Ищем новые рынки сбыта через публичные закупки: алгоритм действий
02.08.2016 894 0 1
Узнайте, как организовать работу по регистрации поставщика на электронной площадке для публичных закупок. Предоставленные рекомендации помогут поставщику товаров, работ и услуг расширить рынки сбыта путем правильной организации поставок организациям, осуществляющим закупки за бюджетные средства.
Какая польза от публичных закупок для коммерческого предприятия?
В конце прошлого года был принят Закон от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922), который касается осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд государства и территориальных громад. То есть госзакупок (это более привычный для нас термин).
Вступил в силу новый Закон с 19.02.16 г. (официально опубликован в «Голосе Украины», 2016, № 30), но вводится в действие поэтапно:
- с 1 апреля 2016 года – для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования. Соответственно с 01.04.16 г. «старый» закон (Закон от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок», далее – Закон № 1197) не применяется этими субъектами;
- с 1 августа 2016 года – для всех других заказчиков. Определение понятия «заказчики» для целей публичных закупок приведено в п. 9 ст. 1 Закона № 922.
Какие же обязанности Закон № 922 устанавливает для организаций, осуществляющих закупки за бюджетные средства?
Во-первых, установлены единые прозрачные инструменты осуществления государственных закупок, которые должны применять все заказчики без исключения.
Во-вторых, закупки будут осуществляться на электронных аукционах, где решающим будет цена поставщика товаров, работ и услуг по заранее описанному качеству.
В-третьих, победителя будут определять без вмешательства должностных лиц заказчика, что сделает невозможным его симпатию к тому или иному поставщику и исключит коррупционную составляющую.
Какие выгоды и новые перспективы несет Закон № 922 коммерческому предприятию?
Прежде всего предприятия, которые не принимали участие в процессе государственных закупок из-за непрозрачной и коррумпированной составляющей, с введением в действие Закона № 922 лишаются этих преград. Еще одним положительным моментом является то, что документы будут подаваться исключительно в электронной форме. Электронный документообо-рот значительно упростит процесс подготовки и представления документации для участия в публичных закупках.
И самое главное: вся совокупность закупок будет содержаться в электронном виде в открытом доступе, а это облегчит поиск как заказчика, так и поставщика.
Также Законом № 922 снижен порог расходов средств, в случае превышения которого заказчик должен применять электронную систему закупок. Так, заказчики проводят допороговые закупки от 50 тыс. грн. с использованием электронной системы ProZorro или заключают прямой договор на поставку с обязательным отчетом в ProZorro.
Если же сумма закупки больше 200 тыс. грн. – для товаров или услуг или 1,5 млн грн. – для работ, заказчик обязан провести публичные закупки по одной из определенных Законом № 922 процедур (открытые торги, переговорная процедура или конкурентный диалог).
В результате субъект хозяйственной деятельности может расширить собственный рынок сбыта за счет поставки товаров, работ и услуг бюджетникам. Для этого ему достаточно зарегистрироваться на электронной площадке в качестве поставщика. Расскажем, как надо действовать.
Регистрация поставщика на электронной площадке
Шаг первый.
Выбор электронной площадки
Закупка за бюджетные средства будет осуществляться на нескольких электронных площадках. Поэтому поставщик самостоятельно выбирает, регистрироваться на всех или на какой-то одной. Информация об объявленных торгах идентична на всех площадках.
Перечень электронных площадок можно найти на сайте публичных закупок, в табл. 1 приведена информация о доступе к ним и в каких режимах закупок работают электронные площадки.
Таблица 1. Перечень электронных площадок и их характеристика
№ |
Название электронной площадки |
Режимы закупок |
|
Допороговые закупки |
Все виды закупок |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
ПриватМаркет |
Да |
Да |
2 |
Smart Tender |
Да |
Да |
3 |
Zakupki.prom.ua |
Да |
Да |
4 |
E-tender |
Да |
Да |
5 |
Public Bid |
Да |
Да |
6 |
Nevtend |
Да |
Да |
7 |
Zakupki |
Да |
Нет |
8 |
Госзакупки онлайн |
Да |
Да |
Шаг второй.
Регистрация на электронной площадке
Для непосредственной регистрации на электронной площадке поставщику нужно иметь в наличии зарегистрированный почтовый ящик для обмена электронными сообщениями. Рекомендуем открыть отдельный электронный ящик, чтобы электронные письма по вопросам публичных закупок были отделены от остальной корреспонденции.
Также для регистрации нужно подготовить информацию из учредительных и регистрационных документов.
Во время регистрации на электронной площадке поставщику нужно будет внести следующие данные:
1. Логин (какое-либо название латинскими буквами).
2. Фамилия, имя, отчество (как правило, лица, которое будет отвечать за направление сбыта товаров, работ и услуг для бюджетных учреждений).
3. Электронный адрес (e-mail).
