Предоставление справок социально-правового характера
Социальный аспект
В данной статье рассмотрим не менее важные функции в деятельности арбитражного управляющего – предоставление справок социально-правового характера и внесение исправлений в трудовые книжки бывших работников предприятия-банкрота.
Выдача справок до передачи документов архивному учреждению
Запросы социально-правового характера – это запросы физического или юридического лица, связанные с социальной защитой, направленные на обеспечение их законных прав и интересов, в частности пенсионного обеспечения и получения льгот и компенсаций в соответствии с законодательством и международными обязательствами Украины (п. 4.2.1. гл. 4 разд. VІ Правил работы архивных учреждений Украины, утвержденных приказом Минюста от 08.04.13 г. № 656/5, далее – Правила № 656/5).
Документы по кадровым вопросам (личному составу) служат основанием для предоставления справок социально-правового характера, а именно справок бывшим работникам предприятий по заработной плате, исчисления и подтверждения стажа застрахованных лиц, которые были заняты полный рабочий день на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по Списку № 1) и заняты полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда (по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному КМУ) и по результатам аттестации рабочих мест имеют право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, и других справок, связанных с этими документами.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона от 14.05.92 г. № 2343-XII «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее – Закон № 2343) со дня назначения ликвидатора к нему переходят права руководителя (органов управления) юрлица-банкрота.
В течение всей ликвидационной процедуры до момента вынесения хозяйственным судом определения о ликвидации юрлица-банкрота ликвидатор обязан выдавать на запрос бывших работников предприятия-банкрота справки о подтверждении стажа их работы, уточняющие справки, определяющие право работника на пенсию на льготных условиях, справки о зарплате для начисления пенсии и предоставлять копии необходимых документов, подтверждающих данные, указанные в выданных справках.
Справки о стаже
В соответствии с п. 20 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного постановлением КМУ от 12.08.93 г. № 637 (далее – Порядок № 637), в случае если в трудовой книжке нет сведений, определяющих право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников.
Льготная справка составляется для уточнения работ с вредными и тяжелыми условиями труды, в которых работал работник полный рабочий день, то есть не менее 80 % рабочего времени, установленного для работников этого производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением своих трудовых обязанностей (п. 2 Порядка применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 18.11.05 г. № 383 (далее – Порядок № 383).
При необходимости к уточняющей справке ликвидатор обязан приложить копии документов, на основании которых выдана льготная справка, и документы, подтверждающие льготный стаж: копии приказов предприятия о результатах аттестации рабочих мест с перечнем рабочих мест, должностей по результатам аттестации которых право на назначение пенсии на льготных условиях подтверждено, карты условий труда (для подтверждения стажа после 21.08.92 г.).
К сожалению, на предприятиях-банкротах не всегда могут быть документы, подтверждающие выполнение работником работы с вредными и тяжелыми условиями труда полный рабочий день или 80 % рабочего времени.
Напомним, что такими подтверждающими документами служат, в частности:
- табели и наряды учета рабочего времени работников, задействованных на работах с вредными условиями труда;
- приказы (распоряжения) о закреплении рабочих за определенными участками работ и оборудованием;
- документы о технологии производства;
- журналы заданий;
- рабочие книги бригадиров;
- наряды на выполнение работ;
- нормированные задания;
- журналы учета инструктажа по технике безопасности;
- журналы учета работ по технике безопасности;
- журналы проведения аттестации по технике безопасности и т. п.
В льготный стаж зачисляется весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в Списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.92 г. и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.92 г. (п. 3 Порядка № 383).
Согласно п. 4.1 Порядка № 383 для зачисления в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного 5-летнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.92 г., при назначении такой пенсии соответствующее право в течение указанного периода должно быть подтверждено по результатам аттестации.
Поэтому при составлении уточняющей льготной справки ликвидатор должен руководствоваться Порядком № 383.
Если ликвидатор не имеет возможности выдать уточняющую справку о характере работы и полной занятости бывшего работника предприятия-банкрота, то, во избежание жалоб, ему целесообразно дать письменный ответ с обоснованием невозможности выдачи справки, а также разъяснить в нем, что в соответствии со ст. 62 Закона от 05.11.91 г. № 1788-ХІІ «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 1788) основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка работника.
В п. 10 обзорного письма ВАСУ от 14.08.08 г. № 1406/100/13-08 «О практике применения законодательства по вопросам пенсионного обеспечения (по результатам дел, рассмотренных ВАСУ в кассационном порядке)» (с изменениями, внесенными согласно письму ВАСУ от 18.09.08 г. № 1547/100/13-08) сказано, что при наличии у работника трудовой книжки с внесенными надлежащим образом записями, которые подтверждают трудовой стаж, подтверждение трудового стажа уточняющими справками не требуется. То есть льготный стаж не может подтверждаться исключительно уточняющими справками, выданными ликвидатором.
Такой вывод следует и из решения Николаевского окружного административного суда от 14.12.18 г. по делу № 1440/2036/18. В нем сказано, что непредоставление уточняющей справки не может быть основанием для отказа в назначенных льготной пенсии и не может нивелировать право истца на пенсию, гарантированное Конституцией Украины, в соответствии с которой граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в старости.
При отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения в связи с:
- военными действиями, стихийным бедствием, авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями – стаж работы, дающий право на пенсию, устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, которые бы знали заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии (п. 17 Порядка № 637);
- ликвидацией предприятия, учреждения, организации или отсутствия архивных данных по иным причинам, нежели указанные в п. 17 Порядка № 637, – трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, которые бы знали заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии и имели документы о своей работе за время, за которое они подтверждают работу заявителя (п. 18 Порядка № 637).
В приложении 5 к Порядку № 637 утверждена форма Справки о подтверждении имеющегося трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней.
При составлении уточняющей льготной справки ликвидатор должен учитывать специфику деятельности предприятия. В частности, в п. 7 Порядка № 383 определен следующий порядок исчисления льготного стажа для рабочих специализированных предприятий (строительно-ремонтных, строительно-монтажных, ремонтных и т. п.): общее количество дней, в течение которых работник полный рабочий день был занят на работах с вредными условиями труда, делится на 25,4 (при 6-дневной рабочей неделе) или на 21,2 (при 5-дневной рабочей неделе).
Справки о заработной плате (доходе)
В соответствии с п. 2.10 Порядка представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденного постановлением правления ПФУ от 25.11.05 г. № 22-1 (далее – Постановление № 22-1), справка о зарплате (доходе) лица выдается на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов о начисленной и выплаченной зарплате предприятием (учреждением, организацией), где работало лицо, которое обращается за пенсией. Если предприятие (учреждение, организация) ликвидировано или прекратило свое существование по иным причинам, то справка о зарплате выдается его правопреемником или архивным учреждением.
Бывшие работники имеют право обратиться к ликвидатору с требованием выдать им справку о зарплате для начисления пенсии. А ликвидатор предприятия-банкрота обязан выдать такую справку по установленной форме.
В соответствии с абзацем первым ч. 1 ст. 40 Закона от 09.07.03 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» для исчисления пенсии учитывается зарплата (доход) за весь период страхового стажа начиная с 01.07.2000 г. По желанию пенсионера и при условии подтверждения справки о зарплате первичными документами или в случае, если страховой стаж начиная с 01.07.2000 г. составляет менее 60 месяцев, для исчисления пенсии также учитывается зарплата (доход) за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 30.06.2000 г. независимо от перерывов.
Пользуясь случаем, напомним, что приказом Минюста от 14.03.13 г. № 430/5 утвержден Перечень видов документов, связанных с обеспечением социальной защиты граждан, которые должны поступать в архивные учреждения при ликвидации предприятий, учреждений, организаций, которые не относятся к источникам формирования Национального архивного фонда.
Согласно данному Перечню на хранение в архивное учреждение должны передаваться сведения о застрахованном лице, которое подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию (персонифицированный учет), то есть отчет о суммах начисленной зарплаты застрахованных лиц и суммах начисленных страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, единого взноса на общеобязательное социальное страхование, срок хранения которого – 75 лет.
С 01.07.03 г. именно по данным персонифицированного учета учитывается средний заработок для исчисления пенсии. Так, в соответствии со ст. 65 Закона № 1788 среднемесячный заработок для исчисления пенсий берется за любые 60 календарных месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности независимо от перерывов в работе и за период работы начиная с 01.07.03 г. до момента обращения за пенсией.
