Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как предприятию добавить новые КВЭД

Ситуация. Предприятие планирует заниматься новой для него деятельностью. Однако эти виды деятельности не указаны ни в уставе предприятия, ни в ЕГР. Поэтому и возник ряд вопросов, на которые мы ответим в консультации.


Что говорит закон?

Как правило, виды деятельности предприятия указаны в его учредительных документах, а также в сведениях о юрлице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).

Должно ли предприятие указывать в своем уставе все виды осуществляемой им деятельности?

Нет, сейчас это не обязательно. Такой вывод следует из нескольких законодательных норм, а именно:

  • ст. 88 Гражданского кодекса (далее – ГК), где сказано, что в уставе общества должны быть указаны наименование юрлица, его органы управления, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него (дополнительные требования к содержанию устава могут быть установлены специальным законодательством для отдельных организационно-правовых форм юрлиц);
  • ч. 5 ст. 11 Закона от 06.02.2018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон № 2275), где установлено, что устав ООО должен содержать сведения о полном и сокращенном (при наличии) наименовании общества; об органах управления обществом, их компетенции и порядке принятия ими решений; о порядке вступления в общество и выхода из него;
  • ч. 2 ст. 13 Закона от 17.09.2008 № 514-VI «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 514), в которой приведен перечень из 16 пунктов, но среди них нет пункта с видами деятельности.

Обратите внимание! Из вышеприведенных норм следует, что предприятие само решает, указывать ему в уставе виды деятельности или нет, а если они указаны – добавлять в перечень новый вид деятельности или нет. Однако мы рекомендуем это сделать, чтобы в будущем избежать споров с контролирующими органами и разногласий с контрагентами.

Поясним, какие случаи могут быть на практике.

Например, перед заключением хоздоговора потенциальный контрагент просит передать ему для изучения учредительные документы предприятия. Не обнаружив там вида деятельности, который является предметом договора, контрагент может отказаться от сотрудничества с вами.

Или, допустим, ваше предприятие планирует заниматься видом деятельности, который подлежит лицензированию. Тогда этот вид деятельности необходимо внести в устав. Ведь иначе вам могут отказать в выдаче лицензии.

Нужно ли обновлять сведения о юрлице в ЕГР в случае появления у предприятия новых видов деятельности?

Считаем, что лучше обновить. Ведь согласно п. 11 ч. 2 ст. 9 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755) в ЕГР содержатся сведения о видах деятельности, осуществляемых юрлицом. И если не добавить в эти сведения новый вид деятельности, то информация будет неполной.

Хотя на этот вопрос можно взглянуть и иначе. Дело в том, что ни один нормативный документ не обязывает субъекта хозяйствования (далее – СХ) осуществлять только те виды деятельности, сведения о которых указаны самим СХ в ЕГР.

Так, в ст. 3 ГК закреплен принцип свободы предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом. И в ч. 1 ст. 19 Хозяйственного кодекса (далее – ХК) указано, что СХ имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, которая не противоречит законодательству. А в ст. 44 ХК закреплены принципы ведения предпринимательской деятельности, и один из этих принципов – свободный выбор видов предпринимательской деятельности.

Отсюда делаем вывод, что отсутствие в ЕГР сведений о видах деятельности, которыми занимается предприятие, не является нарушением законодательства. Однако в таком случае на практике предприятие рискует столкнуться с рядом проблем.

Риски для предприятия

Допустим, предприятие начнет заниматься новой деятельностью, но не внесет информацию об этом в ЕГР. Давайте посмотрим, чем это чревато.

Риск 1. Блокировка налоговых накладных и расчетов корректировки (далее – НН и РК)

Один из критериев безусловной регистрации НН и РК – наличие в Таблице данных плательщика НДС (далее – Таблица) кодов товаров и кодов услуг, которые указаны в этих НН/РК (п. 3, 4 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165, далее – Порядок № 1165).

Напомним, что в Таблице, в частности, указываются виды экономической деятельности субъекта хозяйствования в соответствии с КВЭД, коды товаров согласно УКТВЭД и коды услуг согласно Госклассификатору продукции и услуг ДК 016:2010 (п. 13 Порядка № 1165).