4. Контактный телефон, факс и пароль для входа в систему.
После заполнения нужно отправить регистрационную карточку на регистрацию. Для подтверждения прохождения регистрации поставщику следует активировать электронное письмо, которое поступит на электронный почтовый ящик.
Шаг третий.
Создание профиля на электронной площадке
После регистрации на электронной площадке нужно создать профиль предприятия-поставщика. Для этого заполняется регистрационная форма, в которой, как правило, указывают следующие сведения:
1. Организационно-правовая форма предприятия.
2. Код ЕГРПОУ.
3. Сокращенное и полное название.
4. Наличие или отсутствие главной организации (при наличии – заполняется информация о главном предприятии).
5. Фамилия, имя и отчество руководителя.
6. Почтовый адрес.
7. Адрес электронной почты (e-mail).
8. Сайт предприятия (при наличии).
9. Контактное лицо и телефон контактного лица (как правило, это работник, ответственный за поставку товаров, работ, услуг бюджетным учреждениям).
Регистрационная карточка созданного профиля отправляется на модерацию. Модерация может проходить до двух суток.
Во время регистрации следует наиболее точно указать виды деятельности, которыми занимается предприятие. Это позволит заказчику увидеть ваше предприятие в перечне субъектов определенной области и т. п. В конце концов, в регистрационные данные всегда можно внести изменения.
После успешной регистрации поставщик может использовать электронную площадку для работы.
Участие в публичных закупках
Для участия в публичных закупках предприятию-поставщику достаточно найти соответствующий заказ на электронной площадке, подать предложение с собственной ценой и принять участие в открытом аукционе. Также, будучи зарегистрированным на электронной площадке, предприятие может получить приглашение от заказчика для участия в процедуре закупки (т. е. даже не тратя усилий на поиск клиента).
Если предприятие по результатам аукциона предоставит наиболее низкое ценовое предложение, то автоматически становится победителем при условии соблюдения других требований заказчика.
Следует отметить, что электронный аукцион происходит онлайн. То есть работнику поставщика, уполномоченному на подачу предложения и участие в аукционе, нужно присутствовать на электронной площадке в момент проведения аукциона, дата и время которого определяется и сообщается заранее. Аукцион может длиться от 30 до 60 минут (по информации, приведенной на веб-портале системы ProZorro).
Тарифы и оплата
Использование электронных площадок для поставщиков является платным (в отличие от заказчиков, для которых это бесплатно). Правда, сумма оплаты незначительна сравнительно со стоимостью закупки.
В табл. 2 приведены тарифы на использование электронных площадок для поставки товаров, работ и услуг бюджетникам.
Таблица 2. Тарифы за использование электронных площадок для поставщиков
№ |
Стоимость поставки (закупки) |
Тариф |
1 |
2 |
3 |
1 |
До 20 тыс. грн. |
17 грн. |
2 |
До 50 тыс. грн. |
119 грн. |
3 |
До 200 тыс. грн. |
340 грн. |
4 |
До 1 млн грн. |
510 грн. |
5 |
От 1 млн грн. |
1 700 грн. |
Кроме того, предприятию не придется готовить значительное количество тендерной документации. Ведь теперь предложение будет подаваться исключительно в электронном формате – путем заполнения электронных форм с отдельными полями, в которых указывается информация о цене, других критериях оценки (в случае их установки заказчиком), и загрузки файлов с документами относительно соответствия заданным критериям.
Публичные закупки в сфере ВЭД
Кроме расширения рынков сбыта в Украине отечественным предприятиям предоставлена возможность принимать участие в публичных закупках за границей. Это стало возможным благодаря присоединению Украины к Соглашению о государственных закупках ВТО от 18.05.16 г.
Для этого нужно зарегистрироваться на электронной площадке публичных закупок соответствующей страны. Более детально с организацией публичных закупок для предприятий ВЭД можно ознакомиться на сайте госзакупок ProZorro.
Вывод
Принятие Закона № 922 будет содействовать развитию предприятий благодаря упрощению процедуры их участия в публичных закупках. Регистрация на электронных площадках для осуществления публичных закупок достаточна проста, это не требует лишних усилий со стороны поставщиков.
Тарифы на оплату участия в закупках значительно ниже, чем суммы, которые тратятся поставщиками сегодня на подготовку документации. Преимущества же для предприятий очевидны, прежде всего это возможность расширения рынка сбыта путем поставки бюджетникам продукции, услуг и работ.
Кроме этого, субъекты, которые занимаются или планируют заниматься внешнеэкономической деятельностью, имеют возможность принимать участие в публичных закупках других стран.
Принимая участие в публичных закупках, предприятия имеют возможность увеличить собственную прибыль, а также выполнить социальную функцию путем поставки государству товаров, работ и услуг по самой низкой рыночной цене.
Комментарии к материалу