Таким образом, заработок за период работы до 01.07.03 г. учитывается на основании документов о начисленной зарплате (выплате, доходе), выданных в установленном законодательством порядке, а за период работы с 01.07.03 г. – по данным персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Форма Справки о заработной плате для исчисления пенсии утверждена Постановлением № 22-1.
Если переданный ликвидатору архив не содержит документов, на основании которых составляется справка о зарплате для начисления пенсии, то ликвидатор в письменном виде сообщает об этом работнику, запросившему такую справку. На основании письма ликвидатора работник должен обратиться в орган ПФУ для исчисления зарплаты для назначения пенсии согласно постановлению КМУ от 05.07.06 г. № 919 (далее – Постановление № 919).
Постановлением № 919 утвержден Порядок определения заработной платы (дохода) для назначения пенсии в случае утери документов о ее начислении и выплате.
Кроме того, во исполнение этого Постановления совместным приказом Минсоцполитики и Минфина от 28.03.16 г. № 305/392 и постановлением правления ПФУ от 28.03.16 г. № 6-1 утвержден Порядок получения из Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков данных о заработной плате (доходе) для назначения пенсии в случае утери документов о ее начислении и выплате.
Если предприятия, учреждения, организации или их правопреемники находятся на временно оккупированной территории Украины или в районах проведения АТО, то специальный трудовой стаж может подтверждаться данными, имеющимися в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (п. 20 Порядка № 637).
Выдача справок после передачи документов архивному учреждению
А теперь рассмотрим вопрос выдачи справок бывшим работникам предприятия-банкрота после передачи архива по кадровым вопросам (личному составу) архивному учреждению до вынесения хозяйственным судом определения о ликвидации юридического лица.
Здесь хотелось бы обратить внимание, что постановлением правления ПФУ от 10.11.06 г. № 18-1 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, которые зачисляются в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет в случае ликвидации предприятия, учреждения и организации без определения правопреемника.
В п. 11 данного Порядка определено, что документы, выданные архивными учреждениями (справки о зарплате, копии документов о проведении аттестации рабочих мест и другие справки) принимаются к исполнению ПФУ при условии подтверждения факта прекращения предприятия, учреждения, организации в результате их ликвидации (на основании данных из ЕГР юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований). Поэтому, несмотря на то что ликвидатор передал архивные документы на государственное хранение, он будет вынужден до окончания ликвидационной процедуры составлять и подписывать справки для назначения пенсии.
В таком случае архивное учреждение должно обеспечить ликвидатору беспрепятственный доступ к архивным документам предприятия-банкрота для работы с этими документами.
Однако, к сожалению, не все арбитражные управляющие имеют экономическое образование, разбираются в бухгалтерских вопросах и смогут квалифицировано составить справку (учитывая, что не все выплаты включаются в зарплату для назначения пенсии). Также не все арбитражные управляющие имеют помощников с бухгалтерским образованием или денежные средства на ликвидационном счете для оплаты соответствующих услуг привлеченных специалистов.
Поэтому арбитражному управляющему (ликвидатору) предприятия, у которого нет ликвидационной массы, за счет реализации которой осуществляются расходы на проведение ликвидационной процедуры, остается за свой счет нанимать специалиста по составлению справок для назначения пенсии.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ликвидатор предприятия, к которому со дня назначения переходят права руководителя предприятия-банкрота, должен выдавать архивные справки, архивные копии документов или архивные извлечения из документов бывшим работникам предприятия бесплатно! Тем более что согласно п. 4.2.6. гл. 4 разд. VІ Правил № 656/5 архивные учреждения также обязаны бесплатно выдавать архивные справки по обращениям граждан.
Исправление ликвидатором сведений о работе в трудовой книжке
Нередко к арбитражным управляющим (ликвидаторам) обращаются бывшие работники предприятий-банкротов с просьбой исправить в трудовых книжках сведения о работе за периоды до возбуждения производства по делу о банкротстве.
