Почтомат – сервис по доставке товаров, который уже давно популярен в мировой дистанционной торговле, а недавно начал набирать обороты и в Украине. Почтоматы позволяют интернет-бизнесу решить сразу две проблемы: улучшить обслуживание клиентов, которые хотят получать заказы, не подстраиваясь под курьера, и оптимизировать расходы на логистику.
В условиях роста электронной коммерции в Украине предложение более удобного и дешевого способа доставки – хороший инструмент в борьбе за покупателя. Благодаря автоматизированным процессам логистики и выдачи посылок, стоимость доставки до почтомата значительно ниже, нежели услуги курьерских служб. Рассмотрим, как работают почтоматы и на какие организационные нюансы следует обратить внимание интернет-магазинам, которые решили организовать такую доставку своих товаров.
К сожалению, украинское законодательство не успевает за стремительным развитием прогресса: определения термина «почтомат» в украинских нормативных актах мы не найдем. На это обращает внимание и Минэкономразвития в своем письме от 15.07.16 р. № 3631-04/21819-07, отмечая, что почтомат – это автоматический почтовый терминал самообслуживания, в котором потребитель может в удобное для себя время получить посылку (товар). В свою очередь, наравне с понятием «почтомат» встречается также понятие «автоматизированная почтовая станция», что, в сущности, одно и то же.
Под почтоматом (почтовым автоматом) понимают автоматизированный терминал по выдаче товаров, заказанных в интернет-магазинах, с терминалом для оплаты. Почтомат оборудован встроенными ячейками – ящичками разного размера для хранения заказов и центральной консолью с сенсорным экраном для управления процессом получения заказов, слотом для оплаты пластиковой картой и купюроприемником.
Автоматизированная почтовая станция – это станция приема и выдачи малогабаритных отправлений: заказов интернет-магазинов и компаний дистанционной торговли, пакетов документов и отправлений корпоративных клиентов, а также посылок. Загрузка в почтовую станцию и получение отправлений происходит при помощи специальных кодов доступа, которые вводятся на сенсорном экране. Станции, как правило, устанавливаются в местах сосредоточения максимального потока горожан, что позволяет предоставить дополнительный комфорт пользователям благодаря возможности выбора ближайшего к дому терминала.
Очевидно, что под почтоматом и автоматизированной почтовой станцией понимается одно и то же – автоматический терминал с большим количеством ячеек, в которые курьеры доставляют посылки, а получатели могут потом забрать их.
Причем, если такой терминал расположен в помещении с круглосуточным доступом или на улице, основная идея и ценность сервиса почтоматов состоит в получении заказа в любое удобное для клиента время (днем или ночью). То есть покупатель сам решает, где и когда забрать свою покупку. Ему не нужно подстраиваться под график курьера или режим работы пунктов выдачи. Если почтоматы работают круглосуточно, заказ можно забрать в любое время и в любом удобном месте, например по дороге на работу, домой или возле супермаркета.
Если служба почтомат-доставки (далее – почтомат-служба) относится к оператору почтовой связи в понимании ст. 1 Закона от 04.10.01 г. № 2759-III «О почтовой связи», она не будет принимать к отправке товары, запрещенные к пересылке во внутренних почтовых отправлениях согласно п. 32 Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных постановлением КМУ от 05.03.09 г. № 270.
Почтомат может находиться в собственности интернет-магазина, но это редкость. Поэтому в дальнейшем будем исходить из того, что он является собственностью другого субъекта хозяйствования – почтомат-службы.
Если интернет-магазин желает воспользоваться услугами по выдаче отправлений через почтоматы в качестве альтернативы курьерской доставки, то, как правило, ему следует зарегистрироваться партнером почтомат-службы. Для этого на сайте такой службы нужно заполнить регистрационную форму, которая служит заявкой для заключения договора. После этого регистрационные данные автоматически направляются специалисту почтомат-службы, который составляет договор на оказание услуг и направляет два его экземпляра интернет-магазину на подпись.
Прежде всего, по договору интернет-магазин может выбрать нужный ему набор услуг:
Варианты передачи отправлений в почтомат-службу могут быть следующие:
В зависимости от формы оплаты товара покупателями возможны следующие виды отправлений:
После обработки заявки работниками почтомат-службы и выполнения необходимых для окончательной регистрации административных операций интернет-магазину будут предоставлены данные административной учетной записи пользователя личного кабинета. С помощью данной учетной записи может быть осуществлен вход в систему, регистрация пользователей, являющихся работниками интернет-магазина, и прочие операции в личном кабинете.
Полностью автоматизировать доставку в почтоматы и выбрать нужный почтомат из списка прямо в корзине заказа на сайте интернет-магазина позволяет интеграция API на сайт интернет-магазина. API – это интерфейс прикладного программирования для интеграции одного программного обеспечения с другим (проще говоря, программа, которую нужно поставить на сайт). Интеграция через API – очень простая процедура. Работнику интернет-магазина нужно всего лишь скопировать несколько строк кода на страницу сайта магазина, где покупатель оформляет заказ. При этом никаких других изменений вносить в код сайта интернет-магазина не нужно.
