Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

НУР вынесено незаконно


Стороны спора

Истец – ООО, ответчик – орган ГФС

Обстоятельства дела

Органом ГФС была проведена камеральная проверка НДС-отчетности ООО за июль 2016 года. По результатам проверки составлен акт от 14.12.16 г., в котором зафиксировано, что налогоплательщик нарушил срок уплаты денежного обязательства по НДС, установленный в п. 54.3 и 57.1 Налогового кодекса (далее – НК). В связи с такими нарушениями орган ГФС вынес два налоговых уведомления-решения (далее – НУР), согласно которым на ООО был наложен штраф на общую сумму 13 595,04 грн. С решением налоговой ООО не согласилось и обратилось в суд с требованием отменить НУР. Суд первой и апелляционной инстанции удовлетворил требования истца. Тогда орган ГФС обратился с кассационной жалобой в ВСУ.

Позиции сторон

Ответчик (орган ГФС). Предметом камеральной проверки помимо прочего является своевременность уплаты согласованной суммы налогового обязательства исключительно на основании данных, которые хранятся (обрабатываются) в соответствующих информационных базах. Поэтому спорные НУР, вынесенные по результатам камеральной проверки, были вынесены законно.

На чьей стороне суд

Суд (Постановление ВСУ от 11.12.18 г.,ЕГРСР, рег. № 78626413) не удовлетворил требования органа ГФС, оставив в силе решение суда первой и апелляционной инстанции. Суд признал, что НУР было вынесено незаконно.

Аргументы суда

1. Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика и данных системы электронного администрирования (далее – СЭА) НДС (данных органа, осуществляющего казначейское обслуживание бюджетных средств, в котором открываются счета плательщиков в СЭА НДС, данных ЕРНН и данных таможенных деклараций), а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных СЭА реализации горючего (пп. 75.1.1 НК).

2. Камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя такого органа или направления на ее проведение. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком. Согласие налогоплательщика и его присутствие во время камеральной проверки не обязательно (ст. 76 НК).

3. Цель камеральной проверки – выявить в представленной отчетности, в других данных СЭА, в частности в ЕРНН, арифметические и/или методологические ошибки либо иные сведения, которые привели к занижению/завышению налоговых обязательств или свидетельствуют о нарушении сроков, порядка регистрации налоговых накладных, акцизных накладных или о неподаче (несвоевременной подаче) налоговой отчетности, за что ответственность предусмотрена ст. 120, 1201, 1202 НК.

4. С 01.01.17 г. пп. 75.1.1 НК дополнен абзацем вторым согласно Закону от 21.12.16 г. № 1797-VIII такого содержания: «Предметом камеральной проверки также может быть своевременность представления налоговых деклараций (расчетов) и/или своевременность регистрации НН и/или РК и к НН в ЕРНН, акцизных накладных и/или РК к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных, исправления ошибок в НН и/или своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства исключительно на основании данных, которые хранятся (обрабатываются) в соответствующих информационных базах».

5. Основанием для применения к истцу штрафных санкций из спорных НУР служили выводы ответчика о том, что налоговое обязательство по НДС погашено истцом с нарушением сроков, установленных для уплаты денежных обязательств по этому налогу. Однако в декабре 2016 года, когда проводилась камеральная проверка ООО, у органа ГФС еще не было полномочий исследовать своевременность уплаты налогоплательщиком налоговых обязательств в рамках этой проверки. Таким образом, ответчик вышел за пределы предмета камеральной проверки и принял противоправные НУР о применении к истцу штрафных санкций за несвоевременную уплату таких обязательств.

Вывод

До 01.01.17 г. исследование своевременности уплаты налогоплательщиком налоговых обязательств не могло быть предметом камеральной проверки. Поэтому до этой даты у ГФС отсутствовали полномочия штрафовать налогоплательщиков за несвоевременную уплату налоговых обязательств по результатам камеральной проверки

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
13.05.2025
Алкоголь, табак и горючее: штрафы в сфере лицензирования
В статье рассмотрим, какие штрафы применяются за нарушения в сфере лицензирования, касающегося алкогольных напитков, табачных изделий и горючего. С 2025 года правила лицензирования хозяйственной деятельности по производству, торговле, хранению алкоголя, табачных изделий и горючего изменились. Не все...
24.04.2025
Как сообщить об изменении сведений, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота топлива
В статье расскажем, в каких случаях субъекту хозяйствования – хранителю горючего следует сообщать об изменениях в сведениях, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего. Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего С 08.04.2025 вступило в силу поста...
17.04.2025
Лицензии на алкоголь, табак, горючее: кто обязан обновить информацию до 01.07.2025?
В консультации мы рассмотрим, кто и каким образом должен подать в орган лицензирования обновленные данные, а также ответим на ваши вопросы. Правила лицензирования операций с алкоголем, табаком и горючим изменились с 01.01.2025 – в связи с введением в действие норм Закона от 18.06.2024 № 3817-I...
Лучшие материалы