Согласно п. 2.6 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58 (далее – Инструкция № 58), в случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе, а также о награждении и поощрении и т. п., исправление выполняется собственником или уполномоченным им органом, где была сделана соответствующая запись.
Если предприятие, выполнившее неправильную или неточную запись, ликвидировано, то соответствующая запись делается правопреемником и удостоверяется печатью, а при его отсутствии – архивным учреждением (п. 2.8 Инструкция № 58).
Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона № 2343 со дня назначения ликвидатора к нему переходят права руководителя (органов управления) юрлица-банкрота. Арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) с момента вынесения определения (постановления) о назначении его арбитражным управляющим (распорядителем имущества, управляющим санацией, ликвидатором) до момента прекращения осуществления им полномочий приравнивается к служебному лицу предприятия-должника.
Разъяснение понятия «служебное лицо» дано в письме Минюста от 18.10.18 г. № 610-0-2-13/7.2 со ссылкой на ст. 18 Уголовного кодекса.
В частности, «служебными лицами признаются лица, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций и выполняют такие функции по специальным полномочиям, которыми лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или полномочным служебным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом».
К организационно-распорядительным функциям относятся обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности.
К административно-хозяйственным функциям относятся обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями и т. п.).
Итак, вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что ликвидатор имеет право по запросу бывших работников предприятия-банкрота вносить необходимые исправления в трудовую книжку независимо от даты записи в ней неточных сведений о работе.
Об этом свидетельствует и судебная практика.
В постановлении Винницкого апелляционного административного суда от 31.07.14 г. по делу № 2-а/130/17/14 сказано, что коллегия судей при решении вопроса о правомерности назначения истцу пенсии на льготных условиях не принимает во внимание приказ «О внесении изменений в трудовую книжку», выданный арбитражным управляющим, как принятый с превышением полномочий и вопреки требованиям действующего законодательства Украины.
Судебная палата в административных делах ВСУ постановлением от 30.09.15 г. отменила постановление ВАСУ от 07.04.15 г. и постановление Винницкого апелляционного административного суда от 31.07.14 г., мотивируя тем, что суды кассационной и апелляционной инстанций неправильно применили положения ст. 62 Закона № 1788.
Коллегия судей Судебной палаты в административных делах ВСУ пришла к выводу, что арбитражный управляющий (ликвидатор) предприятия, сделавшего неправильную или неточную запись в трудовой книжке работника, имеет право вносить исправленные сведения в порядке, предусмотренном Инструкцией № 58.
Таким образом, исправление производится на основании имеющихся у ликвидатора архивных документов по кадровым вопросам (личному составу), в частности приказов (распоряжений) по кадровым вопросам.
Если приказы или распоряжения отсутствуют в архиве предприятия либо их содержание не соответствует фактически выполняемой работе, то исправление сведений о работе производится на основании других имеющихся документов, подтверждающих выполнение работ, не указанных в трудовой книжке: трудовых договоров, личных карточек, расчетно-платежных ведомостей (п. 2.9. Инструкции № 58).
В то же время в постановлении ВСУ от 21.02.18 г. по делу № 687/975/17 сказано, что на лицо не может перелагаться бремя доказательства правдивости или достоверности данных, указанных в его трудовой книжке. Отсутствие ссылки или неточных записей в первичных документах по учету трудового стажа и начислению зарплаты на конкретную должность, которую занимал истец в тот или иной период его работы на предприятии при наличии надлежащим образом оформленной трудовой книжки, не может быть основанием для исключения указанных периодов работы из трудового стажа истца, который дает ему право на назначение льготной пенсии по возрасту, поскольку работник не может отвечать за правильность и полноту оформления бухгалтерских документов на предприятии, и, в свою очередь, ненадлежащий порядок ведения и заполнения трудовой книжки и прочей документации по вине администрации предприятия не может быть основанием для лишения истца его конституционного права на социальную защиту в отношении решения вопросов предоставления пенсии по возрасту на льготных условиях в соответствии со ст. 13 Закона № 1788-ХІІ.
Как сказано в п. 3 Порядка № 637, если в трудовой книжке нет необходимых записей или содержатся неправильные либо неточные записи о периодах работы, то для подтверждения трудового стажа принимаются данные, имеющиеся в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
Комментарии к материалу