Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Административное обжалование налоговых уведомлений-решений

Статья-подсказка:

  • как воспользоваться процедурой административного обжалования;
  • каких результатов ожидать от процедуры административного обжалования.

Допустим, налоговый орган проверил предпринимателя, по результатам проверки составил акт о том, что выявлены нарушения, и на основании акта принял налоговое уведомление-решение о доначислении налогов и штрафов. Предприниматель не согласился с выводами проверки и захотел обжаловать полученное уведомление-решение в административном порядке. Ниже расскажем о том, как надо действовать в этом случае.

Что надо знать об административном обжаловании

Процедура административного обжалования является досудебным порядком решения спора.

Денежное обязательство, указанное в налоговом уведомлении-решении, считается несогласованным до окончания процедуры административного обжалования. То есть у предпринимателя нет обязанности его уплачивать, пока идет обжалование (п. 56.15, 57.3 Налогового кодекса, далее – НК).

Если в жалобе предприниматель просит пересмотреть результаты проверки и отменить налоговое уведомление-решение в связи с наличием не изученных в ходе проверки обстоятельств, это может стать основанием для назначения выездной или невыездной внеплановой документальной проверки предпринимателя (пп. 78.1.5, п. 79.1 НК).

Однако не стоит сразу готовиться к внеплановой проверке. Проверка назначается не по каждой жалобе, а только тогда, когда это необходимо для полноценного рассмотрения жалобы, и причем только по вопросам, которые предприниматель оспаривает.

Но надо сказать, что проведение проверки может принести предпринимателю пользу. Например, предприниматель может представить ГНИ документы, из-за отсутствия которых ранее был сделан вывод о нарушении им налогового или другого законодательства. При внеплановой проверке в рамках процедуры административного обжалования предприниматель будет иметь возможность представить эти документы и доказать, что нарушений не было.

Порядок подачи жалобы

Жалоба подается (п. 56.3 НК, постановление КМУ от 20.03.13 г. № 229, Постановление КМУ от 21.05.14 г. № 160):

  • в Главное управление Миндоходов в области или г. Киеве – на налоговое уведомление-решение ГНИ;
  • в Государственную фискальную службу (далее – ГФС) – на решение, принятое Главным управлением Миндоходов в области или г. Киеве по результатам рассмотрения жалобы на налоговое уведомление-решение ГНИ.

Обратите внимание! Постановлением Верховной Рады от 28.02.14 г. № 838-VII рекомендовано Кабмину осуществить комплекс мер, направленных на ликвидацию Миндоходов и создание соответствующих центральных органов исполнительной власти в сфере налоговой политики. В консультации мы называем существующие в настоящее время органы ГФС и территориальных органов Миндоходов, которые уполномочены рассматривать жалобы предпринимателей.

О подаче жалобы предприниматель обязан известить ГНИ, которая приняла обжалуемое налоговое уведомление-решение (п. 56.5 НК).

Срок подачи жалобы составляет 10 календарных дней, считая с дня, следующего за днем получения предпринимателем налогового уведомления-решения или решения о результатах рассмотрения жалобы.

Жалоба может быть подана непосредственно Главному управлению Миндоходов в области (г. Киеве) или в Миндоходов либо направлена в их адрес ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (п. 5.1 Порядка оформления и подачи жалоб плательщиками налогов и их рассмотрения органами доходов и сборов, утвержденного приказом Миндоходов от 25.12.13 г. № 848, далее – Порядок № 848).

По своему усмотрению предприниматель решает, воспользоваться процедурой административного обжалования полностью или нет. Например, Главным управлением Миндоходов в области принято решение отказать в удовлетворении жалобы предпринимателя на налоговое уведомление-решение ГНИ. Предприниматель не стал продолжать процедуру административного обжалования, то есть не подал в ГФС жалобу на указанное решение Главного управления Миндоходов в области. Предприниматель посчитал более целесообразным обратиться с иском в административный суд об отмене налогового уведомления-решения ГНИ.

Оформление жалобы

Жалоба подается в письменной форме. В жалобе следует указать (п. 4.1 Порядка № 848):

  • фамилия, имя, отчество и место проживания предпринимателя;
  • наименование ГНИ, принявшего обжалуемое налоговое уведомление-решение;
  • номер и дату налогового уведомления-решения, название и указанную в нем сумму налога, сбора, штрафной санкции;
  • сведения из налогового уведомления-решения, с которыми предприниматель не согласен;
  • обстоятельства дела, которые, по мнению предпринимателя, при проверке установлены неправильно или вообще не установлены;
  • аргументы, почему предприниматель не согласен с налоговым уведомлением-решением или решением о результатах рассмотрения жалобы, – со ссылками на нормы законодательства;
  • суть требований предпринимателя;
  • сведения об извещении ГНИ, принявшей обжалуемое налоговое уведомление-решение, о подаче жалоб в Главное управление Миндоходов в области или г. Киеве или ГФС;
  • сведения о подаче или неподаче искового заявления в суд об отмене уведомления-решения;
  • адрес, на который надо направить решение о результатах рассмотрения жалобы;
  • перечень документов, которые прилагаются к жалобе.

