Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Формирование резервов и обеспечений: для кого – обязанность, а для кого – право?

03.07.2025

Формирование в бухгалтерском учете резервов и обеспечений – не простая задача. Кто обязан их создавать? Кому разрешено не прибегать к этой процедуре и тем самым упростить учет? Как отказ от резервов и обеспечений прописать в учетной политике? Об этом и расскажем далее.


Вопросы – ответы

Для каких предприятий формирование резервов и обеспечений является обязательным?

Формирование резервов и обеспечений, в частности резерва сомнительных долгов, резерва оплаты отпусков и прочих, является обязательным для всех коммерческих предприятий независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (естественно, при наличии оснований для их формирования). Этот факт подтверждается такими нормами и письмами:

  • по резерву сомнительных долгов: п. 7 НП(С)БУ 10 (обязывает отражать в балансе текущую дебиторскую задолженность по чистой стоимости реализации, которая равна фактической сумме такой задолженности за минусом резерва сомнительных долгов), а также письмо Минфина от 07.07.2004 № 31-04200-01-29/12137;
  • по прочим резервам (обеспечениям): п. 13, 14 НП(С)БУ 11 (обязывает создавать обеспечения, если в результате прошлых событий есть вероятность уменьшения ресурсов предприятия), по резерву отпусков – дополнительно п. 7 НП(С)БУ 26 (обязывает создавать обеспечения под будущие выплаты работникам, подлежащие накоплению), а также письма Минфина от 21.03.2006 № 31-34000-20-16/5770 и от 09.06.2006 № 31-34000-20-25/12321.

Но из этого правила есть исключения (см. далее).

Для каких предприятий формирование резервов и обеспечений – это право, а не обязанность?

Согласно п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 от обязательного формирования резервов и обеспечений освобождаются две категории юрлиц, указанные в пп. 2 п. 2 разд. І НП(С)БУ 25 (напомним, что в этом подпункте названы те СМП, которые подают упрощенный финансовый отчет по формам № 1-мс и № 2-мс). Речь идет:

  • о микропредприятиях (независимо от применяемой ими системы налогообложения). Это предприятия, у которых согласно ст. 2 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» показатели на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, соответствуют как минимум двум из следующих критериев:

1) балансовая стоимость активов – до 350 тыс. евро включительно;

2) чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 700 тыс. евро включительно;

3) среднее количество работников – до 10 человек включительно.

Подробно о том, какие предприятия попадают в категорию микро и когда происходит смена группы, – в статье «Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия» и примерах от Минфина «Как предприятию определить категорию, к которой оно относится (микро-, малое, среднее, крупное)»;

  • о непредпринимательских обществах.

Важно! Ранее имела право не формировать резервы и обеспечения еще одна категория – юрлица, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством, то есть единщики третьей группы (именно их относят нормы пп. 3 п. 291.4 и п. 44. 2 Налогового кодекса к тем, кто ведет упрощенный бухучет доходов и расходов). Однако изменениями, внесенными в НП(С)БУ приказом Минфина от 12.01.2023 № 18 (вступил в силу с 17.02.2023), эту категорию убрали из пп. 2 п. 2 НП(С)БУ 25. Так что сейчас система налогообложения не имеет значения, весомым является размер. То есть юрлица – единщики третьей группы могут не формировать резервы и обеспечения, только если они являются микропредприятиями (потому что микро предоставлено такое право). Если же предприятие малое, оно обязано формировать резервы независимо от системы налогообложения, на которой находится.

Указанным категориям предприятий (микропредприятиям и непредпринимательским обществам) на основании п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 резервы можно не формировать, поскольку этот пункт разрешает:

  • не создавать обеспечения будущих расходов и платежей (на оплату предстоящих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического осуществления;
  • текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме (а не по чистой реализационной стоимости с созданием резерва сомнительных долгов).

Свое решение о том, формировать или не формировать резервы и обеспечения, такие предприятия должны зафиксировать в учетной политике.

Как принимается решение о неформировании резервов и обеспечений?

Поскольку микропредприятия и непредпринимательские общества имеют право не создавать резервы и обеспечения, решение об этом нужно закрепить в приказе об учетной политике. Ведь если ничего не прописать в учетной политике, считается, что резервы и обеспечения следует формировать (отказ от них не зафиксирован).

Прописать отказ от резервов микропредприятие может буквально так, как это звучит в НП(С)БУ 25:

«Не создавать обеспечение последующих расходов и платежей (на выплату последующих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в период их фактического понесения.

Текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме».

Не будет ошибкой, если сформулировать это коротко: «Не создавать обеспечение будущих расходов и платежей на оплату последующих отпусков работников, выполнение гарантийных обязательств, резервы сомнительных долгов и другие резервы и обеспечения».

Микропредприятие по факту ошибочно подает в органы статистики (а «прибыльщики» – и в орган ГНС) не Финансовый отчет микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс), а обычный Финансовый отчет малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м). Может ли это предприятие не формировать резервы?

Считаем, что да. Ведь в п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 речь идет о том, что резервы могут не формировать предприятия, дословно: «...указанные в подпункте 2 пункта 2 данного раздела...». Условия о том, что такие предприятия должны фактически подавать именно упрощенные формы № 1-мс и № 2-мс, в п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 – нет. И если, например, микропредприятие, которое указано в пп. 2 п. 2 разд. І НП(С)БУ 25, по факту вместо форм № 1-мс и № 2-мс подает формы № 1-м и № 2-м, то оно от этого не перестанет быть микропредприятием. А значит, согласно п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 будет иметь право не формировать резервы.

Впрочем, не исключаем, что налоговики могут иметь другое мнение. Так что теоретический риск негативных последствий при использовании «не своих» форм финотчетности существует. То есть, если микропредприятие воспользовалось формами для малых, контролеры могут расценивать его как малое, и тогда отказ от создания резерва сомнительных долгов, резерва отпускных не будет действовать… Ведь это прерогатива только микропредприятий. Избежать такого риска поможет подача своих форм, а для микро – это формы № 1-мс и № 2-мс.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
13.11.2025
Финансовый лизинг: кто, когда и как подает форму № 20-ОПП?
Вы заключаете договор финансового лизинга и не знаете, нужно ли в таком случае подавать форму № 20-ОПП? На этот вопрос отвечает юрист. При заключении договора финансового лизинга у субъектов хозяйствования возникают вопросы, нужно ли подавать форму № 20-ОПП, кому именно, а также как заполнить форму....
04.11.2025
Денежные взносы в дополнительный капитал ООО: учет у общества
Общество с ограниченной ответственностью получило денежные взносы в дополнительный капитал. Как отразить в учете такую операцию? О каких нюансах налогообложения следует знать? Узнайте из статьи. С 27.08.2025 обновленная ст.12 Закона от 06.02.2018 № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и допо...
23.10.2025
Таблица-подсказка: отражаем результаты инвентаризации в учете
В статье рассмотрим, как последствия проведенной инвентаризации влияют на бухгалтерский и налоговый учет. Учет инвентаризации Процедура инвентаризации требует от предприятия выполнения конкретных действий, а именно: создания инвентаризационной комиссии, подготовки документации и активов, непосредст...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
14.11.2025
Имущественные вклады в дополнительный капитал: учет у общества
С 27.08.2025 общества с ограниченной ответственностью имеют право формировать дополнительный капитал, получая денежные и имущественные вклады (взносы). В статье рассмотрен порядок отражения в учете ООО имущественных вкладов, приведены образцы первичных документов. 27.08.2025 в Закон от 06.02.2018 № ...
13.11.2025
Финансовый лизинг: кто, когда и как подает форму № 20-ОПП?
Вы заключаете договор финансового лизинга и не знаете, нужно ли в таком случае подавать форму № 20-ОПП? На этот вопрос отвечает юрист. При заключении договора финансового лизинга у субъектов хозяйствования возникают вопросы, нужно ли подавать форму № 20-ОПП, кому именно, а также как заполнить форму....
13.11.2025
Аренда с выкупом и финлизинг: в чем разница?
В статье юрист объясняет, в чем состоит принципиальная разница между договором аренды с выкупом и договором финансового лизинга. У юридического лица возник вопрос: можно ли передать в аренду оборудование с правом выкупа без начисления процентов, не имея лицензии на предоставление финансовых услуг? ...
Лучшие материалы