Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Открываем интернет-магазин: шаг за шагом

03.09.2019 22329 1 6


В консультации расскажем, с какими нормативными актами следует ознакомиться перед тем, как начать торговать через Интернет, какие организационные действия следует совершить, чтобы открыть интернет-магазин, а также как заключить электронный договор с покупателем.


Что такое интернет-магазин

Основной нормативный акт, который регулирует деятельность интернет-магазинов, – Закон № 675.

В соответствии со ст. 3 Закона № 675 интернет-магазин представляет собой средство для реализации товара, работы или услуги путем заключения электронной сделки с покупателями, заказчиками. Исходя из содержания данной нормы веб-сайт интернет-магазина должен:

  • содержать полную информацию о товаре (наличие сертификатов, других необходимых документов);
  • содержать информацию о продавце: полное наименование, местонахождение, идентификационный код – для юрлиц; Ф. И. О., место регистрации, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика – для предпринимателей; другие сведения, определенные Законом № 675;
  • предусматривать возможность заключения электронной сделки.

Какими нормативными актами регламентируется деятельность интернет-магазина?

При торговле через интернет-магазин необходимо руководствоваться:

  • Законами № 675 и № 1023;
  • Порядком № 833;
  • Правилами, утвержденными приказом Минэкономики от 19.04.07 г. № 103 (далее - Правила № 103), № 104 и № 185.

Чем можно торговать в интернет-магазине

Ассортимент продаваемых товаров определяется субъектом хозяйствования (далее – СХ) самостоятельно, кроме товаров, продажа которых законодательством запрещена через интернет-магазины (п. 1.3 Правил № 103). Поэтому перед тем, как начать торговлю через интернет-магазин, следует детально изучить правила торговли, касающиеся данного вида товара.

Обратите внимание: некоторые виды товаров можно продавать только в специально оборудованных помещениях розничной торговли. Это касается, в частности, торговли в розницу табачными изделиями (п. 3, 5 Правил, утвержденных приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции от 24.07.02 г. № 218).

Кроме того, запрещается торговать через Интернет лекарственными средствами (п. 27 Лицензионных условий № 929). На интернет-сайтах можно только бронировать медикаменты, а приобретать их нужно уже в аптеках.

Часто в Интернете можно найти сайты, на которых предлагают приобрести алкогольные напитки. Это является нарушением действующего законодательства. Торговля спиртом этиловым, коньячными и плодовыми, алкогольными напитками и табачными изделиями подлежит лицензированию (п. 7 ч. 1 ст. 7 Закона № 222). Выдача такой лицензии привязана к конкретному стационарному месту торговли (помещению). Как и в случае с медикаментами, через Интернет их можно только бронировать.

Помимо этого необходимо учитывать, что если доставка товаров покупателю будет осуществляться через почту, придется соблюдать Правила № 270. Этими правилами некоторые виды товаров запрещено пересылать почтой, в частности (п. 32):

  • наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, подлежащих специальному контролю в соответствии с законодательством;
  • ядовитые растения, пищевые продукты, срок хранения которых не превышает 10 суток;
  • холодное оружие и другие предметы, специально предназначенные для нападения и обороны (кастеты, стилеты, баллончики с жидкостью паралитического действия и т. п.);
  • взрывные, легковоспламеняющиеся или другие опасные вещества.

Как открыть интернет-магазин

Рассмотрим эту процедуру пошагово.

Шаг 1. Регистрация в качестве СХ

Интернет-магазин может открыть как уже действующий СХ, так и будущий. Во втором случае для начала работы ему следует зарегистрироваться в качестве СХ в установленном Законом № 755 порядке. Для этого субъекту госрегистрации необходимо подать пакет документов, предусмотренный ст. 17 (для регистрации юрлица) и ст. 18 (для регистрации физлица-предпринимателя) Закона № 755.

Важный момент! В подаваемом заявлении следует указать код КВЭД 47.91 «Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет».

Шаг 2. Создание сайта со всеми реквизитами

Это можно сделать собственными силами либо обратиться за помощью к разработчикам, выдав им соответствующее задание с необходимыми требованиями. Здесь нужно помнить, что создание веб-сайта предполагает не только разработку дизайна и структуры, но и выбор, регистрацию домена (доменного имени), а также размещение веб-сайта в Интернете (хостинг). Домен является адресом сайта и состоит из нескольких частей. Например, sharm.ua, где sharm – собственное имя, которое придумывает сам СХ.

Регистрацией доменных имен и хостингом занимаются специализирующиеся на этом СХ, услуги которых, как правило, являются платными. По факту регистрации доменного имени его владельцу выдается свидетельство.

Рекомендуем собственное наименование в доменном имени зарегистрировать в качестве торговой марки (знака для товаров, работ, услуг). С правовой точки зрения это очень желательно сделать. Тогда в случае нарушения ваших прав в отношении доменного имени у вас будет больше шансов защитить свои интересы, в том числе и в судебном порядке.

Регистрация знаков для товаров, работ, услуг производится согласно Закону № 3689 и Правилам № 116. Процесс регистрации довольно длительный, однако если вы планируете использовать созданный сайт долгое время и при этом работать эффективно, зарегистрировать знак все же стоит.

С разработчиками следует оговорить момент передачи авторских прав. Поскольку отдельные элементы сайта (рисунки, фото, видеоролики, компьютерные программы и т. п.) могут быть объектами авторского права, с разработчиками сайта нужно обсудить нюансы передачи имущественных прав на такие объекты с учетом положений Закона № 3792.

