Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Служба охраны труда: всем ли работодателям она нужна

27.08.2018 2640 0 2



Одним из вопросов Гоструда во время проверок является наличие у работодателя службы охраны труда. Ведь именно об этом говорится в п.1.3 и 1.4 р.IV акта проверки субъекта хозяйствования (производственного объекта), утвержденного приказом МЧС от 11.08.2011 г. № 826. Выясним, нужна ли такая служба вам.

Для всех и для каждого

Конечно, за организацию охраны труда должен кто-то отвечать. Причем, как следует из абзаца второго ч.2 ст.13 Закона об охране труда1, у работодателя должна быть создана или служба охраны труда или должны быть определенные должностные лица, которые будут выполнять функции, связанные с охраной труда.

На первый взгляд может показаться, что это требование касается только предприятий. Однако, если мы обратимся к ч.2 ст.1 Закона об охране труда, то работодателем считается не только собственник предприятия или уполномоченный им орган (независимо от форм собственности, вида деятельности и хозяйствования), но и физическое лицо, использующее наемный труд. То есть определенные требования по управлению охраной труда и обязанностей работодателя касаются как юридических, так и физических лиц, использующих наемный труд.

Обязательность создания службы охраны труда у работодателя зависит от количества работающих. При этом возможна ситуация, когда с одним лицом заключено два трудовых договора - по основному месту работы и по внутреннему совместительству. И исходя из определения «работник», которое приведено в ч.3 ст.1 Закона об охране труда, это лицо, которое работает и выполняет обязанности или функции согласно трудовому договору (контракту). Итак, можно сделать вывод, что если с лицом заключено два трудовых договора, то с точки зрения Закона об охране труда считается работает фактически два работника.

50 и более работников

Статья 15 Закона об охране труда предъявляет определенные требования (рис.). Так, если у работодателя работает 50 и более человек, то работодатель должен создать службу охраны труда (ч.1). Так служба функционирует в соответствии с Положением о службе охраны труда, разрабатывается и утверждается соответствующим работодателем на основании Типового положения № 2552. Во внутреннем Положении работодатель должен определить структуру службе охраны труда, ее численность, основные задачи, функции и права ее работников в соответствии с законодательством (абзац первый п.1.2 Типового положения № 255).

1 из 1

Рис. Формирование службы охраны труда

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Это требование ч.4 ст.15 Закона об охране труда необходимо учитывать, когда вы составляете свой штатное расписание. Ведь одним из распространенных нарушений является подчинение службы охраны труда не руководителю предприятия, а к примеру, начальнику отдела кадров.

Как указано в п.1.5 Типового положения № 255 названия должностей (профессий) устанавливаются в соответствии Классификатора профессий3, а квалификационные требования - согласно раздела 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих» Выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Министерства труда от 29.12.2004 г. № 336 (далее - Справочник № 336). Название должности руководителя службы охраны труда, сформированная в соответствии с одноименной профессиональной названия работы - «Начальник отдела охраны труда» (Код КП 1232). Такому начальнику может подчиняться «Инженер по охране труда» (Код КП 2149.2). Учитывая это, вполне логично, чтобы подразделение по охране труда назывался все же не служба, а отдел охраны труда.

По профессиональной названия работы «Инспектор по охране труда» (Код КП 3152), то она, исходя из информации, приведенной в Классификаторе профессий, имеет отношение только к госслужбе. Квалификационные требования указанной профессиональной имени ранее находились в Справочнике типовых профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих, утвержденном приказом Нацгосжслужбы от 13.09.2011 г. № 11, который в прошлом году утратил силу4.

Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работников службы охраны труда проводятся в установленном законодательством порядке при приеме на работу и периодически один раз в три года (п.1.6 Типового положения № 255). При этом следует ориентироваться на Типовое положение № 155 р.5 которое регламентирует вопросы обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц.

Иногда работодатели расширяют функции службы охраны труда, вводя в нее работников, занимающихся непосредственно пожарной безопасностью или экологией на предприятии. Прямого запрета этого Типовое положение № 255 не содержит, однако это и не вытекает из указанного Типового положения. Свое очередь, как следует из квалификационных характеристик начальника отдела охраны труда, прописано в Справочнике № 336 (п.51 раздела «Руководители»), его работа связана исключительно с охраной труда.

Менее 50 работников

А если у работодателя работает менее 50 человек? В таком случае функции службы охраны труда могут выполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку (ч.2 ст.15 Закона об охране труда). О такой подготовке то опять-таки надо обратиться к р.5 Типового положения № 15.

Напоминаем, что совместительство оно возможно лишь в свободное от основной работы время. При этом на практике встречаются такие случаи, когда с работником, с которым заключен договор по основному месту работы по должности, например, главный инженер дополнительно заключается договор внутреннего совместительства, например, с должности инженер по охране труда. Но в этом случае фактически возникает конфликт интересов, и я советую все же применять внешнее совместительство. Хотя Закон об охране труда не выдвигает определенные требования, какое это именно должно быть совместительство - внешнее или внутреннее.

Частой ошибкой является то, что инженера по охране труда, работающего по совместительству, подчиняют руководителю технического подразделения, главному инженеру, техническому директору или главному механику. Фактически инженер по охране труда обязан контролировать деятельность работников на этих должностях (п.3.14 Типового положения № 255).

Иногда с директором предприятия, имеющего соответствующую подготовку, дополнительно пытаются заключить договор внутреннего совместительства по должности инженер по охране труда. По мнению автора, с директором лучше так «не играть». Во-первых, работа инженера по охране труда должен соответствовать должностной инструкции, которая должна быть составлена в соответствии со Справочником № 336 (п.28 раздела «Профессионалы»). Во-вторых, как было отмечено выше, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю (ч.4 ст.15 Закона об охране труда). Если одно и то же лицо является и директором (а может еще и владельцем предприятия), и инженером по охране труда, то получается, что оно само себе подчиняется. А это уже не вписывается в требования Закона об охране труда.

Менее 20 работников

Если у работодателя работает менее 20 человек, то для выполнения функций охраны труда на договорной основе могут привлекаться сторонние специалисты, имеющие соответствующую подготовку (ч.3 ст.15 Закона об охране труда). При этом Закон об охране труда не выдвигает требований, какой именно должен быть договор (трудовой или гражданско-правовой). Но обращаем внимание, что в случае заключения гражданско-правового договора с обычным физическим лицом существуют определенные риски:

- такой гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой договор. Тогда, исходя из абзаца второго ч.2 ст.265 КЗоТ, на работодателя может быть наложен штраф в размере 30 минимальных зарплат за каждый такой договор (в 2018 году - 111 690 грн.). При этом должностным лицам предприятий и физлицам-предпринимателям, использующим наемный труд может угрожать административный штраф от 500 до 1000 ндмг (от 8500 до 17000 грн.), Что предусмотрено ч.3 ст.41 КоАП;

- систематическая деятельность, под которой судебная практика понимает выполнения определенной работы или услуги не менее чем три раза в течение одного календарного года (см. П.4 постановления Пленума ВСУ от 25.04.2003 г. № 3), может привести к тому, что такое лицо будет оштрафована по нормам ч.1 ст.164 КоАП за нерегистрацию субъектом хозяйствования. Штраф в этом случае может составлять от 1000 до 2000 ндмг (от 17000 до 34000 грн.).

По мнению Госгорпромнадзора, изложенного в письме от 16.07.2013 г., привлечение специалистов на договорных началах, рассматриваются, регулируются и осуществляются в соответствии с требованиями ГКУ, поскольку в данном случае лицо «специалист» будет предоставлять определенную услугу, а значит является фактически физлицом- предпринимателем. При этом напоминаем, что субъект хозяйствования имеет право не производить ЕСВ с выплачиваемой предпринимателю вознаграждения по ГПД, если выполненные работы (предоставленные услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований ( п.1 ч.1 ст.4 Закона о ЕСВ).

Для предоставления услуг в сфере охраны труда всего подходит класс 74.90 «Другая профессиональная, научная и техническая деятельность, н. в. и. в. ». Такой вывод можно сделать из методологических основ и объяснений (КВЭД-2010), утвержденных приказом Госкомстата от 23.12.2011 г. № 396. Ведь указанный класс КВЭД класс содержит деятельность по предоставлению широкого перечня услуг, которые обычно предоставляют коммерческим клиентам. К ним относят те виды деятельности, которые требуют высокого профессионального, научного и технического уровня, но не включают текущие, рутинные функции и обычно не требуют много времени. В частности, класс 74.90 содержит

- консультирование по вопросам безопасности;

- консультирование в области окружающей среды;

- консультирование по другим техническим вопросам.

______________________________________________

[1] Закон Украины от 14.10.92 г.. № 2694-XII «Об охране труда» (в редакции Закона от 21.11.2002 г. № 229-IV) (прим. ред.).

[2] Типовое положение о службе охраны труда (НПАОП 0.00-4.35-04), утвержденное приказом Госнадзорохрантруда от 15.11.2004 г. № 255 (прим. ред.).

[3] Национальный классификатор Украины ДК 003: 2010 «Классификатор профессий», утвержденный приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327 (прим. ред.).

[4] Согласно приказу Нацгосслужбы от 11.07.2017 г. № 11 (прим. ред.).

[5] Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда (НПАОП 0.00-4.12-05), утвержденное приказом Госнадзорохрантруда от 26.01.2005 г. № 15 (прим. ред.).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы