Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Продажа помещения, переданного в аренду: правовые нюансы

05.09.2024 156 0 2

Ситуация. Предприятие арендовало помещение, принадлежащее ООО. Срок договора аренды еще не закончился, однако ООО продало это помещение другому предприятию. В связи с этим у предприятия-арендатора возник ряд вопросов.


Спрашивали – отвечаем

1. Сохраняет ли свое действие договор аренды после смены собственника помещения?. . 

Да, договор аренды сохраняет свое действие после смены собственника, если иное не предусмотрено самим договором.

Напомним, что общие положения о договоре аренды закреплены в гл. 58 Гражданского кодекса (далее – ГК). Так, согласно ч. 1 ст. 770 ГК в случае смены собственника вещи, переданной в аренду, к новому собственнику переходят права и обязанности арендодателя. Однако согласно ч. 2 этой же статьи стороны могут установить в договоре найма, что в случае отчуждения арендодателем вещи договор аренды прекращается.

Поэтому первое, что нужно сделать арендатору, – заглянуть в договор аренды. Если там ничего не предусмотрено на случай продажи помещения в период действия договора, то это означает, что аренда продолжается до конца срока, указанного сторонами в договоре.

2. А кому теперь арендатор должен платить за аренду – новому или старому собственнику помещения?

Мы уже пояснили, что арендодателем теперь будет новый собственник (ч. 1 ст. 770 ГК). Поэтому именно новому собственнику помещения арендатор должен выплачивать арендную плату до конца действия договора.

Кстати! При продаже помещения прежний собственник должен был уведомить покупателя об обременениях, касающихся предмета договора (в том числе и о том, что помещение находится в аренде). Это прямо предусмотрено ст. 659 ГК, согласно которой продавец обязан предупредить покупателя обо всех правах третьих лиц на товар, который продается (право арендатора, право залога, право пожизненного пользования и т. д.). В случае невыполнения этого требования покупатель имеет право требовать снижения цены договора или расторжения договора купли-продажи, если он не знал и не мог знать о правах третьих лиц на товар.

Арендодатель (старый и/или новый собственник) должен письменно уведомить арендатора о продаже предмета аренды и указать в этом письме, кому именно теперь нужно выплачивать арендные платежи (ст. 516, 517). В подтверждение этого факта к такому письму может быть приложено извлечение из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, в котором указан новый собственник помещения.

Наш совет. Если новый арендодатель не спешит установить контакт с арендатором, то арендатор может направить ему письменный запрос, чтобы уточнить платежные реквизиты для перечисления арендных платежей.

3. Если договор аренды сохраняет свое действие, то нужно ли в этом случае перезаключать договор аренды с новым собственником помещения или составлять дополнительное соглашение к действующему договору аренды?

Нет, это делать не обязательно.

Договор аренды сохраняет свое действие автоматически, на основании вышеупомянутой нормы ГК. Поэтому сторонам достаточно будет просто обменяться письмами, содержание которых будет свидетельствовать о смене арендодателя. Таким образом будет документально зафиксирован факт, почему в рамках действующего договора аренды арендатор начал выплачивать арендные платежи другому лицу.

Но если у нового собственника и арендатора будет желание, они могут переоформить договор аренды, в том числе уточнить некоторые условия, которые их интересуют.

4. Нужно ли арендатору подавать форму № 20-ОПП в связи с тем, что изменился собственник помещения, если ранее он уже информировал налоговый орган об аренде этого объекта?

Нет, не нужно. Поясним, почему.

Напомним, что форма № 20-ПП подается в соответствии с требованиями ст. 63 Налогового кодекса и разд. VIII Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588). Так, налогоплательщик обязан уведомлять налоговый орган обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением (далее – объекты налогообложения).

Уведомление по форме № 20-ПП подается в случае:

  • регистрации, открытия или создания объекта налогообложения (п. 8.3 Порядка № 1588). Причем проинформировать нужно обо всех объектах – собственных, арендованных или переданных в аренду (абзац второй п. 8.4 Порядка № 1588);
  • изменения сведений об объектах налогообложения (изменение типа, наименования, местонахождения, вида права или состояния объекта) (п. 8.5 Порядка № 1588).

Но в нашем случае новый объект налогообложения у арендатора не появился – он продолжает пользоваться тем же помещением до окончания срока действия договора. Ничего не изменилось и в отношении арендуемого им объекта налогообложения – и вид права остался прежним (аренда), и состояние объекта такое же. А сведения о новом собственнике помещения (арендодателе) в форме № 20-ОПП не отражаются.

5. А нужно ли в этой ситуации подавать форму № 20-ОПП прежнему и новому собственникам помещения?

Да, нужно. Прежний и новый собственники помещения обязаны подать форму № 20-ОПП, поскольку первый продал объект налогообложения, а второй – приобрел.

Напомним, что форму № 20-ОПП необходимо подать в течение 10 рабочих дней после регистрации, создания или открытия объекта налогообложения (п. 8.4 Порядка № 1588). В нашей ситуации отсчет этого срока надо вести с даты заключения договора купли-продажи помещения.

Прежний собственник. С момента продажи помещения этот объект налогообложения у него выбывает (в терминологии формы № 20-ОПП этот объект налогообложения – закрывается). Поэтому в форме № 20-ОПП продавец помещения должен указать:

  • в графе 2 «Код ознаки надання інформації» – «6 – закриття об’єкта оподаткування»;
  • в графе 9 «Стан об’єкта оподаткування» – «6 – об’єкт відчужений/повернутий власнику».

Все остальные графы нужно заполнить так же, как при первичной подаче информации об этом объекте.

Новый собственник. Он впервые информирует об этом объекте налогообложения налоговый орган, поэтому в форме № 20-ОПП указывает:

  • в графе 2 «Код ознаки надання інформації» – «1 – первинне надання інформації про об’єкти оподаткування»;
  • в графе 9 «Стан об’єкта оподаткування» – «2 – експлуатується».

Отметим также, что новому собственнику помещения нужно будет проинформировать налоговый орган не только о приобретении нового объекта налогообложения. Ему также следует подать информацию о сдаче этого объекта в аренду, поскольку к нему перешли права и обязанности арендодателя и теперь для него этот объект в статусе «сдается в аренду».

Сделать это можно в той же форме № 20-ОПП отдельной строкой, а именно:

  • в графе 1 «№ з/п» указываем следующий порядковый номер;
  • графе 2 «Код ознаки надання інформації» – «3 – Зміна відомостей про об’єкт оподаткування»;
  • графе 9 «Стан об’єкта оподаткування» – «9 – здається в оренду».

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

6864 грн. / год

Купить

Лучшие материалы