Шаг 3. Установление правил приема заказов на товар

Необходимо также разработать бланк заказа, максимально удобный для заполнения покупателем. Согласно п. 2.4 Правил № 103 такой бланк должен содержать:

  • наименование СХ (продавца);
  • название товара;
  • цену (за 1 кг, 1 шт., 1 м и т. д.);
  • количество и общую стоимость товара, стоимость услуг, предоставляемых дополнительно;
  • дату (время) выполнения заказа.

Шаг 4. Определение способа оплаты

Способ расчетов – важная составляющая договорных отношений. Современные технологии позволяют выбрать много вариантов, например:

  • расчеты с применением банковских платежных карточек;
  • безналичные расчеты через банковские учреждения;
  • наличные расчеты с передачей денег курьеру (при доставке товаров на дом) или продавцу (при получении товара у продавца);
  • с помощью электронных денег.

По итогу покупателю следует выдавать расчетный документ установленной формы.

Шаг 5. Определить способы доставки товара

На практике чаще всего используются:

  • доставка товаров через почту;
  • доставка товаров на дом (обычно при помощи курьерской службы продавца или с привлечением сторонних организаций);
  • получение товара покупателем у продавца (со склада, из офиса, представительства и т. д.).

Как оформить отношения с покупателями

Стороны интернет-торговли должны заключить электронный договор. Такой договор заключается путем предложения его заключить (оферты) одной стороной и ее принятия (акцепта) второй стороной (ч. 1 ст. 11 Закона № 675). Сторонами электронного договора являются продавец (исполнитель, поставщик) и покупатель (заказчик).

Оферта потенциальному покупателю может быть сделана путем:

  • направления коммерческого электронного сообщения на почту;
  • размещения предложения в Интернете или в других информационно-телекоммуникационных системах.

Оферта должна содержать существенные условия договора. Например, если покупатель приобретает товар через интернет-магазин, то электронный договор должен содержать существенные условия, присущие договору купли-продажи (ст. 180 ХК).

Кроме того, в оферте можно, в частности, указать:

  • порядок заключения договора;
  • порядок создания и наложения электронных подписей сторонами договора;
  • возможность и порядок внесения изменений в условия договора;
  • способ и порядок принятия предложения заключить электронный договор (акцепта).

Ответ лица, которому адресовано предложение заключить электронный договор, о принятии (акцепте) может быть предоставлен путем:

  • отправки электронного сообщения лицу, которое сделало такое предложение;
  • заполнения формуляра заявления (формы) о принятии предложения в электронной форме;
  • совершения действий, которые считаются принятием предложения, если содержание таких действий четко разъяснено в информационной системе, в которой находится такое предложение, и эти разъяснения логически связаны с ней.

К сведению: электронный договор считается заключенным с момента получения лицом, направившим предложение заключить такой договор, ответа о принятии этого предложения.

Если по договоренности сторон электронный договор должен быть подписан сторонами, то моментом его подписания является использование (ст. 12 Закона № 675):

  • электронной подписи или электронной цифровой подписи (ЭЦП) – при условии использования ЭЦП всеми сторонами электронной сделки;
  • электронной подписи одноразовым идентификатором. Это данные в электронной форме в виде алфавитно-цифровой последовательности, которые прилагаются к другим электронным данным лицом, принявшим предложение заключить электронный договор, и направляются другой стороне этого договора;
  • аналога собственноручной подписи (факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, иного аналога собственноручной подписи) по письменному соглашению сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующих аналогов собственноручных подписей.

Согласно ч. 11 ст. 11 Закона № 675 покупатель (заказчик, потребитель) должен получить подтверждение совершения электронной сделки в форме электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, билета, талона или иного документа в момент совершения сделки или в момент исполнения продавцом обязанности передать покупателю товар. Такое подтверждение должно содержать следующие сведения:

  • условия и порядок обмена (возврата) товара или отказа от выполнения работы или оказания услуги;
  • наименование продавца (исполнителя, поставщика), его местонахождение и порядок принятия претензии относительно товара, работы, услуги;
  • гарантийные обязательства и информацию о других услугах, связанных с содержанием или ремонтом товара или с выполнением работы или оказанием услуги;
  • порядок расторжения договора, если срок его действия не определен.

Сертификаты

В документах на товары, подлежащие обязательной сертификации в государственной системе сертификации, должны быть указаны регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия (п. 1.4 Правил № 103).

Реклама на сайте интернет-магазина

При размещении рекламы на сайте необходимо соблюдать все требования Закона № 270. Несоблюдение этих требований влечет за собой значительные штрафы. Так, за несоб­людение требований к содержанию рекламы на рекламодателя может быть наложен штраф в размере 5-кратной стоимости такой рекламы (ст. 27 Закона № 270).

Выводы

Перед открытием интернет-магазина следует определиться с наименованием товара, который будет реализовываться, и ознакомиться с требованиями законодательства, которые предъявляются к определенным видам товара. Кроме того, необходимо создать сайт интернет-магазина. Это можно сделать самостоятельно либо воспользоваться услугами компетентных разработчиков. На сайте следует определить способы оплаты и доставки товара. Следует помнить, что реклама на товар должна соответствовать товару, представленному на сайте интернет-магазина, с учетом требований законодательства о рекламе.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы