Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Исполнитель работ хранит горючее в емкостях заказчика: что с лицензией?

У наших читателей продолжают возникать вопросы по конкретным хозяйственным операциям по перемещению и хранению горючего в связи с нечеткостью освещения их в законодательстве. Рассмотрим некоторые из них.


Отвечаем на вопросы

1. Имеет ли право исполнитель (по договору подряда) работ хранить собственное горючее в емкостях и на территории заказчика?

Как предусмотрено ст. 19 Конституции Украины, правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

То есть если нет прямой нормы о том, что заказчик не может предоставлять исполнителю в аренду собственное имущество, в частности емкости для хранения горючего, то такой вид хозяйственных операций считается разрешенным.

В гл. 58 Гражданского кодекса (далее – ГК) не предусмотрены ограничения по сдаче в аренду емкостей для хранения горючего, поэтому можно спокойно заключать договор хранения или аренды, но обязательно в письменной форме и с соблюдением требований ГК.

Такие действия не противоречат и предписаниям Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» (далее – Закон № 481). Ведь в ст. 1 данного Закона сказано, что место хранения горючего – это место (территория), на котором расположены сооружения и/или оборудование, и/или емкости, которые используются для хранения горючего на праве собственности или пользования. А именно хранение горючего – это деятельность по хранению горючего (собственного или полученного от других лиц) с изменением или без изменения его физико-химических характеристик.

То есть Законом № 481 предусмотрено право субъекта хозяйствования хранить горючее по договору аренды.

2. Обязан ли в таком случае исполнитель работ получать лицензию на хранение и какие документы подавать?

В Законе № 481 четко не определено, какие действия приравниваются к хранению горючему (только те, которые направлены на получение дохода, или хранение как владение горючим вообще). Поэтому будем отталкиваться от устранения рисков и принимать последнее предположение.

Поскольку горючее фактически будет храниться исполнителем-арендатором, то он должен получить лицензию на хранение, подав в налоговый орган заверенные копии следующих документов:

  • документы, подтверждающие право собственности или право пользования земельным участком, или иное предусмотренное законодательством право землепользования на земельный участок, на котором расположен объект хранения горючего, действующие на дату подачи заявления и/или на дату ввода такого объекта в эксплуатацию, любого целевого назначения;
  • акт ввода в эксплуатацию объекта или акт готовности объекта к эксплуатации, или сертификат о приеме в эксплуатацию законченных строительством объектов, или другие документы, подтверждающие прием объектов в эксплуатацию в соответствии с законодательством, по всем объектам в месте хранения горючего, необходимых для хранения горючего;
  • разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

А где же арендатору взять такие документы, ведь они принадлежат арендодателю?

Ответ на этот вопрос отражен в ст. 15 Закона № 481, где сказано: если указанные документы выданы (оформлены) другому лицу, нежели заявитель, то такой заявитель дополнительно подает документы, подтверждающие его право на использование соответствующего объекта.

Важно! Арендатору нужно получить разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности. Иначе это может привести к штрафам от Гоструда.

Таким образом, сначала арендатору нужно получить от арендодателя заверенные копии указанных выше документов. Затем следует составить заявление на получение лицензии на хранение горючего, предоставить документ об уплате платежа за получение лицензии, копии документов, полученные от арендодателя, и договор аренды емкостей у заказчика работ.

Два важных нюанса

  1. Если место хранения горючего считается акцизным складом, то налоговики могут трактовать отпуск горючего с этого склада как реализацию горючего в понимании пп. 14.1.212 Налогового кодекса. Поэтому еще раз переговорите со своим арендодателем и выясните все обстоятельства.
  2. Арендодатель должен иметь все разрешительные документы, иначе у арендатора могут возникнуть проблемы с получением лицензии, а затем – штрафы за хранение без лицензии (на данный момент законопроектов по отмене или уточнению лицензирования в отношении хранения горючего нет). И арендодатель также должен получить лицензию на хранение горючего, иначе проблемы могут возникнуть и у него, в будущем.

Выводы: право аренды емкости для хранения горючего возможно при получении лицензии

  1. Исполнитель имеет право арендовать емкости для хранения горючего, но для этого нужно получить лицензию на такое хранение.
  2. Для получения лицензии подаются копии разрешительных документов, принадлежащих арендодателю, и дополнительно: собственное (выданный арендатору) разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, а также договор аренды емкостей.
Комментарии к материалу
Всего комментариев 2
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
11.12.2025
Приобретаем алкоголь для корпоратива: нужна ли лицензия?
Предприятие приобретает алкогольные напитки, чтобы угощать участников новогоднего мероприятия, а также готовит для сотрудников и партнеров подарки, в составе которых будет бутылка алкоголя. Какими могут быть последствия? Руководством нашего предприятия принято решение приобрести алкогольные напитки,...
04.12.2025
Объект основных средств частично разрушен в ходе военных действий: как отразить в учете частичную ликвидацию и какая может быть альтернатива?
Объект основных средств частично разрушен в результате боевых действий. Как оформить частичную ликвидацию и отразить ее в бухгалтерском и налоговом учете, а также определить стоимость уничтоженной части? В статье рассмотрим порядок документального оформления, подходы к оценке ликвидируемой части осн...
27.11.2025
Перегон автомобиля: как организовать деятельность?
Предприятие намерено предоставлять услуги по перегону автомобилей. В статье юрист расскажет, как организовать такую деятельность с учетом требований гражданского и трудового законодательства. Ситуация. Общество с ограниченной ответственностью планирует заняться новым видом деятельности – предо...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
11.12.2025
Приобретаем алкоголь для корпоратива: нужна ли лицензия?
Предприятие приобретает алкогольные напитки, чтобы угощать участников новогоднего мероприятия, а также готовит для сотрудников и партнеров подарки, в составе которых будет бутылка алкоголя. Какими могут быть последствия? Руководством нашего предприятия принято решение приобрести алкогольные напитки,...
09.12.2025
Логика учета при использовании скидок в розничной торговле
В статье рассмотрено, как скидки влияют на расчет и учет себестоимости реализованных товаров у предприятия, которое занимается розничной торговлей и ведет учет товаров по продажным ценам. Приведен пример расчета себестоимости реализованных товаров. Ситуация. Предприятие занимается розничной тор...
08.12.2025
Может ли быть на конец года остаток на счете целевого финансирования?
В статье выясняем, может ли у неприбыльных организаций быть остаток (неиспользованные средства) целевого финансирования на 31 декабря. У неприбыльных организаций основная статья финансирования – целевое. Обычно при закрытии бухгалтерского года возникает вопрос: «Есть ли требование для не...
Лучшие материалы