Если процедура доставки через почтомат полностью автоматизирована, то покупатель на сайте интернет-магазина выбирает способ доставки до почтомата (по адресу удобного ему почтомата на карте или в списке). При этом он указывает мобильный телефон и/или e-mail, на который будет отправлено сообщение с индивидуальным кодом посылки для открытия ячейки почтомата. После подтверждения заказа в интернет-магазине товар будет доставлен покупателю в выбранный им почтомат в течение определенного времени (к примеру, 24 или 48 час.).
Данные покупателя передаются почтомат-службе, чтобы уже она могла сообщить ему о доставке. Кроме того, продавцу необходимо указать почтомат, в который нужно доставить посылку, выбрать размер ячейки. Некоторые почтомат-службы требуют от интернет-магазинов распечатать наклейку с данными отправления. Поэтому условиями договора может быть предусмотрено, что деньги за доставку в почтомат списываются с текущего счета интернет-магазина в момент, когда завершено создание наклейки. После наклейки этикетки на посылку, в зависимости от условий договора работник интернет-магазина отдает ее курьеру либо самостоятельно завозит в пункт приема. Как только посылка будет в почтомате, почтомат-служба сообщает об этом покупателю.
В SMS-сообщении покупателю указываются: код посылки; адрес почтомата; срок хранения заказа в терминале; сумма к оплате за заказанный товар (если при заказе товара в интернет-магазине покупатель сделал предоплату за товар, то при получении посылки оплата производиться не будет, и сумма к оплате будет равна 0 грн.). В течение указанного в сообщении срока покупателю нужно подъехать к выбранному терминалу, чтобы забрать свой заказ. Получение покупателем заказа через почтомат состоит из следующих шагов.
Шаг 1. В меню почтомата выбрать операцию получения посылки.
Шаг 2. Ввести код посылки, присланный покупателю в SMS-сообщении или по e-mail.
Шаг 3. Выбрать способ оплаты (наличностью или платежной карточкой), если заказ ранее не был оплачен.
Шаг 4. Оплатить заказанный товар и получить чек.
Шаг 5. Забрать свой заказ из открывшейся ячейки. Закрыть за собой ячейку после получения товара.
Если покупатель не может лично забрать свою посылку, он может передать индивидуальный код посылки другому человеку, которому доверяет получение своего заказа. Для этого необходимо сообщить данному лицу, кроме кода посылки, адрес почтомата и сумму к оплате. Уведомлять интернет-магазин о замене получателя посылки не нужно. Без полной оплаты товар почтоматом не выдается.
Если покупатель удалил сообщение почтомат-службы с индивидуальным кодом посылки, то нужно позвонить в сервисную поддержку данной службы, чтобы повторно получить сообщение с кодом. Новый код, как правило, отличается от предыдущего.
В п. 2 ст. 9 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» среди операций, которые следует проводить через РРО/ПРРО, отдельно выделены операции коммерческих агентов банков и небанковских финучреждений по приему наличности для последующего ее перевода с использованием программно-технических комплексов самообслуживания (ПТКС). И при этом делается акцент, что использование ПТКС по приему наличных для дальнейшего их перевода, не переведенных в фискальный режим (не оборудованных переведенный в фискальный режим РРО и/либо ПРРО), запрещается.
То есть при проведении оплаты через ПТКС почтомата РРО применяют указанные агенты, но никак не интернет-магазины (см. также разъяснение в ЗІР, категория 109.02). При этом фискальный кассовый чек по операциям приема и перевода наличных денежных средств через ПТКС по форме № ФКЧ-3 (приложение 5 к Положению о форме и содержании расчетных документов, утвержденному приказом Минфина от 21.01.06 г. № 13) содержит название товара.
Если покупатель не пришел за посылкой в течение указанного в SMS-сообщении или e-mail срока (обычно это три дня), то почтомат-служба возвращает товар интернет-магазину. Однако такой возврат не означает расторжения договора, заключенного на расстоянии, в понимании ст. 13 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 1023). Покупатель имеет право обратиться в интернет-магазин с требованием получить свой заказ. Предельные сроки такого обращения законодательством не установлены.
Если покупателю не подошел товар или интернет-магазин перепутал заказы, у покупателя есть возможность оформить возврат товара в интернет-магазин через почтомат. Но, как мы уже отмечали, заказ не будет выдан без полной оплаты товара. Кроме того, не все интернет-магазины могут быть подключены к услуге возврата посылки. Если же возможность возврата товара в интернет-магазин через почтомат имеется, то оформление покупателем возврата товара через почтомат происходит следующим образом.
Шаг 1. В меню терминала выбирается операция «Возврат посылки».
Шаг 2. Для возврата товара вводится код посылки.
Шаг 3. Указывается причина возврата товара.
Шаг 4. Открывается свободная ячейка, куда покупатель кладет возвращаемый товар. Чтобы получить квитанцию о возврате товара, необходимо закрыть дверь ячейки.
Шаг 5. После закрытия дверцы ячейки распечатывается квитанция о возврате товара.
Следует помнить, что в случае продажи материальных вещей по договору, заключенному на расстоянии, их возврат свидетельствует о расторжении договора. А потребитель вправе расторгнуть такой договор путем уведомления продавца об этом в течение 14 дней с момента получения товара (ч. 4 ст. 13 Закона № 1023). При этом все вопросы по возврату денежных средств покупатель будет адресовать в интернет-магазин, где он приобретал товар.