Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Работодатели не обязаны самостоятельно искать работников с инвалидностью для выполнения норматива

Стороны спора

Истец – отделение Фонда соцзащиты инвалидов (далее – Фонд); ответчик – предприятие.

Обстоятельства дела

Согласно сведениям, указанным предприятием в форме № 10-ПІ «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденной приказом Минтруда и соцполитики от 10.02.07 г. № 42 (далее – форма 10-ПІ), среднеучетная численность штатных работников за 2016 год составила 66 человек, среднеучетная численность штатных работников с инвалидностью – 0 человек, численность работников с инвалидностью, которых предприятие должно было трудоустроить согласно нормативу – 3 человека. Предприятие направляло в центр занятости отчет по форме № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансиях)», утвержденной приказом Минсоцполитики от 31.05.13 г. № 316, о наличии вакансий для трудоустройства лиц с инвалидностью. Из письма центра занятости от 06.04.17 г. следует, что предприятием в течение 2016 года подавались отчеты по форме № 3-ПН, а центром занятости на предприятие лица с инвалидностью не направлялись, то есть отказов в трудоустройстве таких лиц по направлению центра занятости со стороны предприятия не было. Тем не менее Фонд применил к предприятию административно-хозяйственные санкции за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью. Поскольку сумму указанных санкций предприятие в добровольном порядке не уплатило, Фонд обратился в суд за взысканием этих сумм. Суд первой инстанции оставил иск Фонда без удовлетворения. Апелляционный суд оставил решение окружного суда без изменений. Тогда Фонд подал кассационную жалобу.

Позиция истца (Фонда)

Предприятием в нарушение требований, установленных ст. 19, 20 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII (далее – Закон № 875), не уплачены суммы административно-хозяйственной санкции. Причина наложения санкций: ответчиком не были предприняты все необходимые действия по трудоустройству лиц с инвалидностью. Подача в центр занятости формы № 3-ПН не является надлежащим исполнением возложенной на работодателя обязанности по трудоустройству лиц с инвалидностью.

На чьей стороне суд

Кассационная жалоба Фонда оставлена без удовлетворения (постановление ВСУ от 24.02.20 г., ЕГРСР, рег. № 87779435).

Аргументы суда

  1. Согласно ст. 19 Закона № 875 для работодателей (юрлиц и предпринимателей) норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью устанавливается в размере 4 % от среднеучетной численности штатных работников за год, а если работает от 8 до 25 человек – в количестве одного рабочего места.
  2. В случае невыполнения указанного норматива работодатель должен уплатить штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 20 Закона № 875. Сумма штрафа рассчитывается и уплачивается работодателем самостоятельно в срок до 15 апреля года, следующего за тем, в котором не выполнен норматив.
  3. Согласно п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона от 05.07.12 г. № 5067-VI работодатели обязаны своевременно и в полном объеме подавать информацию о спросе на рабочую силу (вакансии) в центр занятости. Делается это путем подачи отчета по форме № 3-ПН не позднее чем через 3 рабочих дня с даты открытия вакансии. Поскольку периодичность подачи такой формы законодательно не установлена, достаточно разового информирования центра занятости о каждой открытой вакансии, предназначенной для трудоустройства лица с инвалидностью. В этом случае считается, что работодатель принял необходимые меры для выполнения норматива.

Вывод

Даже если рабочие места, предназначенные для трудоустройства лиц с инвалидностью, останутся незанятыми, работодателя не вправе оштрафовать за невыполнение норматива, если:

  • рабочие места для лиц с инвалидностью были созданы им согласно нормативам, установленным ст. 19 Закона № 875;
  • центр занятости был надлежащим образом проинформирован о наличии вакансий для лиц с инвалидностью;
  • со стороны работодателя не было отказов в трудоустройстве лиц с инвалидностью по направлению центра занятости
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
24.04.2025
Как сообщить об изменении сведений, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота топлива
В статье расскажем, в каких случаях субъекту хозяйствования – хранителю горючего следует сообщать об изменениях в сведениях, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего. Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего С 08.04.2025 вступило в силу поста...
17.04.2025
Лицензии на алкоголь, табак, горючее: кто обязан обновить информацию до 01.07.2025?
В консультации мы рассмотрим, кто и каким образом должен подать в орган лицензирования обновленные данные, а также ответим на ваши вопросы. Правила лицензирования операций с алкоголем, табаком и горючим изменились с 01.01.2025 – в связи с введением в действие норм Закона от 18.06.2024 № 3817-I...
11.04.2025
Как преобразовать частное предприятие в ООО в связи с отменой Хозяйственного кодекса?
Деятельность частных предприятий в настоящее время регулируется нормами Хозяйственного кодекса (далее – ХК). Однако в августе 2025 года ХК утратит свою силу. Поэтому уже сейчас у собственников многих частных предприятий возникают вопросы, что будет с их предприятием после утраты силы ХК, нужно...
Лучшие материалы