Из этой статьи вы узнаете:
Если предприятие желает прекратить свою деятельность, у него есть два пути (ч. 1 ст. 104 Гражданского кодекса, далее – ГК):
Поскольку нас интересует добровольное закрытие предприятия с полным прекращением деятельности, ниже мы будем рассматривать процесс ликвидации предприятия по решению собственника.
Общий порядок ликвидации юрлица описан в ст. 110, 111 ГК. А для ООО процедура добровольной ликвидации урегулирована ст. 48 Закона от 06.02.18 г. № 2275-VIII (далее – Закон № 2275).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона № 2275, ООО прекращается в результате передачи всего своего имущества, всех прав и обязанностей другим хозяйственным обществам – правопреемникам путем слияния, присоединения, разделения, преобразования или ликвидации.
На заметку! В уставе ООО может быть закреплен свой порядок добровольной ликвидации общества, однако согласно действующему законодательству такой раздел устава не является обязательным (ч. 5 ст. 11 Закона № 2275). |
Процедура закрытия (добровольной ликвидации) предприятия состоит из нескольких шагов.
Здесь сразу возникает вопрос:
Согласно нормам гражданского законодательства, юрлицо добровольно ликвидируется по решению его участников или органа юрлица, уполномоченного на это учредительными документами. Такое решение может быть принято, например, в связи с окончанием срока, на который было создано юрлицо, достижением цели, для которой оно создавалось, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами (п. 1 ч. 1 ст. 110 ГК).
А вот в Законе № 2275 собственникам ООО даны четкие указания. Так, в ч. 2 ст. 48 Закона № 2275 сказано, что добровольное прекращение ООО осуществляется по решению общего собрания участников ООО (если в ООО один собственник – по решению этого участника). Такое решение должно быть поддержано не менее 3/4 голосов всех участников ООО, которые имеют право голоса по данному вопросу (ч. 2 ст. 34 Закона № 2275). Решение общего собрания оформляется протоколом, а единоличное решение собственника – документом под названием «решение».
Что касается других организационно-правовых форм (например, ЧП), то следует выяснить, что указано в учредительных документах по поводу решения о самоликвидации. На практике такое решение оформляют в виде протокола, если участников несколько, или решением собственника, если участник один.
В протоколе следует указать (ст. 111 ГК; ст. 15 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV, далее – Закон № 755):
Закрытием предприятия может заниматься либо группа лиц (ликвидационная комиссия) либо один человек (ликвидатор). Это следует отразить в решении о ликвидации предприятия.
Действующее законодательство не запрещает участникам юрлица самостоятельно определить состав ликвидационной комиссии. Как правило, в нее включают учредителей предприятия, директора и/или главного бухгалтера. Также членами комиссии могут быть юрисконсульт, аудитор и др. Выполнение функций комиссии можно возложить на орган управления юрлица, например на правление.
Если ликвидируется предприятие, в уставном капитале которого есть государственная доля, в комиссии должен быть представитель госоргана, чье имущество входит в состав УК предприятия.
На заметку! В процессе ликвидации предприятия состав комиссии, ее председателя или ликвидатора можно поменять. |
С момента открытия ликвидационной процедуры все права руководителя юрлица переходят к председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору).
Ликвидатор составляет и подает в орган ГНС налоговую отчетность за последний отчетный период до утверждения ликвидационного баланса (ОИР, категория 116,07).
Ликвидатор должен подписывать налоговую отчетность и подавать ее в налоговый орган по месту регистрации и/или по неосновному месту учета предприятия вплоть до дня внесения записи о прекращении юрлица в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) (ОИР, категория 129,02).
Важный нюанс! Если отчетность будет подаваться в электронной форме, то при отсутствии у ликвидатора квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП) ее следует получить в соответствии с Законом от 05.10.17 г. № 2155-VIII. Помните, что подписывать электронные документы чужой КЭП нельзя! |
Участники юрлица, принявшие решение о его прекращении, обязаны в течение трех рабочих дней с даты принятия решения письменно уведомить об этом орган, осуществляющий госрегистрацию (ст. 105 ГК).
В этом случае можно обратиться к субъекту госрегистрации, например госрегистратору или нотариусу.
Согласно ч. 10 ст. 17 Закона № 755, госрегистратору следует подать:
Если в процессе ликвидационных действий будет меняться состав ликвидационной комиссии, то об этом также надо уведомить госрегистратора, подав ему оригинал либо нотариально заверенную копию решения участников юрлица/органа управления юрлица о соответствующих изменениях (п. 12 ст. 17 Закона № 755).
Имейте в виду! Если в установленный законом срок госрегистратору не будут поданы документы, обязательная подача которых предусмотрена законом для прекращения юрлица, или в поданных документах будут недостоверные сведения, председателя ликвидационной комиссии привлекут к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 1666 КУоАП в виде штрафа в размере от 60 до 80 НМДГ (от 1 020 до 1 360 грн). |
Подать документы можно двумя способами, а именно (ст. 14 Законом № 755):
1. В бумажном виде. При таком способе документы принимаются по описи, экземпляр которой в день поступления документов выдается (направляется почтой) заявителю с отметкой о принятии. Подать документы можно:
2. В электронном виде. Подать в электронной форме через Кабинет электронных сервисов на сайте Минюста, который действует согласно Порядку, утвержденному приказом Минюста от 23.03.16 г. № 784/5. Внимание! При подаче документы необходимо заверить, используя КЭП.
В случае ликвидации весь штат работников подлежит увольнению. Поэтому не позднее чем за 2 месяца до планируемой даты руководитель предприятия издает приказ о сокращении штата и каждого работника уведомляют под подпись о предстоящем сокращении. Типовая форма такого уведомления не установлена. Формулировка может быть следующей: «Попереджаємо Вас, що у зв’язку з ліквідацією підприємства (рішення загальних зборів ТОВ «Монарх» від 01.05.21 р. № 54) ви підлягаєте звільненню 01.08.20 р. на підставі п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗпП».
С приказом об увольнении необходимо ознакомить каждого сотрудника под подпись. В день увольнения следует произвести с сотрудниками полный расчет и выдать каждому копию приказа об увольнении, заверенную подписями должностных лиц и печатью (при наличии) предприятия (ст. 47 КЗоТ).
При закрытии предприятия следует провести сплошную инвентаризацию (п. 7 разд. I Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879, далее – Положение № 879). Такая инвентаризация охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в аренду, прокат либо находящиеся на реконструкции, в ремонте и т. д. независимо от их состояния; активы и обязательства, которые числятся на забалансовых счетах, и т. д. (п. 6 разд. I Положения № 879).
Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
В случаях, установленных законодательством, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает проведение независимой оценки имущества юрлица, которое прекращается (ч. 4 ст. 111 ГК).
Ликвидационная комиссия письменно уведомляет о предстоящей ликвидации всех должников предприятия с указанием сроков проведения ликвидационной процедуры. Если должники отказываются добровольно погашать задолженность, комиссия имеет право обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности.
До окончания срока, установленного для заявления кредиторами требований (см. выше), а также в день получения запроса от госрегистратора контролирующий орган передает в ЕГР (п. 11.10 Порядка, утвержденного приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588, далее – Порядок № 1588; п. 4 разд. IV Порядка, утвержденного приказом Минфина от 24.11.14 г. № 1162, далее – Порядок № 1162):
Возможно, юрлицо, которое проходит процедуру ликвидации, находится на учете в контролирующем органе по основному месту и одновременно в нескольких других контролирующих органах (по неосновному месту) либо на учете находятся обособленные подразделения такого юрлица. Тогда форму № 30-ОПП составляет контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика, принимая во внимание наличие/отсутствие задолженности такого плательщика и/или его обособленных подразделений по уплате налогов и сборов на соответствующих территориях.
Кроме того, форму № 30-ОПП и форму № 11-ЄСВ вместе с приложениями направляют (выдают) комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии, ликвидатору) или лицу, ответственному за погашение денежных обязательств или налогового долга (п. 11.11 Порядка № 1588).
Отметим, что если налоговый орган сначала передал данные о наличии налогового долга, то после его погашения в ЕГР передаются данные об отсутствии такой задолженности (п. 11.10 Порядка № 1588).
После получения от госрегистратора сведений из ЕГР о прекращении юрлица налоговый орган проводит предусмотренную законодательством проверку налогоплательщика относительно правильности начисления и уплаты налогов и сборов (в т. ч. ЕСВ). Ведь, согласно пп. 78.1.7 НК, начало процедуры прекращения юрлица является одним из оснований для документальной внеплановой налоговой проверки. По ее результатам налогоплательщик осуществляет окончательные расчеты с бюджетом.
Обратите внимание! Без сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов по форме № 30-ОПП такой налогоплательщик не будет считаться снятым с учета в налоговом органе. В то же время, если налоговики не подадут форму № 30-ОПП в установленные сроки, госрегистратор имеет право внести запись о прекращении юрлица и без нее (п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона № 755, письмо ГФС от 30.12.16 г. № 14612/М/99-99-14-03-03-14). |
После окончания срока заявления кредиторских требований (см. выше) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать данные о составе имущества предприятия, перечень предъявленных кредиторских требований, а также результат их рассмотрения (ч. 8 ст. 111 ГК). Баланс утверждается участниками юрлица.
В течение срока, установленного комиссией, кредиторы ликвидируемого предприятия имеют право заявлять свои требования. Как было отмечено выше, этот срок не может быть меньше двух и больше шести месяцев (ч. 5 ст. 105 ГК). Напомним, что комиссия определяет кредиторов и информирует их о начале процедуры ликвидации предприятия.
Если у предприятия будет недостаточно денежных средств для расчета с кредиторами, то для погашения задолженности будет продаваться имущество.
На завершающих шагах ликвидационная комиссия (ликвидатор) подчищает дела, поэтому ей (ему) следует:
После расчетов с кредиторами юрлица ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который должен быть утвержден участниками и подан в налоговый орган по месту регистрации (ч. 11 ст. 111 ГК; ОИР, категория 129.02).
В ликвидационном балансе отражаются результаты принятых решений о взыскании долгов, распределении активов, собственного капитала и погашения (списания) обязательств, которые привели к отсутствию активов, собственного капитала и обязательств ликвидированного предприятия на заключительную дату составления такого баланса.
Имейте в виду! Несвоевременная, неполная или с нарушением установленного порядка инвентаризация имущества, несоставление ликвидационного (промежуточного) баланса чреваты административной ответственностью – штрафом в размере от 100 до 150 НМДГ (от 1 700 до 2 550 грн) для должностных лиц юрлица или других лиц, привлеченных к проведению процедуры прекращения юрлица (ч. 3 ст. 1666 КУоАП). |
Имущество предприятия, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между участниками юрлица пропорционально их вкладам в уставный капитал предприятия (ч. 12 ст. 111 ГК).
После выполнения всех вышеперечисленных действий, но не раньше окончания срока для заявления кредиторских требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) подает (направляет заказным письмом с описью вложения) госрегистратору следующие документы (ч. 13 ст. 17 Закона № 755):
Если документы подает представитель предприятия, тогда он предъявляет документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий его полномочия (доверенность).
Госрегистратор принимает документы по описи, копия которой выдается (направляется по почте) председателю ликвидационной комиссии с отметкой о дате их поступления.
На основании поданных документов госрегистратор устанавливает, нет ли причин для отказа в регистрации прекращения юрлица.
Причины, по которым госрегистратор вправе отказать в госрегистрации, приведены в ст. 28 Закона № 755 (например, документы поданы лицом, которое не имело на это полномочий). По другим причинам, не указанным в этой норме, госрегистратору запрещено отказывать в регистрации.
Если причин для отказа нет, тогда срок рассмотрения поданных документов – 24 часа (не считая выходные и праздничные дни).
По результатам проведения регистрационных действий госрегистратор вносит данные о прекращении юрлица в ЕГР. По желанию представителя юрлица ему выдается выписка из ЕГР в бумажном виде с подписью и печатью госрегистратора.
Предприятие считается закрытым (прекратившим свою деятельность) со дня внесения в ЕГР записи о его прекращении, и с этого момента такому предприятию запрещено (ст. 104 ГК):
К сведению! Мы рассмотрели пошаговые действия предприятия при осуществлении добровольной ликвидации. На практике некоторые шаги могут выполняться в другом порядке или одновременно. |