Основой для любых управленческих отчетов служит стандартная финансовая отчетность предприятия, составленная по данным бухгалтерского учета. Это четыре формы: Баланс (форма № 1), Отчет о финансовых результатах (о совокупном доходе) (форма № 2), Отчет о движении денежных средств (составленный косвенным и прямым методами) (форма № 3), Отчет о собственном капитале (форма № 4).
Управленческие отчеты предназначены, как правило, для внутреннего пользователя (но могут быть интересны и инвесторам).
На основе таких отчетов руководители принимают управленческие решения. Вот почему состав и форма управленческой финотчетности напрямую зависит от избранной стратегии компании.
Как это происходит? Основываясь на стандартных отчетных формах, главный бухгалтер формирует такую управленческую отчетность, в которой подробно раскрыты значимые для предприятия статьи, к которой приложены аналитические расшифровки, чтобы можно было рассчитать установленные в стратегическом плане развития предприятия финансовые показатели. Вместе с тем несущественные (незначимые со стратегической точки зрения) статьи он может укрупнить. Принимая такое решение, бухгалтер (финансист) опирается на свое профессиональное суждение.
Например, одним из важнейших показателей эффективной работы предприятия является прирост собственного капитала (далее – СК). Приведем пример годового финансового управленческого отчета для собственников и руководителей предприятия (далее – Отчет), построенного на базе стандартных финансовых отчетов предприятия по формам № 1 и № 2 (см. таблицу ниже).
Утвержденной формы такого Отчета не существует, предприятия разрабатывают ее самостоятельно, под свои нужды. В чем особенность формы такого Отчета? В том, что балансовые статьи должны быть расположены в ней таким образом, чтобы их результат (итог) отражал значение собственного капитала. Значение полученного финансового результата – как составляющей СК – «внедрено» в Отчет из стандартной формы 2. Это значение показывает, за счет чего предприятие получило прибыль или убыток. Таким образом, объединение двух форм отчетности дает возможность бухгалтеру сформировать отчет с акцентом на ключевой показатель.
№ |
Статья |
Формула расчета |
Сумма |
|
период 1 |
период 2 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Необоротные активы |
|
|
|
2 |
Оборотные активы |
|
|
|
3 |
Группы выбытия |
|
|
|
4 |
Итого |
Стр. 1 + стр. 2 |
|
|
5 |
Долгосрочные обязательства |
|
|
|
6 |
Текущие обязательства и обеспечения |
|
|
|
7 |
Обязательства, связанные с группами выбытия |
|
|
|
8 |
Итого |
Стр. 5 + стр. 6 + стр. 7 |
|
|
9 |
Доход от реализации |
|
|
|
10 |
Затраты операционной деятельности |
|
|
|
11 |
Финансовый результат от операционной деятельности |
Стр. 9 – стр. 10 |
|
|
12 |
Финансовые доходы |
|
|
|
13 |
Финансовые расходы |
|
|
|
14 |
Прочие доходы |
|
|
|
15 |
Прочие расходы |
|
|
|
16 |
Налог на прибыль |
|
|
|
17 |
Финансовый результат (нераспределенная прибыль (+)/непокрытый убыток (–) |
Стр. 11 + стр. 12 – |
|
|
18 |
Собственный капитал (в т. ч. стр. 17) |
Стр. 4 – стр. 8 |
|
|
Если составить такой отчет за несколько периодов, будет хорошо видна динамика размера СК.
На практике собственники предприятия устанавливают целевой показатель прироста СК за год.
Например, про итогам 2016 года размер СК составил 25 млн грн. На 2017 год был установлен целевой показатель прироста: СК2017 = 1,6 СК2016 (т. е. 40 млн грн.). По факту размер СК за 2017 год составил 30,5 млн грн. (т. е. 1,22 х СК2016). Целевой показатель (40 млн грн.) не был достигнут.
Вот что надо сделать в такой ситуации:
Годовой отчет составлен. Как действовать дальше?
Чтобы принять правильные решения, связанные с реализацией стратегии компании на следующий отчетный год, следует провести SWOT-анализ, который поможет выявить:
К внутренним факторам относятся:
К внешним факторам относятся риски и возможности ведения бизнеса – как общие, так и присущие специфике того рынка, на котором работает компания. Рассмотрим их подробнее.
Возьмем условия, которые сейчас влияют на работу предприятия.
Кризис – это всегда возможность:
Предлагаем несколько практических решений, которые помогут вам эффективно спланировать работу на следующий год и предотвратить или нивелировать основные риски для вашего бизнеса.
Давайте назовем основные проблемы.
В чем проблема? Кредиты недоступны или чрезмерно дороги.
Где искать решение? Используем внутренние ресурсы – торговый капитал компании.
Как действовать? У нас три составляющие торгового капитала, направляем все усилия туда:
В чем проблема? Неплатежеспособность ключевых покупателей может привести к неплатежеспособности вашего предприятия.
Где искать решение? Работайте с задолженностями ежедневно, своевременно выявляйте и предотвращайте внешние и внутренние риски.
Как действовать? Работайте сразу в нескольких направлениях:
Важный момент! Принимая меры предосторожности, не забывайте, что и контрагенты тоже хотят удержаться на плаву: соблюдайте баланс интересов.
В чем проблема? Дебиторская задолженность накапливается, грозит превратиться в безнадежную задолженность.
Где искать решение? Управляйте оборотными средствами эффективно, чтобы обеспечить положительный поток денежных средств.
Как действовать? Здесь тоже нужны конкретные шаги:
И главное – помните: управленческие отчеты вы составляете для внутренних пользователей. Сделайте отчеты удобными и понятными.
В чем проблема? Себестоимость давит на прибыль.
Где искать решение? Уходите от использования инвалюты и компенсируйте потери на курсовых разницах.
Как действовать? Действуйте решительно:
В чем проблема? Низкая рентабельность бизнеса является одной из причин нехватки оборотных средств.
Где искать решение? Ключ к решению проблемы – поиск дополнительных источников дохода и минимизация затрат.
Как действовать? Вот конкретные меры, которые помогут вам решить эту проблему: