• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Открываем интернет-магазин: шаг за шагом


Акценты статьи:

  • какими нормативными актами регулируется торговля через Интернет;
  • какие разрешительные документы следует получить перед началом работы;
  • как заключить электронный договор с покупателем.

Общие требования

Какими нормативными актами регламентируется деятельность интернет-магазина?

Основной нормативный акт в этой сфере – Закон от 03.09.15 г. № 675-VIII «Об электронной коммерции» (далее – Закон № 675). Также при торговле через интернет-магазин необходимо руководствоваться:

  • Законом от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей»;
  • Порядком осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденными постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833 (далее – Постановление № 833);
  • Правилами продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденными приказом Минэкономики от 19.04.07 г. № 103 (далее – Правила № 103);
  • Правилами розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденными приказом Минэкономики от 19.04.07 г. № 104 (далее – Правила № 104);
  • Правилами розничной торговли продовольственными товарами, утвержденными приказом Минэкономики от 11.07.03 г. № 185 (далее – Правила № 185).

Что такое интернет-магазин?

Интернет-магазин представляет собой средство для реализации товара, работы или услуги путем заключения электронной сделки с покупателями, заказчиками (ст. 3 Закона № 675). Исходя из содержания указанной нормы веб-сайт интернет-магазина должен:

  • содержать полную информацию о товаре (наличие сертификатов, других необходимых документов);
  • содержать информацию о продавце: полное наименование, местонахождение, идентификационный код – для юрлиц; Ф. И. О., место регистрации, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов – для предпринимателей; другие сведения, предусмотренные Законом № 675;
  • предусматривать возможность заключения электронной сделки.

Как открыть интернет-магазин

Для того чтобы открыть интернет-магазин, нужно пройти несколько этапов. Рассмотрим их по порядку.

Госрегистрация субъекта хозяйствования

Интернет-магазин может открыть как уже действующий субъект хозяйствования (далее – СХ), так и будущий. Во втором случае для начала работы ему следует зарегистрироваться в установленном порядке в качестве СХ. Процедуру такой регистрации регламентирует Закон от 15.05.03 г. № 755-IV (далее – Закон № 755). Необходимо обратиться к субъекту госрегистрации и подать пакет документов, предусмотренный ст. 17 (для регистрации юрлица) и ст. 18 (для регистрации физлица-предпринимателя) Закона № 755 (подробнее – «Создание и госрегистрация юридического лица»).

В заявлении, которое подается субъекту госрегистрации, следует указать код КВЭД – 47.91 «Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет».

До начала работы СХ необходимо получить разрешение от пожарного надзора и СЭС.

Декларация по вопросам пожарной безопасности

Сразу скажем, что начинать работу без разрешения органов государственного пожарного надзора запрещается (ст. 57 Кодекс гражданской защиты, далее – КГЗ). И хотя интернет-магазин открывается в Сети, но у владельца такого магазина все равно имеются какие-то «невиртуальные» помещения (например, офис, склад, мастерская). Поэтому получать разрешение нужно.

Процедура выдачи разрешения на начало работы установлена Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 05.06.13 г. № 440 (далее – Порядок № 440). Так, по месту нахождения объекта недвижимости (офиса, складского помещения) государственному администратору или территориальному органу государственной службы чрезвычайных ситуаций (далее – ГСЧС) подается или направляется заказным письмом декларация соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности (далее – декларация) (п. 2 Порядка № 440). Форма декларации приведена в приложении к Порядку № 440. Если декларацию будет подавать предприниматель, то свою подпись он должен заверить печатью (при ее наличии) или нотариально (п. 4 Порядка № 440).

Декларация регистрируется ГСЧС (бесплатно) в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления (ч. 4 ст. 57 КГЗ). Есть несоответствие в датах: в Порядке № 440 этот срок составляет 5 рабочих дней со дня поступления декларации. Но нормы КГЗ имеют большую юридическую силу, нежели положения Порядка № 440. Датой поступления декларации считается дата ее регистрации в качестве входящей корреспонденции госадминистратором или органом пожарного надзора, а в случае направления заказным письмом – дата, указанная на почтовом штемпеле отделения связи отправителя.

Если декларация подана госадминистратору, тогда он в течение одного рабочего дня передает ее ГСЧС. Данный орган проверяет декларацию на соответствие установленной форме и в случае соответствия – регистрирует.

Первый экземпляр декларации хранится в ГСЧС, а второй экземпляр не позднее следующего рабочего дня после регистрации передается СХ или госадминистратору с отметкой о дате и номере регистрации (п. 10 Порядка № 440).

Начинать хозяйственную деятельность можно со дня регистрации декларации соответствующим разрешительным органом (ч. 5 ст. 57 КГЗ).

Не нужно подавать декларацию, если за арендуемым помещением (например, под офис, склад) уже зарегистрирована декларация собственником такого помещения.

Разрешение от СЭС

Перечень оснований, при наличии которых необходимо разрешение от СЭС, приведен в ст. 11 Закона от 24.02.94 г. № 4004-XII. Например, необходимо получить заключение государственной санитарноэпидемиологической экспертизы относительно действующих объектов или продукции, полуфабрикатов, веществ, материалов и опасных факторов, использование, передача или сбыт которых может причинить вред здоровью людей. Если деятельность интернет-магазина будет связана с такими объектами или продукцией, тогда необходимо будет оформить заключение СЭС в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздрава от 09.10.2000 г. № 247.

Лицензия

Для того чтобы торговать через интернет-магазин, не нужно получать лицензию в соответствии с Законом от 02.03.15 г. № 222-VIII (далее – Закон № 222). Однако Лицензионными условиями может устанавливаться запрет на продажу тех или иных товаров через Интернет. Например, запрещается торговать через Интернет лекарственными средствами. Такой запрет прямо предусмотрен п. 27 Лицензионных условий, утвержденных постановлением КМУ от 30.11.16 г. № 929. На интернет-сайтах можно только бронировать медикаменты, а приобретать их нужно уже в аптеках.

Часто в Интернете мы можем встретить сайты, на которых нам предлагают приобрести алкогольные напитки. Это является нарушением действующего законодательства. Торговля спиртом этиловым, коньячными и плодовыми, алкогольными напитками и табачными изделиями подлежит лицензированию в соответствии с Законом от 19.12.95 г. № 481/95-ВР (п. 7 ч. 1 ст. 7 Закона № 222). Выдача такой лицензии привязана к конкретному стационарному месту торговли (помещению). Как и в случае с медикаментами: через Интернет их можно только бронировать.

Сертификаты

Некоторые товары подлежат обязательной сертификации. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержден приказом Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.05 г. № 28.

В документах на товары, которые передаются покупателю, должны указываться регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия (п. 1.4 Правил № 103).

Как оформить отношения с покупателями

Стороны интернет-торговли должны заключить электронный договор. Электронный договор заключается путем предложения его заключить (оферты) одной стороной и ее принятия (акцепта) второй стороной (ч. 1 ст. 11 Закона № 675). Сторонами такого договора являются продавец (исполнитель, поставщик) и покупатель (заказчик).

Оферта потенциальному покупателю может быть сделана путем:

  • направления коммерческого электронного сообщения на почту;
  • размещения предложения в Интернете или в других информационно-телекоммуникационных системах.

Оферта должна содержать существенные условия договора. Например, если покупатель приобретает товар через интернет-магазин, то электронный договор должен содержать существенные условия, присущие договору купли-продажи (ст. 180 ХК). Кроме того, в оферте можно указать, в частности:

  • технологию (порядок) заключения договора;
  • порядок создания и наложения электронных подписей сторонами договора;
  • возможность и порядок внесения изменений в условия договора;
  • способ и порядок принятия предложения заключить электронный договор (акцепта).

Ответ лица, которому адресовано предложение заключить электронный договор, о принятии (акцепте) может быть представлен путем:

  • отправки электронного сообщения лицу, которое сделало предложение заключить электронный договор;
  • заполнения формуляра заявления (формы) о принятии такого предложения в электронной форме;
  • совершения действий, которые считаются принятием предложения заключить электронный договор, если содержание таких действий четко разъяснено в информационной системе, в которой находится такое предложение, и эти разъяснения логически связаны с ней.

Электронный договор считается заключенным с момента получения лицом, направившим предложение заключить такой договор, ответа о принятии этого предложения.

Если по договоренности сторон электронный договор должен быть подписан сторонами, то моментом его подписания является использование (ст. 12 Закона № 675):

  • электронной подписи или электронной цифровой подписи (ЭЦП) – при условии использования ЭЦП всеми сторонами электронной сделки;
  • электронной подписи одноразовым идентификатором. Это данные в электронной форме в виде алфавитно-цифровой последовательности, которые прилагаются к другим электронным данным лицом, принявшим предложение заключить электронный договор, и направляются другой стороне этого договора;
  • аналога собственноручной подписи (факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, иного аналога собственноручной подписи) по письменному соглашению сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующих аналогов собственноручных подписей.

В соответствии с ч. 11 ст. 11 Закона № 675 покупатель (заказчик, потребитель) должен получить подтверждение совершения электронной сделки в форме электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, билета, талона или иного документа в момент совершения сделки или в момент исполнения продавцом обязанности передать покупателю товар. Такое подтверждение должно содержать следующие сведения:

  • условия и порядок обмена (возврата) товара или отказа от выполнения работы или оказания услуги;
  • наименование продавца (исполнителя, поставщика), его местонахождение и порядок принятия претензии относительно товара, работы, услуги;
  • гарантийные обязательства и информацию о других услугах, связанных с содержанием или ремонтом товара или с выполнением работы или оказанием услуги;
  • порядок расторжения договора, если срок его действия не определены.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Открываем интернет-магазин: шаг за шагом