Зачет встречных требований по внешнеэкономическим контрактам: все-таки можно или нет?
Свобода выбора способа расчетов по внешнеэкономическим контрактам на сегодня является острой дискуссионной темой между субъектами хозяйствования, фискальными органами, Национальным банком и судами. В данном материале попробуем разобраться, имеют ли право субъекты внешнеэкономической деятельности проводить зачеты встречных однородных требований по экспортным и импортным контрактам и какова ответственность в случае их осуществления.
Не так давно, на сайте Офиса крупных плательщиков ГФС появилась официальная позиция фискалов по вопросу возможности проведения зачета встречных однородных требования в сфере внешнеэкономической деятельности.
целом позиция ГФС сводится к тому, что Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, а также Инструкция №136 о порядке осуществления контроля за экспортными и импортными операциями, утвержденная постановлением Национального банка Украины разрешают зачет встречных однородных требований с нерезидентом. Одновременно фискальный орган указывает на существование постановления Правления НБУ от 13.12.2017 года №129, которым установлено требование по обязательной продаже на межбанковском валютном рынке поступлений в иностранной валюте в виде валютной выручки на счет резидентов от продажи товаров по внешнеэкономическим договорам. По мнению работников Офиса крупных плательщиков ГФС данная норма указывает на то, что расчеты по ВЭД контрактам в безденежной форме (проведение зачета встречных однородных требований на сумму валютной выручки, которая не будет поступать на счет резидента) невозможны. В подтверждение такой позиции фискалы ссылаются на статью 203 Гражданского кодекса Украины, согласно которой сделки не могут противоречить этому Кодексу, другим актам гражданского законодательства, а также интересам государства и общества, его моральным принципам.
Сразу следует отметить, что согласно устоявшейся практике Верховного Суда Украины сделки, которые не отвечают интересам государства и общества – являются оспариваемыми, то есть могут быть признаны таковыми исключительно судом и никак не фискальными органами. В тоже время, постановление Правления НБУ от 13.12.2017 года №129 не является актом гражданского законодательства, поэтому ссылка контролёров на статью 2013 ГК, является, мягко говоря, неуместной в данном случае.
Важным является и то, что постановление Правления НБУ №129 принято во исполнение статей 6, 11, 13 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля», то есть, регулирует организацию торговли иностранной валютой на территории Украины, а не вопросы способов расчетов по внешнеэкономическим контрактам. Срок действия данного постановления - до 13 июня 2018 года (включительно). Кроме того, требование относительно обязательной продажи валютной выручки распространяется не на все валюты, а только на поступления в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 04 февраля 1998 года № 34 (в редакции постановления Правления Национального банка Украина от 19 апреля 2016 № 269) (с изменениями), и в российских рублях.
Следовательно, ссылка контролирующего органа на постановление Правления НБУ №129 как на нормативно-правовой акт запрещающий зачет однородных требований в ВЭД, является также неуместной в данном случае.
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
и примеры
доступа
вопрос эксперту
обновления
материалам
материалов с 2015 года