Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Выдача спецодежды не предусмотрена нормами: как быть?

Спецодежда: оформление и учет

Ситуация: на предприятии производятся вредные и опасные работы, для выполнения которых необходимо наличие спецодежды и других средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ). Однако утвержденных норм выдачи спецодежды для выполнения данного вида работ – нет. Причем этот вид работ не указан ни в отраслевых нормах выдачи спецодежды (для отрасли, в которой работает предприятие, вообще не установлены нормы), ни в Нормах спецодежды для работников общих профессий, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 16.04.09 г. № 62. Как быть предприятию в такой ситуации?

Обязанность работодателя обеспечить работников спецодеждой закреплена в ст. 163 КЗоТ, а также в ст. 8 Закона от 14.10.92 г. № 2694-ХІІ. При этом ст. 8 данного Закона предусмотрено, что по коллективному договору можно дополнительно, сверх установленных норм, выдавать работникам средства индивидуальной защиты, если фактические условия труда требуют их применения. Это же прописано и в п. 7.1 Положения, утвержденного приказом Госгорпромнадзора от 24.03.08 г. № 53 (далее – Положение № 53). О том, что работники обеспечиваются спецодеждой по нормам, установленным законодательством по охране труда и коллективным договором (соглашением), сказано и в п. 5 Перечня, утвержденного постановлением КМУ от 27.06.03 г. № 994 (далее – Перечень № 994). В нашей ситуации законодательных норм нет вообще. Поэтому возникает вопрос:

Имеет ли право работодатель, установить нормы выдачи спецодежды в колдоговоре при отсутствии отраслевых или межотраслевых норм?

Иными словами, работодатель сомневается. А вдруг возможность установить нормы выдачи спецодежды коллективным договором предусмотрена только для случая, когда предприятие устанавливает повышенные нормы – сверх минимальных «государственных» норм? Хотим развеять сомнения предприятия. По нашему мнению, дополнительными, сверх установленных норм, можно считать и нормы спецодежды, дополнительно введенные для тех работников, характер труда которых требует применения СИЗ.

Однако хотим предупредить! При разработке и утверждении своих норм нужно соблюдать правила из разд. VII Положения № 53.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
28.05.2025
Адвокатские услуги: как влияет статус предоставителя на налоговые последствия получателя
Адвокаты, адвокатские объединения или бюро имеют особый статус. Пользуясь их услугами, в частности, для представительства в судах, получения правовой помощи, субъектам хозяйствования (как юрлицам, так и физлицам-предпринимателям) нужно учесть немало нюансов, чтобы правильно отразить в отчетности адв...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
25.07.2025
Рекламные раздачи: оформление и учет
Рекламные раздачи – эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, но с определенными бухгалтерскими нюансами. Мы расскажем, как правильно оформить и отразить в учете такие операции, а также нужно ли при этом начислять НДС. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и...
25.07.2025
Маркетинговые услуги в бухгалтерском и налоговом учете
Как отразить в учете заказчика маркетинговые услуги и избежать налоговых рисков? Мы рассмотрим учет для юрлиц, валютные нюансы, услуги от нерезидентов и правила для единщиков. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков В статье расскажем, как отразить...
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
Лучшие материалы