Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Имеет ли право предприятие заниматься видом деятельности, не указанным в ЕГР?

19.05.2017

Предприятие является плательщиком НДС, при этом не все виды деятельности, которые оно осуществляет и которые записаны в его уставе, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). В связи с этим возникли некоторые вопросы.


Нужно ли предприятию вносить изменения в ЕГР и добавлять эти виды деятельности?

При создании предприятия в его уставе обычно прописываются основной и несколько дополнительных видов деятельности. Их количество законодательством не ограничено. Виды деятельности, которые осуществляет предприятие, указываются также в ЕГР (на основании сведений из регистрационного заявления). Однако на практике не всегда все виды деятельности, указанные в уставе предприятия, вносятся в ЕГР. Логичным является вопрос: в каких случаях нужно обязательно добавлять код КВЭД в ЕГР?

Код вида деятельности не создает права или обязанности для предприятий и организаций, не влечет никаких правовых последствий (см. абзац восьмой п. 1 Классификатора ДК 009:2010).

Субъект хозяйствования имеет право осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, кроме тех, которые запрещены законом (ч. 1 ст. 19, ст. 43, 44 Хозяйственного кодекса). Указание или неуказание отдельных видов деятельности в ЕГР не влияет на возможность лица осуществлять все незапрещенные виды деятельности.

Но есть два случая, когда осуществляемые виды деятельности предприятию желательно включить в ЕГР.

Во-первых, есть виды хозяйственной деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию (на сегодня их 32 и все они приведены в ст. 7 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII). При осуществлении таких видов деятельности предприятие должно указать их в ЕГР, ведь иначе лицензию на этот вид деятельности получить будет проблематично.

Во-вторых, в связи с приостановкой регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных в соответствии с п. 201.16 Налогового кодекса существует вероятность, что расхождение между кодами КВЭД, приведенными в таблице данных плательщика (приложение 1 к проекту приказа об утверждении Критериев рисков, который обнародован на официальном сайте ГФС), и данными ЕГР может привести к тому, что ГФС не учтет информацию из такой таблицы и приостановит регистрацию налоговой накладной или расчета корректировки.

Следовательно, законодательство не запрещает предприятию заниматься видом деятельности, не указанным в ЕГР, но для избежания возможных проблем желательно внести в ЕГР виды деятельности, которые подлежат лицензированию, а также те, что предприятие указывает в налоговых накладных, если оно является плательщиком НДС.

Как зарегистрировать изменения в ЕГР, которые касаются видов деятельности предприятия?

Государственная регистрация изменений в сведения, которые содержатся в ЕГР, а также в учредительные документы юрлица проводится субъектом госрегистрации по правилам, установленным Законом от 15.05.03 г. № 755-IV (далее – Закон № 755).

Документы, которые необходимы для регистрации, можно подать в бумажной (лично или отослать почтовым отправлением с описью вложения) или электронной форме (ст. 14 Закона № 755). Такими документами являются (ч. 4 ст. 17 Закона № 755):

1. Заполненное регистрационное заявление по форме 3, утвержденной приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5.

2. Документ об уплате административного сбора за внесение изменений.

Если одновременно вносятся изменения в устав (например, в уставе тоже не указан необходимый вид деятельности), дополнительно следует подать:

  • экземпляр оригинала (нотариально удостоверенную копию) решения уполномоченного органа управления юрлица об изменениях, которые вносятся в ЕГР;
  • учредительный документ юрлица в новой редакции – в случае внесения изменений в учредительный документ.

Все документы составляются на государственном языке.

Если документы оформлены правильно, изменения будут зарегистрированы в течение 24 часов.

Сколько стоит внесение изменений в виды деятельности предприятия?

За госрегистрацию изменений в сведения о юрлице (кроме общественных объединений и благотворительных организаций), которые содержатся в ЕГР, за исключением изменений в информацию об осуществлении связи с юрлицом, ст. 36 Закона № 755 предусмотрен административный сбор в размере 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц. На сегодня админсбор составляет 480 грн. (1 600 грн. х 0,3).

Если документы на регистрацию подаются в электронной форме, то админсбор составляет 75 % указанного выше размера, то есть 360 грн. (480 грн. х 75 %).

Обратите внимание: сумма сбора остается неизменной независимо от количества видов деятельности, которые вносятся в ЕГР или в устав.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
10.03.2025
Списание ГСМ: оформление документов и учет
Для того чтобы обеспечить грамотный учет списания горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), бухгалтер должен иметь первичные документы, фиксирующие транспортную работу (пробег) и фактические расходы ГСМ. Типовые формы этих документов законодательно не утверждены, так что их можно разработать ...
Новое
28.05.2025
Адвокатские услуги: как влияет статус предоставителя на налоговые последствия получателя
Адвокаты, адвокатские объединения или бюро имеют особый статус. Пользуясь их услугами, в частности, для представительства в судах, получения правовой помощи, субъектам хозяйствования (как юрлицам, так и физлицам-предпринимателям) нужно учесть немало нюансов, чтобы правильно отразить в отчетности адв...
20.05.2025
6 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за март 2025 года
В статье рассмотрена практика Верховного Суда по налоговым спорам за март 2025 года. Приведены 6 самых интересных судебных решений, знание о которых может помочь налогоплательщикам избежать повторения чужих ошибок и сэкономить. Опыт – это имя, которое каждый дает своим ошибкам Оскар Уайльд (18...
19.05.2025
Как взыскать денежные средства с ГНС по решению админсуда: советы юриста
В статье рассмотрены вопросы, куда и с какими документами следует обращаться предприятию для исполнения решения административного суда о взыскании денежных средств с органа ГНС. Многие из наших читателей сталкиваются с ситуацией, когда приходится обжаловать налоговое уведомление-решение в администра...
Лучшие материалы