один, а согласно админреформе уже другой. Что указывать на этикетке, какими нормативно-правовыми актами руководствоваться?»
Ответ на него был предоставлен следующий:
«Пока вы не приняли решение о приведении информации о местонахождении юридического лица или производственных мощностей в своих уставных документах в соответствие с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины, пишете, как указано в ваших уставных документах. Срок для совершения таких действий и обязательность их осуществления не предусмотрены законом. Поэтому, когда это сделать, определяетесь самостоятельно».
Невзирая на очевидность вышеприведенных выводов, фискалы уже неоднократно выражали позицию, согласно которой если в результате изменения АТУ изменилась административно-территориальная единица, на территории которой находится объект налогообложения, то нужно подавать уведомление по форме № 20-ОПП с признаком «3 – изменение сведений об объекте налогообложения» (см. ИНК ГНС от 30.04.2021 № 1799/ІПК/99-00-12-01-02-06).
|
Обратите внимание! Этой позицией налоговики фактически утверждают, что изменение административно-территориальной единицы фактически является изменением местонахождения объекта налогообложения. |
Возможно, напряжение в этом вопросе сняла бы автоматическая замена в ЕГР и других реестрах старых районов новыми, поскольку согласно ст. 13 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755) измененные сведения ЕГР в день проведения регистрационного действия передаются в центральные органы статистики, налоговую и в Пенсионный фонд. Тогда смысла в дублировании этих сведений еще и налогоплательщиком не было бы.
Однако действующее программное обеспечение ЕГР, к сожалению, не содержит такого функционала, поэтому обновление информации относительно новых административных районов возможно исключительно по инициативе юрлица.
Поэтому благоразумным СХ, которые согласны с утверждением контролирующих органов, что изменение административно-территориальной единицы фактически является изменением их местонахождения, предлагаем следующий алгоритм действий.
Если в уставе СХ указано его местонахождение, то одним из вопросов повестки дня должно быть внесение изменений в устав путем утверждения его в новой редакции.
Для этого юрлицо подает госрегистратору пакет документов согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 755, а именно:
Если представитель учредителя (участника) юрлица принимает участие в принятии решения уполномоченным органом управления юрлица, дополнительно подается экземпляр оригинала (нотариально удостоверенная копия) документа, удостоверяющего его полномочия (ч. 25 ст. 17 Закона № 755).
|
Напомним! В соответствии с п. 6 и 9 ч. 1 ст. 15 Закона № 755 подлинность подписей участников/членов/учредителей на решении о внесении изменений в ЕГР и уставе юрлица удостоверяется нотариально. |
Единственное, что может немного утешить в этой ситуации, – административный сбор за проведение госрегистрации изменений в сведения о юрлицах и их учредительные документы, которые содержатся в ЕГР, не взимается (ч. 1 ст. 36 Закона № 755).
Поданные документы рассматриваются госрегистратором в течение 24 часов после поступления, кроме выходных и праздничных дней (п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона № 755).
Выше уже указывалось, что органы статистики, налоговой и Пенсионного фонда узнают об изменении местонахождения юрлица от государственного регистратора.
Это зафиксировано и в п. 9.1 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588): контролирующие органы вносят изменения и дополнения в Единый банк данных юридических лиц на основании информации органов госрегистрации и субъектов информационного обмена, уполномоченных осуществлять любые регистрационные действия относительно налогоплательщика.
Таким образом, уведомлять указанные контролирующие органы об изменении местонахождения юрлица обязан госрегистратор. Такое уведомление осуществляется автоматически после внесения изменений в ЕГР.
Форма № 20-ОПП. Повторим еще раз, налоговики настаивают на подаче уведомления по форме № 20-ОПП с признаком «3 – изменение сведений об объекте налогообложения».
ЕСВ. В соответствии с Порядком учета плательщиков единого взноса, утвержденным приказом Минфина от 24.11.2014 № 1162, следует подать заявление по форме № 1-ЄСВ или по форме № 12-ЄСВ (для членов фермерских хозяйств) с примечанием «Зміни». К заявлению прилагаются заверенные копии документов, в которые внесены изменения.
В то же время в п. 5 разд. ІІІ Порядка № 1162 прямо оговорено, что в случае изменения местонахождения (местожительства) плательщика, связанного с изменением административно-территориальной единицы, до даты истечения одного месяца со дня получения заявления и подтверждающих документов об изменении местонахождения (местожительства) плательщика в реестр страхователей вносится запись о переводе на учет такого плательщика в контролирующий орган, который соответствует новому местонахождению (местожительству).
НДС. Согласно изменениям, внесенным Законом от 16.01.2020 № 466-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно совершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве», абзац первый п. 183.15 Налогового кодекса изложен в следующей редакции: «В случае изменения данных о налогоплательщике, которые касаются местонахождения (местожительства) налогоплательщика, снятие такого плательщика с учета в одном контролирующем органе и взятие на учет в другом осуществляются в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику».
При этом из перечня оснований для проведения перерегистрации плательщика НДС исключено такое основание, как изменение плательщиком НДС своего местонахождения (местожительства).
|
Важный момент! Налоговики сообщают, что не предусмотрена перерегистрация в случае изменения СХ местонахождения (местожительства), а следовательно, плательщику НДС не нужно подавать в контролирующий орган заявление по форме № 1-ПДВ с отметкой «Перереєстрація». |
Еще два года тому назад п. 26 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 № 492, обязывал СХ уведомлять банк о внесении изменений в сведения о нем, которые содержатся в ЕГР (в т. ч. и в учредительных документах юрлиц). Постановлением Правления НБУ от 27.12.2019 № 162 этот пункт был исключен. Поэтому теперь такое обязательство клиента банка, а так же сроки и порядок уведомления, могут определяться разве что договором с банковским учреждением.
Лицензиат обязан уведомлять орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных в заявлении, документах и сведениях, которые прилагались к заявлению о получении лицензии, в течение срока, определенного лицензионными условиями. В случае отсутствия лицензионных условий это следует делать в течение одного месяца со дня, наступающего за днем возникновения таких изменений (ч. 2 ст. 15 Закона от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»).
При этом специальными законами, которые регулируют вопрос выдачи того или иного вида лицензии, может быть предусмотрено ее переоформление в случае изменения местонахождения юрлица. Так, в соответствии со ст. 15 Закона от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» в случае изменения сведений, указанных в выданной СХ лицензии (за исключением изменений, связанных с реорганизацией СХ, в т. ч. иностранного СХ, который действует через свое зарегистрированное постоянное представительство, и/или изменением типа акционерного общества), СХ обязан в месячный срок со дня внесения таких изменений обратиться в орган, выдавший лицензию, с соответствующим заявлением. Последний на основании этого заявления в течение трех рабочих дней выдает СХ лицензию, оформленную на новом бланке с учетом изменений.
Таким образом, если юрлицо занимается лицензионной деятельностью (например, хранит горючее для собственных нужд), стоит уведомить орган лицензирования об изменении местонахождения и, если нужно, переоформить лицензию.
Другие разрешительные документы. В ч. 8 ст. 41 Закона от 06.09.2005 № 2806-IV «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» прямо предусмотрено, что изменение местонахождения юрлица не является основанием для переоформления документа разрешительного характера.
Трудно представить ситуацию, при которой изменение административного района может привести к осложнениям при выполнении договорных обязательств. Конечно же, если речь идет о добросовестных контрагентах.
В то же время с заведомо проблемными контрагентами, с которыми еще не установлены длительные и надежные деловые связи и/или которые потенциально могут создать проблемы, лучше перестраховаться и подписать дополнительные соглашения к договорам, изложив в них в новой редакции раздел договора о местонахождении сторон. Или хотя бы в письменном виде уведомить таких лиц об изменении своего административного района и, как следствие, об изменениях в адресе.
Следовательно, укрупнение районов (и ликвидация в связи с этим ранее определенных районов) не должно было бы создавать неудобства для бизнеса – необходимость внесения изменений в учредительные документы, ЕГР, переоформления документов и т. п. Но в наших реалиях многие предприниматели предпочитают лучше потратить время и средства на превентивные мероприятия, чтобы потом не отбиваться от атак контролирующих органов, пусть даже и необоснованных. Какой из предложенных вариантов выбрать – решать вам. Будет ли такой выбор оправданным, покажет только время.