Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Имеет ли право предприятие заниматься видом деятельности, не указанным в ЕГР?

19.05.2017

Предприятие является плательщиком НДС, при этом не все виды деятельности, которые оно осуществляет и которые записаны в его уставе, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). В связи с этим возникли некоторые вопросы.


Нужно ли предприятию вносить изменения в ЕГР и добавлять эти виды деятельности?

При создании предприятия в его уставе обычно прописываются основной и несколько дополнительных видов деятельности. Их количество законодательством не ограничено. Виды деятельности, которые осуществляет предприятие, указываются также в ЕГР (на основании сведений из регистрационного заявления). Однако на практике не всегда все виды деятельности, указанные в уставе предприятия, вносятся в ЕГР. Логичным является вопрос: в каких случаях нужно обязательно добавлять код КВЭД в ЕГР?

Код вида деятельности не создает права или обязанности для предприятий и организаций, не влечет никаких правовых последствий (см. абзац восьмой п. 1 Классификатора ДК 009:2010).

Субъект хозяйствования имеет право осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, кроме тех, которые запрещены законом (ч. 1 ст. 19, ст. 43, 44 Хозяйственного кодекса). Указание или неуказание отдельных видов деятельности в ЕГР не влияет на возможность лица осуществлять все незапрещенные виды деятельности.

Но есть два случая, когда осуществляемые виды деятельности предприятию желательно включить в ЕГР.

Во-первых, есть виды хозяйственной деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию (на сегодня их 32 и все они приведены в ст. 7 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII). При осуществлении таких видов деятельности предприятие должно указать их в ЕГР, ведь иначе лицензию на этот вид деятельности получить будет проблематично.

Во-вторых, в связи с приостановкой регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных в соответствии с п. 201.16 Налогового кодекса существует вероятность, что расхождение между кодами КВЭД, приведенными в таблице данных плательщика (приложение 1 к проекту приказа об утверждении Критериев рисков, который обнародован на официальном сайте ГФС), и данными ЕГР может привести к тому, что ГФС не учтет информацию из такой таблицы и приостановит регистрацию налоговой накладной или расчета корректировки.

Следовательно, законодательство не запрещает предприятию заниматься видом деятельности, не указанным в ЕГР, но для избежания возможных проблем желательно внести в ЕГР виды деятельности, которые подлежат лицензированию, а также те, что предприятие указывает в налоговых накладных, если оно является плательщиком НДС.

Как зарегистрировать изменения в ЕГР, которые касаются видов деятельности предприятия?

Государственная регистрация изменений в сведения, которые содержатся в ЕГР, а также в учредительные документы юрлица проводится субъектом госрегистрации по правилам, установленным Законом от 15.05.03 г. № 755-IV (далее – Закон № 755).

Документы, которые необходимы для регистрации, можно подать в бумажной (лично или отослать почтовым отправлением с описью вложения) или электронной форме (ст. 14 Закона № 755). Такими документами являются (ч. 4 ст. 17 Закона № 755):

1. Заполненное регистрационное заявление по форме 3, утвержденной приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5.

2. Документ об уплате административного сбора за внесение изменений.

Если одновременно вносятся изменения в устав (например, в уставе тоже не указан необходимый вид деятельности), дополнительно следует подать:

  • экземпляр оригинала (нотариально удостоверенную копию) решения уполномоченного органа управления юрлица об изменениях, которые вносятся в ЕГР;
  • учредительный документ юрлица в новой редакции – в случае внесения изменений в учредительный документ.

Все документы составляются на государственном языке.

Если документы оформлены правильно, изменения будут зарегистрированы в течение 24 часов.

Сколько стоит внесение изменений в виды деятельности предприятия?

За госрегистрацию изменений в сведения о юрлице (кроме общественных объединений и благотворительных организаций), которые содержатся в ЕГР, за исключением изменений в информацию об осуществлении связи с юрлицом, ст. 36 Закона № 755 предусмотрен административный сбор в размере 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц. На сегодня админсбор составляет 480 грн. (1 600 грн. х 0,3).

Если документы на регистрацию подаются в электронной форме, то админсбор составляет 75 % указанного выше размера, то есть 360 грн. (480 грн. х 75 %).

Обратите внимание: сумма сбора остается неизменной независимо от количества видов деятельности, которые вносятся в ЕГР или в устав.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
23.10.2025
Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности
В статье расскажем об особенностях проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия. Инвентаризация расчетов предприятия является одним из этапов сплошной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой финансовой отчетности. Инвентаризация дебиторской и кредитор...
Новое
19.11.2025
6 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за сентябрь 2025 года
О документах в подтверждение расходов физлица на приобретение корпоративных прав; об НДС-последствиях операции по предоставлению автомобиля в ссуду, а также об отсутствии у собственника предприятия права на обжалование в суде налогового уведомления-решения, принятого в отношении предприятия – ...
18.11.2025
Аренда оборудования с выкупом: учет
Предприятие передало в аренду с выкупом оборудование. Как отражать в учете такую операцию – как оперативную аренду или как финансовый лизинг? И каковы будут налоговые последствия в зависимости от формулировок в договоре аренды? Читайте об этом в статье. У предприятия, предоставляющего оборудов...
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
Лучшие материалы