Открываем интернет-магазин: шаг за шагом
Как открыть торговлю: документы, процедура, бухучет и расчеты
Торговая деятельность для предприятий: документы, процедура, бухучет и расчеты
В консультации расскажем, с какими нормативными актами следует ознакомиться перед тем, как начать торговать через Интернет, какие организационные действия следует совершить, чтобы открыть интернет-магазин, а также как заключить электронный договор с покупателем.
Что такое интернет-магазин
Основной нормативный акт, который регулирует деятельность интернет-магазинов, – Закон № 675.
В соответствии со ст. 3 Закона № 675 интернет-магазин представляет собой средство для реализации товара, работы или услуги путем заключения электронной сделки с покупателями, заказчиками. Исходя из содержания данной нормы веб-сайт интернет-магазина должен:
- содержать полную информацию о товаре (наличие сертификатов, других необходимых документов);
- содержать информацию о продавце: полное наименование, местонахождение, идентификационный код – для юрлиц; Ф. И. О., место регистрации, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика – для предпринимателей; другие сведения, определенные Законом № 675;
- предусматривать возможность заключения электронной сделки.
Какими нормативными актами регламентируется деятельность интернет-магазина?
При торговле через интернет-магазин необходимо руководствоваться:
- Законами № 675 и № 1023;
- Порядком № 833;
- Правилами, утвержденными приказом Минэкономики от 19.04.07 г. № 103 (далее - Правила № 103), № 104 и № 185.
Чем можно торговать в интернет-магазине
Ассортимент продаваемых товаров определяется субъектом хозяйствования (далее – СХ) самостоятельно, кроме товаров, продажа которых законодательством запрещена через интернет-магазины (п. 1.3 Правил № 103). Поэтому перед тем, как начать торговлю через интернет-магазин, следует детально изучить правила торговли, касающиеся данного вида товара.
Обратите внимание: некоторые виды товаров можно продавать только в специально оборудованных помещениях розничной торговли. Это касается, в частности, торговли в розницу табачными изделиями (п. 3, 5 Правил, утвержденных приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции от 24.07.02 г. № 218). |
Кроме того, запрещается торговать через Интернет лекарственными средствами (п. 27 Лицензионных условий № 929). На интернет-сайтах можно только бронировать медикаменты, а приобретать их нужно уже в аптеках.
Часто в Интернете можно найти сайты, на которых предлагают приобрести алкогольные напитки. Это является нарушением действующего законодательства. Торговля спиртом этиловым, коньячными и плодовыми, алкогольными напитками и табачными изделиями подлежит лицензированию (п. 7 ч. 1 ст. 7 Закона № 222). Выдача такой лицензии привязана к конкретному стационарному месту торговли (помещению). Как и в случае с медикаментами, через Интернет их можно только бронировать.
Помимо этого необходимо учитывать, что если доставка товаров покупателю будет осуществляться через почту, придется соблюдать Правила № 270. Этими правилами некоторые виды товаров запрещено пересылать почтой, в частности (п. 32):
- наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, подлежащих специальному контролю в соответствии с законодательством;
- ядовитые растения, пищевые продукты, срок хранения которых не превышает 10 суток;
- холодное оружие и другие предметы, специально предназначенные для нападения и обороны (кастеты, стилеты, баллончики с жидкостью паралитического действия и т. п.);
- взрывные, легковоспламеняющиеся или другие опасные вещества.
Как открыть интернет-магазин
Рассмотрим эту процедуру пошагово.
Шаг 1. Регистрация в качестве СХ
Интернет-магазин может открыть как уже действующий СХ, так и будущий. Во втором случае для начала работы ему следует зарегистрироваться в качестве СХ в установленном Законом № 755 порядке. Для этого субъекту госрегистрации необходимо подать пакет документов, предусмотренный ст. 17 (для регистрации юрлица) и ст. 18 (для регистрации физлица-предпринимателя) Закона № 755.
Важный момент! В подаваемом заявлении следует указать код КВЭД – 47.91 «Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет». |
Шаг 2. Создание сайта со всеми реквизитами
Это можно сделать собственными силами либо обратиться за помощью к разработчикам, выдав им соответствующее задание с необходимыми требованиями. Здесь нужно помнить, что создание веб-сайта предполагает не только разработку дизайна и структуры, но и выбор, регистрацию домена (доменного имени), а также размещение веб-сайта в Интернете (хостинг). Домен является адресом сайта и состоит из нескольких частей. Например, sharm.ua, где sharm – собственное имя, которое придумывает сам СХ.
Регистрацией доменных имен и хостингом занимаются специализирующиеся на этом СХ, услуги которых, как правило, являются платными. По факту регистрации доменного имени его владельцу выдается свидетельство.
Рекомендуем собственное наименование в доменном имени зарегистрировать в качестве торговой марки (знака для товаров, работ, услуг). С правовой точки зрения это очень желательно сделать. Тогда в случае нарушения ваших прав в отношении доменного имени у вас будет больше шансов защитить свои интересы, в том числе и в судебном порядке. |
Регистрация знаков для товаров, работ, услуг производится согласно Закону № 3689 и Правилам № 116. Процесс регистрации довольно длительный, однако если вы планируете использовать созданный сайт долгое время и при этом работать эффективно, зарегистрировать знак все же стоит.
С разработчиками следует оговорить момент передачи авторских прав. Поскольку отдельные элементы сайта (рисунки, фото, видеоролики, компьютерные программы и т. п.) могут быть объектами авторского права, с разработчиками сайта нужно обсудить нюансы передачи имущественных прав на такие объекты с учетом положений Закона № 3792.
Шаг 3. Установление правил приема заказов на товар
Необходимо также разработать бланк заказа, максимально удобный для заполнения покупателем. Согласно п. 2.4 Правил № 103 такой бланк должен содержать:
- наименование СХ (продавца);
- название товара;
- цену (за 1 кг, 1 шт., 1 м и т. д.);
- количество и общую стоимость товара, стоимость услуг, предоставляемых дополнительно;
- дату (время) выполнения заказа.
Шаг 4. Определение способа оплаты
Способ расчетов – важная составляющая договорных отношений. Современные технологии позволяют выбрать много вариантов, например:
- расчеты с применением банковских платежных карточек;
- безналичные расчеты через банковские учреждения;
- наличные расчеты с передачей денег курьеру (при доставке товаров на дом) или продавцу (при получении товара у продавца);
- с помощью электронных денег.
По итогу покупателю следует выдавать расчетный документ установленной формы.
Шаг 5. Определить способы доставки товара
На практике чаще всего используются:
- доставка товаров через почту;
- доставка товаров на дом (обычно при помощи курьерской службы продавца или с привлечением сторонних организаций);
- получение товара покупателем у продавца (со склада, из офиса, представительства и т. д.).
Как оформить отношения с покупателями
Стороны интернет-торговли должны заключить электронный договор. Такой договор заключается путем предложения его заключить (оферты) одной стороной и ее принятия (акцепта) второй стороной (ч. 1 ст. 11 Закона № 675). Сторонами электронного договора являются продавец (исполнитель, поставщик) и покупатель (заказчик).
Оферта потенциальному покупателю может быть сделана путем:
- направления коммерческого электронного сообщения на почту;
- размещения предложения в Интернете или в других информационно-телекоммуникационных системах.
Оферта должна содержать существенные условия договора. Например, если покупатель приобретает товар через интернет-магазин, то электронный договор должен содержать существенные условия, присущие договору купли-продажи (ст. 180 ХК).
Кроме того, в оферте можно, в частности, указать:
- порядок заключения договора;
- порядок создания и наложения электронных подписей сторонами договора;
- возможность и порядок внесения изменений в условия договора;
- способ и порядок принятия предложения заключить электронный договор (акцепта).
Ответ лица, которому адресовано предложение заключить электронный договор, о принятии (акцепте) может быть предоставлен путем:
- отправки электронного сообщения лицу, которое сделало такое предложение;
- заполнения формуляра заявления (формы) о принятии предложения в электронной форме;
- совершения действий, которые считаются принятием предложения, если содержание таких действий четко разъяснено в информационной системе, в которой находится такое предложение, и эти разъяснения логически связаны с ней.
К сведению: электронный договор считается заключенным с момента получения лицом, направившим предложение заключить такой договор, ответа о принятии этого предложения. |
Если по договоренности сторон электронный договор должен быть подписан сторонами, то моментом его подписания является использование (ст. 12 Закона № 675):
- электронной подписи или электронной цифровой подписи (ЭЦП) – при условии использования ЭЦП всеми сторонами электронной сделки;
- электронной подписи одноразовым идентификатором. Это данные в электронной форме в виде алфавитно-цифровой последовательности, которые прилагаются к другим электронным данным лицом, принявшим предложение заключить электронный договор, и направляются другой стороне этого договора;
- аналога собственноручной подписи (факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, иного аналога собственноручной подписи) по письменному соглашению сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующих аналогов собственноручных подписей.
Согласно ч. 11 ст. 11 Закона № 675 покупатель (заказчик, потребитель) должен получить подтверждение совершения электронной сделки в форме электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, билета, талона или иного документа в момент совершения сделки или в момент исполнения продавцом обязанности передать покупателю товар. Такое подтверждение должно содержать следующие сведения:
- условия и порядок обмена (возврата) товара или отказа от выполнения работы или оказания услуги;
- наименование продавца (исполнителя, поставщика), его местонахождение и порядок принятия претензии относительно товара, работы, услуги;
- гарантийные обязательства и информацию о других услугах, связанных с содержанием или ремонтом товара или с выполнением работы или оказанием услуги;
- порядок расторжения договора, если срок его действия не определен.
Сертификаты
В документах на товары, подлежащие обязательной сертификации в государственной системе сертификации, должны быть указаны регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия (п. 1.4 Правил № 103).
Реклама на сайте интернет-магазина
При размещении рекламы на сайте необходимо соблюдать все требования Закона № 270. Несоблюдение этих требований влечет за собой значительные штрафы. Так, за несоблюдение требований к содержанию рекламы на рекламодателя может быть наложен штраф в размере 5-кратной стоимости такой рекламы (ст. 27 Закона № 270).
Выводы
Перед открытием интернет-магазина следует определиться с наименованием товара, который будет реализовываться, и ознакомиться с требованиями законодательства, которые предъявляются к определенным видам товара. Кроме того, необходимо создать сайт интернет-магазина. Это можно сделать самостоятельно либо воспользоваться услугами компетентных разработчиков. На сайте следует определить способы оплаты и доставки товара. Следует помнить, что реклама на товар должна соответствовать товару, представленному на сайте интернет-магазина, с учетом требований законодательства о рекламе.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 1