Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Исполнитель работ хранит горючее в емкостях заказчика: что с лицензией?

У наших читателей продолжают возникать вопросы по конкретным хозяйственным операциям по перемещению и хранению горючего в связи с нечеткостью освещения их в законодательстве. Рассмотрим некоторые из них.


Отвечаем на вопросы

1. Имеет ли право исполнитель (по договору подряда) работ хранить собственное горючее в емкостях и на территории заказчика?

Как предусмотрено ст. 19 Конституции Украины, правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

То есть если нет прямой нормы о том, что заказчик не может предоставлять исполнителю в аренду собственное имущество, в частности емкости для хранения горючего, то такой вид хозяйственных операций считается разрешенным.

В гл. 58 Гражданского кодекса (далее – ГК) не предусмотрены ограничения по сдаче в аренду емкостей для хранения горючего, поэтому можно спокойно заключать договор хранения или аренды, но обязательно в письменной форме и с соблюдением требований ГК.

Такие действия не противоречат и предписаниям Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» (далее – Закон № 481). Ведь в ст. 1 данного Закона сказано, что место хранения горючего – это место (территория), на котором расположены сооружения и/или оборудование, и/или емкости, которые используются для хранения горючего на праве собственности или пользования. А именно хранение горючего – это деятельность по хранению горючего (собственного или полученного от других лиц) с изменением или без изменения его физико-химических характеристик.

То есть Законом № 481 предусмотрено право субъекта хозяйствования хранить горючее по договору аренды.

2. Обязан ли в таком случае исполнитель работ получать лицензию на хранение и какие документы подавать?

В Законе № 481 четко не определено, какие действия приравниваются к хранению горючему (только те, которые направлены на получение дохода, или хранение как владение горючим вообще). Поэтому будем отталкиваться от устранения рисков и принимать последнее предположение.

Поскольку горючее фактически будет храниться исполнителем-арендатором, то он должен получить лицензию на хранение, подав в налоговый орган заверенные копии следующих документов:

  • документы, подтверждающие право собственности или право пользования земельным участком, или иное предусмотренное законодательством право землепользования на земельный участок, на котором расположен объект хранения горючего, действующие на дату подачи заявления и/или на дату ввода такого объекта в эксплуатацию, любого целевого назначения;
  • акт ввода в эксплуатацию объекта или акт готовности объекта к эксплуатации, или сертификат о приеме в эксплуатацию законченных строительством объектов, или другие документы, подтверждающие прием объектов в эксплуатацию в соответствии с законодательством, по всем объектам в месте хранения горючего, необходимых для хранения горючего;
  • разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

А где же арендатору взять такие документы, ведь они принадлежат арендодателю?

Ответ на этот вопрос отражен в ст. 15 Закона № 481, где сказано: если указанные документы выданы (оформлены) другому лицу, нежели заявитель, то такой заявитель дополнительно подает документы, подтверждающие его право на использование соответствующего объекта.

Важно! Арендатору нужно получить разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности. Иначе это может привести к штрафам от Гоструда.

Таким образом, сначала арендатору нужно получить от арендодателя заверенные копии указанных выше документов. Затем следует составить заявление на получение лицензии на хранение горючего, предоставить документ об уплате платежа за получение лицензии, копии документов, полученные от арендодателя, и договор аренды емкостей у заказчика работ.

Два важных нюанса

  1. Если место хранения горючего считается акцизным складом, то налоговики могут трактовать отпуск горючего с этого склада как реализацию горючего в понимании пп. 14.1.212 Налогового кодекса. Поэтому еще раз переговорите со своим арендодателем и выясните все обстоятельства.
  2. Арендодатель должен иметь все разрешительные документы, иначе у арендатора могут возникнуть проблемы с получением лицензии, а затем – штрафы за хранение без лицензии (на данный момент законопроектов по отмене или уточнению лицензирования в отношении хранения горючего нет). И арендодатель также должен получить лицензию на хранение горючего, иначе проблемы могут возникнуть и у него, в будущем.

Выводы: право аренды емкости для хранения горючего возможно при получении лицензии

  1. Исполнитель имеет право арендовать емкости для хранения горючего, но для этого нужно получить лицензию на такое хранение.
  2. Для получения лицензии подаются копии разрешительных документов, принадлежащих арендодателю, и дополнительно: собственное (выданный арендатору) разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, а также договор аренды емкостей.
Комментарии к материалу
Всего комментариев 2
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
12.09.2025
Долг умершего физлица: когда можно списать и каковы налоговые последствия
В статье ответим на вопрос, нужно ли списывать долг умершего физлица, начисляется ли НДФЛ и военный сбор в таком случае и какова судебная практика по этому вопросу. Ситуация из практики. Предприятие предоставило возвратную финансовую помощь физлицу. Задолженность по ней – 200 тыс. грн. Однако ...
01.09.2025
Как оформить доверенность на подписание ТТН и других документов посредником, отгружающим товар?
В статье расскажем, какие документы нужно оформить сторонам договора, если товар покупателям отгружает не собственник, а его представитель (логистическое предприятие). Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, рис...
01.09.2025
Кто составляет ТТН: грузоотправитель или заказчик?
На кого возложена обязанность выписать ТТН? Это всегда грузоотправитель? Либо может быть и грузополучатель-заказчик? Или вообще перевозчик? Либо, возможно, экспедитор, если он заказывает перевозку? Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски Товарно-транспортная накладная: за...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
Новое
15.09.2025
Офис в квартире директора: нужно ли оформлять договор аренды или ссуды?
В статье расскажем, необходимо ли заключать договор аренды или ссуды, если предприятие зарегистрировало свое местонахождение по домашнему адресу одного из учредителей. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Иногда по тем или иным причинам учредители (участники, члены) юридического лица ...
15.09.2025
Как организовать бизнес на дому
Можно ли вести бизнес на дому? В статье разберемся, какие виды деятельности разрешено проводить по месту жительства субъекта хозяйствования. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Сегодня у многих предпринимателей местом проведения деятельности является место их регистрации. Также офис юр...
12.09.2025
Долг умершего физлица: когда можно списать и каковы налоговые последствия
В статье ответим на вопрос, нужно ли списывать долг умершего физлица, начисляется ли НДФЛ и военный сбор в таком случае и какова судебная практика по этому вопросу. Ситуация из практики. Предприятие предоставило возвратную финансовую помощь физлицу. Задолженность по ней – 200 тыс. грн. Однако ...
Лучшие материалы