Можно ли повторно обжаловать налоговое уведомление-решение?
Налогоплательщик получил от ГНИ налоговое уведомление-решение (далее – НУР) и решил воспользоваться административной процедурой обжалования. По результатам рассмотрения жалобы областным управлением ГФС было принято решение отказать в удовлетворении жалобы и оставить в силе НУР. Плательщик посчитал, что налоговики не полностью поняли его мнение, поэтому повторно подал в облуправление ГФС жалобу и доказательства относительно вынесенного НУР. Правильно ли сделал плательщик, вторично обжаловав НУР в тот же орган?
Думаем, не совсем правильно, объясним, почему именно.
Процедура административного обжалования считается досудебным способом разрешения спора. Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами утвержден приказом Минфина от 21.10.15 г. № 916 (далее – Порядок № 916).
Согласно Порядку № 916 жалоба на решение подается в орган, высший по степени, чем тот, который вынес НУР. То есть плательщик может направить жалобу в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) после получения НУР (п. 1 разд. ІІІ Порядка № 916):
- в орган ГФС в г. Киеве и областях – на решение ГНИ (п. 1 разд. ІІ);
- центральный орган ГФС – на решение органа ГФС в г. Киеве и областях (п. 2 разд. ІІ).
После регистрации жалобы орган ГФС должен в течение 20 к. д. принять мотивированное решение и направить его в адрес налогоплательщика, указанный в жалобе (или на его налоговый адрес), по почте с уведомлением о вручении или выдать плательщику под подпись (п. 1, 2 разд. VII Порядка № 916). Детальнее об админобжаловании – в «Налоговое уведомление-решение: административное обжалование».
Мотивированное решение должно соответствовать следующим признакам:
- в нем приводятся конкретные ссылки на нормы Налогового кодекса (далее – НК) и другие нормативно-правовые акты, на которых оно основывается, с учетом материалов жалобы;
- по сути требований или возражений плательщика орган ГФС высказал свою позицию.
Как следует из вопроса, плательщик воспользовался административной процедурой обжалования НУР и получил решение по своей жалобе. Однако оно не удовлетворило его, и он еще раз направил жалобу и доказательства в пользу своей позиции в тот же орган (т. е. органу ГФС в области). Впрочем, ни НК, ни Порядок № 916 не предусматривают повторного обжалования в тот же орган.
Итак, плательщик ошибочно считает, что повторное обжалование изменит мнение фискалов по вынесенному НУР. Но это обращение даже не будет рассматриваться как админобжалование (ведь он уже воспользовался таким правом по данному НУР), скорее всего, его рассмотрят на основании Закона от 02.10.96 г. № 393/96-ВР «Об обращениях граждан».
Таким образом, в этой ситуации налогоплательщик должен:
- или продолжить административное обжалование, но в вышестоящий орган – центральный орган ГФС;
- или воспользоваться судебным порядком обжалования.
Если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, плательщик имеет право обжаловать в суд НУР или другое решение органа ГФС о начислении денежного обязательства в течение месяца со дня окончания такой процедуры. В случае обращения в суд денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу (п. 56.18, 56.19 НК).
Подведем итоги: законодательством не предусмотрено повторное обжалование НУР в тот же орган. Получив результаты рассмотрения своей жалобы, плательщик имеет право продолжить админобжалование в вышестоящий орган или обратиться в суд.
Комментарии к материалу