К сведению! Чтобы не иметь проблем с регистрацией НН и РК, указывайте в Таблице виды осуществляемой деятельности согласно сведениям в ЕГР.

Риск 2. Признание договора недействительным

При проверках налоговики нередко пытаются признать договор недействительным из-за отсутствия в ЕГР сведений о виде деятельности, который является предметом договора.

Заметим, что сам по себе факт отсутствия в ЕГР или в учредительных документах сведений об определенном виде деятельности СХ не является основанием для признания сделки недействительной. И это подтверждается позицией судов.

Например, в п. 3.8 постановления Пленума ВХСУ от 29.05.2013 № 11, в частности, указано, что отсутствие в уставных документах записей относительно возможности осуществления СХ определенной деятельности не приводит к признанию недействительными сделок, заключенных в ходе такой деятельности.

Также есть постановление Днепропетровского апелляционного административного суда от 24.07.2018 (ЕГРСР, рег. № 75670261), где суд указывает, что отсутствие в ЕГР информации о каких-либо видах деятельности СХ не запрещает предприятию заниматься такой деятельностью.

Тем не менее вам стоит знать, что в подобных спорах суды не всегда становятся на сторону СХ. Поэтому проще добавить в ЕГР для нового вида деятельности соответствующий КВЭД.

Риск 3. Утрата статуса плательщика единого налога

Если предприятие является единщиком, то ему просто необходимо внести сведения о новом виде деятельности в реестр плательщиков единого налога (далее – ЕН), как того требует пп. 298.3.1 Налогового кодекса (далее – НК). Ведь невыполнение этого требования влечет за собой утрату статуса плательщика ЕН (пп. 7 пп. 298.2.3 НК).

Как видите, для единщика отсутствие в ЕГР сведений об определенном виде деятельности является даже не риском, а реальной угрозой.

Риск 4. Проблемы участия в публичных закупках

Допустим, предприятие захочет поучаствовать в публичных закупках. Например, продать свой товар или работу услугу, на которые у него нет КВЭД.

Публичные закупки проводятся в соответствии с Законом от 25.12.2015 № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922). Заказчик при объявлении процедуры закупки требует, чтобы участники документально подтвердили информацию о своем соответствии квалификационным критериям (ст. 16 Закона № 922). Перечень квалификационных критериев, которые могут быть установлены заказчиком, приведены в ч. 2 ст. 16 Закона № 922.

Участники публичной закупки подтверждают такую информацию, в частности, извлечением из ЕГР, где указаны их виды деятельности. Отсутствие в извлечении из ЕГР вида деятельности, который является предметом закупки, обычно становится причиной для отклонения предложения участника.

Риск 5. Невозможность получить лицензию

Если новый вид деятельности подлежит обязательному лицензированию, то сначала нужно получить лицензию. А если этот вид деятельности предприятия не будет указан в ЕГР, вам попросту могут отказать в выдаче лицензии.

Напомним, что виды деятельности, подлежащие лицензированию, приведены в ст. 7 Закона от 02.03.2015 № 222-VIII.

Итак! Мы привели немало аргументов в пользу того, чтобы предприятие добавило информацию о новом виде деятельности в ЕГР. На практике это избавит вас от лишних проблем и неудач в бизнесе.

Добавляем новые КВЭДы в ЕГР

Будем считать, что предприятие убедили наши аргументы (вряд ли будет иначе). И теперь ему нужно добавить сведения о новых видах деятельности в ЕГР, а также зарегистрировать изменения к уставу. Процедура не сложная, но состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Принятие решения собственниками предприятия о новых видах деятельности

Решение следует оформить соответствующим документом. Если речь идет об ООО, то таким документом будет протокол общего собрания участников общества. В протоколе необходимо зафиксировать, какие именно новые виды деятельности будет осуществлять предприятие.

Внимание! Формулировки видов деятельности должны соответствовать формулировкам КВЭД (Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010, утвержденная приказом Госпотребстандарта от 11.10.2010 № 457). Укажите в решении собственников не только виды деятельности, но и коды КВЭД.

Подписи на протоколе должны быть нотариально заверены!

Этап 2. Утверждение новой редакции устава предприятия

Этот этап нужен тем предприятиям, которые хотят также обновить свой устав в связи с введением новых видов деятельности. Если собственники предприятия утверждают устав в новой редакции, то этот момент тоже нужно отразить в решении собственников (протоколе общего собрания участников ООО).

Этап 3. Подача документов для регистрации изменений в ЕГР

Госрегистратору подается пакет документов, а именно (ч. 4 ст. 17 Закона № 755):

  • заявление о госрегистрации изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГР (форма 2, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5);
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения уполномоченного органа управления юрлица (например, протокол общего собрания участников ООО). Действительность подписей лиц, принимавших участие в голосовании, должна быть нотариально удостоверена;
  • учредительный документ юрлица в новой редакции – в случае внесения в него изменений;
  • структура собственности – согласно Положению, утвержденным приказом Минфина от 19.03.2021 № 163;
  • нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего личность физлица, которое является конечным бенефициарным владельцем юрлица (для физлиц-нерезидентов, а также для физлиц-резидентов, если документ оформлен без применения средств Единого государственного демографического реестра);
  • документ, подтверждающий уплату административного сбора. Размер админсбора, определенный в соответствии со ст. 36 Закона № 755, в данном случае составляет 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января года, в котором подаются документы, округленного до ближайших 10 грн. В этом году сбор составляет 740 грн (2 481 грн х 0,3 = 744,30 грн).

Этап 4. Внесение изменений в Реестр плательщиков ЕН

Этот этап, как вы понимаете, нужен только единщикам. Как мы уже говорили выше, сведения об изменении видов деятельности должны быть внесены в реестр плательщиков ЕН. Для этого единщику нужно подать в налоговый орган по месту своего учета заявление по форме, утвержденной приказом Минфина от 16.07.2019 № 308, с пометкой «Внесення змін».

Комментарии к материалу
Статьи по теме
13.05.2025
Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего
В статье расскажем, как правильно заполнить заявление о получении лицензии на право хранения горючего. В статье «Лицензия на хранение горючего для собственных нужд: как получить с 01.01.2025» мы рассмотрели общие правила, которые следует соблюдать при оформлении лицензии на хранение...
10.03.2025
Списание топлива для генераторов: оформление и учет
В условиях нынешнего времени многим предприятиям приходится использовать в собственной хозяйственной деятельности генераторы, которые работают на бензине, дизтопливе и т. п. и производят электроэнергию. В статье расскажем, какие существенные нюансы использования горючего для работы генератора должен...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
10.03.2025
Списание ГСМ: оформление документов и учет
Для того чтобы обеспечить грамотный учет списания горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), бухгалтер должен иметь первичные документы, фиксирующие транспортную работу (пробег) и фактические расходы ГСМ. Типовые формы этих документов законодательно не утверждены, так что их можно разработать ...
Новое
28.05.2025
Адвокатские услуги: как влияет статус предоставителя на налоговые последствия получателя
Адвокаты, адвокатские объединения или бюро имеют особый статус. Пользуясь их услугами, в частности, для представительства в судах, получения правовой помощи, субъектам хозяйствования (как юрлицам, так и физлицам-предпринимателям) нужно учесть немало нюансов, чтобы правильно отразить в отчетности адв...
20.05.2025
6 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за март 2025 года
В статье рассмотрена практика Верховного Суда по налоговым спорам за март 2025 года. Приведены 6 самых интересных судебных решений, знание о которых может помочь налогоплательщикам избежать повторения чужих ошибок и сэкономить. Опыт – это имя, которое каждый дает своим ошибкам Оскар Уайльд (18...
19.05.2025
Как взыскать денежные средства с ГНС по решению админсуда: советы юриста
В статье рассмотрены вопросы, куда и с какими документами следует обращаться предприятию для исполнения решения административного суда о взыскании денежных средств с органа ГНС. Многие из наших читателей сталкиваются с ситуацией, когда приходится обжаловать налоговое уведомление-решение в администра...
Лучшие материалы