Земельный налог за неоформленную землю: налоговая не сможет доказать алгоритм расчета обязательств
Суть спора
Физлицо-предприниматель (далее – Истец) обратился в суд с иском к районной налоговой (далее – Ответчик) о признании недействующими и отмене четырех налоговых уведомлений-решений (далее – НУР) об увеличении денежного обязательства по земельному налогу вместе со штрафными санкциями.
Истец утверждает, что не имеет обязанности по уплате земельного налога, так как не оформлял вещные права на земельный участок под собственными нежилыми помещениями. По его мнению, такая обязанность возникает у владельца земельного участка, а его права еще не оформлены. Ответчик на основании того, что Истец владеет нежилым помещением, считает его плательщиком земельного налога с даты госрегистрации права собственности на такое имущество. Поэтому была проведена проверка Истца и составлено НУР о начислении земельного налога за каждый год нахождения земельного участка в пользовании (с даты регистрации права на недвижимое имущество, которое на нем расположено). Истец не согласился с этим и обратился в суд для защиты своих прав.
Первая и вторая судебные инстанции частично удовлетворили иск, признали противоправными и отменили три НУР о начислении земельного налога. Ответчик решил обратиться с кассационной жалобой в Верховный Суд.
Выводы суда
Верховный Суд поддержал решения судов первой и второй инстанций: признал противоправными и отменил три НУР об увеличении суммы денежного обязательства по земельному налогу. Однако в постановлении суд подтверждает, что владелец недвижимого имущества на земельном участке считается плательщиком земельного налога с даты возникновения вещного права на такое имущество. А фискальный орган обязан правильно рассчитать размер такого налога. Во внимание принимается точная площадь пользования (площадь под такими помещениями (их частями), которая делится пропорционально доле придомовой территории). Ответчик не смог доказать правомерность и алгоритм расчета доначисленных Истцу сумм налогового обязательства по земельному налогу, что и стало основанием для признания противоправными НУР (Постановление Верховного Суда от 18.06.19 г., ЕГРСР, рег. № 82447009).
Комментарий
Обязанность по взысканию платы за землю наступает у владельцев земельных участков и/или землепользователей со дня возникновения права собственности или пользования этими участками (п. 287.1 НК). Право собственности или пользования на земельный участок возникает с момента его регистрации в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество (ст. 125, 126 ЗК). Вещные права возникают относительно сформированного объекта гражданских прав, которым может быть земельный участок. Для этого определяются его границы, целевое назначение, величина нормативной денежной оценки и другие данные, которые отражаются в Государственном земельном кадастре во время регистрации участка, присвоения ему кадастрового номера.
Поэтому при отсутствии правоустанавливающих документов обязанность декларирования земельного налога в отношении такого участка не возникает. Но это одна сторона медали. Использование земельных участков без надлежащего оформления прав является нарушением норм земельного законодательства. К тому же такое использование земли в нашем государстве является платным.
Поэтому и возникают споры с налоговиками, которые требуют платы даже за неоформленный надлежащим образом земельный участок. Они считают достаточным наличие на нем оформленного недвижимого имущества (его части). Собственник недвижимости в любом случае пользуется землей для обслуживания такого имущества. Даже если официально он не совершает действий по оформлению земли, он ею уже пользуется.
К сожалению, судебная практика подтверждает позицию налоговиков – наличие на земельном участке недвижимого имущества является основанием для уплаты владельцем земельного налога, даже до оформления вещных прав на земельный участок. Чаще всего суды принимают решения о признании законными вынесенных плательщикам НУР и начислении обязательств по земельному налогу
Но способ победы в суде есть. Остается задать вопрос об алгоритме расчета налоговиками размера такого налога. Ведь доказать правильность расчета нереально, поскольку для этого нужно знать, в частности, площадь земельного участка и нормативную денежную оценку. Площадь определяется при установлении границ, формировании земельного участка и закрепляется в сведениях Государственного земельного кадастра. Налоговики же берут приблизительную площадь участка, исходя из данных техпаспорта на здание (где площадь земельного участка приблизительная, не окончательная) или из данных инвентаризации, предоставленных местным отделом Госгеокадастра.
Итак, аргументом в споре о начислении налоговиками налога за земельный участок, который не оформлен надлежащим образом, могут быть сомнения в правомерности расчета и невозможность доказательства такого расчета. Только тогда есть шанс, что суд отменит вынесенные НУР.
Комментарии к материалу