Какие документы приложить к жалобе, выбирает сам предприниматель. Это могут быть расчеты, документы, которые подтверждают доводы предпринимателя, изложенные в жалобе. Копии прилагаемых к жалобе документов должны быть заверены подписью предпринимателя и печатью при ее наличии (п. 4.2 Порядка № 848).

Жалоба должна быть подписана предпринимателем. Подписать жалобу может и представитель от имени предпринимателя, но в таком случае к жалобе необходимо приложить доверенность (оригинал или копию), подтверждающую полномочия представителя (п. 4.3 Порядка № 848).

Предприниматель имеет право принимать участие в рассмотрении жалобы, но о своем желание присутствовать при рассмотрении необходимо указать в самой жалобе (п. 6.1 Порядка № 848).

Для наглядности приведем образец жалобы.

ОБРАЗЕЦ

Головне управління Міндоходів

№ 23 від 29.08.14 р. у Дніпропетровській області
49600, Дніпропетровська обл.,
м. Дніпропетровськ,

вул. Сімферопольська, буд. 17а

Фізична особа – підприємець

Петренко Роман Ігоревич
м. Дніпропетровськ,

вул. Артема, буд. 2 кв. 135

Скарга

Державною податковою інспекцією в Бабушкінському районі м. Дніпропетровська Головного управління Міндоходів у Дніпропетровській області (далі – ДПІ) видане податкове повідомлення-рішення від 12.08.14 р. № 0000765487, яким фізичній особі – підприємцю Петренко Р.І. , ІПН 1111111111 (далі – ФОП Петренко Р.І.) визначене грошове зобов’язання з податку на додану вартість в сумі 2 849 206,25 грн. (2 279 365 грн. за основним платежем та 569 841,25 грн. штрафної санкції).

Вищевказане податкове повідомлення-рішення направлене рекомендованим листом 49 000 23475240 та отримане ФОП Петренко Р.І. 19.08.14 р.

ФОП Петренко Р.І. не згоден із сумою грошових зобов’язань, визначених податковим повідомленням-рішенням від 12.08.14 р. № 0000765487, та вважає, що ДПІ неправильно встановлені обставини здійснення ФОП Петренко Р.І. господарських операцій та безпідставно зроблено висновок про відсутність реальних господарських операцій з контрагентом-постачальником ТОВ «Континент» (код ЄДРПОУ 22222222) за період січень – грудень 2013 року.

В акті перевірки від 01.08.14 р. № 307/223/1111111111 ДПІ вказує на порушення ФОП Петренко Р.І. норм п. 185.1, 187.1, 188.1, 198.2, 198.3, 198.6, 198.2, 198.3, 201.1 Податкового кодексу (далі – ПК) та як наслідок – на заниження податку на додану вартість на суму 2 279 365 грн. за період січень - грудень 2013 року.

ФОП Петренко Р.І. наполягає на тому, що:

  • господарські операції, здійснені з ТОВ «Континент» протягом січня – грудня 2013 року, є цілком реальними. Зокрема, ФОП Петренко Р.І. протягом вказаного періоду отримував від ТОВ «Континент» товари (фарби для волосся, креми, дезодоранти, лаки для нігтів, помади тощо), що підтверджується договорами поставки, податковими та видатковими накладними, платіжними дорученнями на сплату отриманого товару;

  • висновки ДПІ про порушення ФОП Петренко Р.І. п. 185.1, 187.1, 188.1, 198.2, 198.3, 198.6, 201.1 ПК є помилковими;

  • податкове повідомлення-рішення від 12.08.14 р. № 0000765487, яким ФОП Петренко Р.І. визначено грошове зобов’язання з податку на додану вартість та штрафні санкції, є необґрунтованим.

Про факт подання до Головного управління Міндоходів у Дніпропетровській області скарги на податкове повідомлення-рішення від 12.08.14 р. № 0000765487 ФОП Петренко Р.І. згідно з п. 56.5 ПК повідомило ДПІ 29.08.14 р. цінним листом з повідомленням про вручення.

На час звернення зі скаргою податкове повідомлення-рішення від 12.08.14 р. № 0000765487 не оскаржується ФОП Петренко Р.І. у судовому порядку.

Рішення за скаргою необхідно надіслати за адресою: м. Дніпропетровськ, вул. Артема, буд. 2 кв. 135

Зважаючи на вищенаведене та керуючись пп. 17.1.7, ст. 55 та 56 ПК,п. 2.1*, 3.1 та 9.2 Порядку оформлення і подання скарг платниками податків та їх розгляду органами доходів і зборів, затвердженого наказом Міністерства доходів і зборів України від 25.12.13 р. № 848,

ПРОШУ:

Скасувати прийняте Державною податковою інспекцією у Бабушкінському районі м. Дніпропетровська Головного управління Міндоходів у Дніпропетровській області податкове повідомлення-рішення від 12.08.14 р. № 0000765487.

Додаток: копії зазначених в тексті документів на ____ арк.**

Фізична особа – підприємець (підпис) Р.І. Петренко

* Если жалоба подается в ГФС, то необходимо делать ссылку на п. 2.2 Порядка № 848 и Постановление КМУ от 21.05.14 г. № 160):

** Прилагаются документы на которые предприниматель ссылается и обосновывает жалобу.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы